Статья По теме исследования опубликована 1 статья: «Проблема считываемости невербального кода в изображении персонажа художественного произведения

Данная статья опубликована: «Проблема считываемости невербального кода в изображении персонажа художественного произведения (по данным психолингвистического эксперимента)// Актуальные проблемы филологии: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых. Вып. 13. Екатеринбург, 28 апреля 2016 / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. С. 186-191.

С.В. Махнева
Проблема считываемости невербального кода в изображении персонажа художественного произведения (по данным психолингвистического эксперимента)

Аннотация: В данной статье описан проведенный нами психолингвистический эксперимент, для которого была выбрана методика заполнения текстовых лакун. Нами подробно описана выбранная экспериментальная методика: учащимся 9 класса было предложено прочитать отрывки из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», вставляя в пропуски слова, обозначающие невербальные сигналы в поведении героев. В статье представлены этапы проведения самого эксперимента, который предполагал определить степень считываемости невербальных сигналов, приведены примеры отрывков с интерпретацией результатов. Данный эксперимент показал низкую степень считываемости невербальных сигналов в поведении героя художественного произведения учащимися в опоре на контекст. Большинство ответов продемонстрировали абсолютную несчитываемость этих сигналов. Экспериментальная гипотеза частично подтвердилась.
Ключевые слова: психолингвистический эксперимент, методика заполнения тестовых лакун, невербальный код, деформация сообщения.
А
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду с собственно речевым знаком является невербальный сигнал.
Невербальное общение- это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, невербальные и кинетические средства общения (от греч. kinesis- «движение»): выражение лица, мимика, жесты, позы - сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях заменяют слова и выступают как средство передачи информации [Леонтьев 1997; Зимняя 2001].
Мы прибегаем к невербальной коммуникации в повседневной жизни, когда нам фактически не хватает слов для выражения наших мыслей и чувств. В художественных произведениях невербальные средства используются авторами для более полной характеристики своих героев [Белянин 1999; Фрумкина 2001].
В данной статье описан проведенный нами психолингвистический эксперимент, для которого был выбран метод вероятностного прогнозирования, а именно одна из его методик - методика заполнения текстовых лакун. Сущность методики заключается в следующем: речевое сообщение деформируется перед предъявлением испытуемым. Деформация сообщения заключается в пропуске некоторых слов в предложении. Для проведения эксперимента нами использованы текстовые фрагменты из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в которых представлено вербальное описание различных невербальных сигналов.
Сущность данной методики состоит в деформации речевого сообщения и последующем его предъявлении испытуемым для восстановления. Условием, обеспечивающим возможность восстановления разрушенного сообщения, служит принцип избыточности речевого сообщения, обеспечивающий даже при наличии помех более или менее адекватное понимание как устной, так и письменной речи. Данные экспериментов по методике заполнения текстовых лакун позволяют не только сделать выводы в отношении текстов и механизма их восприятия, но и быть диагностическим средством речевого и неречевого поведения испытуемых [Гридина 2012: 13].
Целью нашего эксперимента было определение степени считываемости невербальных сигналов героя художественного произведения учащимися в опоре на контекст.
Испытуемым предлагалось прочитать отрывки из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», вставляя в пропуски слова, обозначающие невербальные сигналы в поведении героев. Время было ограничено, на выполнение задания отводилось 10-15 минут. Всего нами были опрошен 21 человек. Все испытуемые учащиеся 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №4 г. Богданович.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: степень считываемости невербального кода в изображении героя художественного (реалистического) произведения будет зависеть от ряда факторов, влияющих на его восприятие (опыт литературоведческого анализа художественных произведений, эстетический вкус, личный опыт невербального общения между людьми и даже словарный запас). Всего было взято 11 отрывков, в каждом из которых было пропущено 1-2 слова, репрезентирующих невербальное поведение героев (невербальные сигналы относятся к оптической и аудиальной сенсорным системам).
Рассмотрим некоторые фрагменты, предложенные учащимся (выделенные слова были пропущены в анкетах испытуемых).
Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного [Лермонтов 1989: 148].
Старик нахмурил бр
· Он был печален и сердит, хотя старался скрыть это [Лермонтов 1989: 75].
Лицо её было покрыто бледностью, изобличавшей волнение душевное [Лермонтов 1989: 87].
но только что завидела меня, она стала хохотать (очень некстати), показывая, будто меня не примечает [Лермонтов 1989: 118].
Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать - и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине [Лермонтов 1989: 120].
В первом фрагменте все испытуемые дали правильный вариант выражения эмоционального состояния «стыд» для героя романа Грушницкого, написав «покраснел», что говорит о наличие связи между эмоциональным состоянием и невербальным проявлением героя.
Во втором отрывке при расшифровке невербального сигнала выявлена абсолютная степень считываемости у 7 респондентов, неполная считываемость у 9 респондентов, которые дали следующие ответы: нахмурился. Это указывает на связь между невербальным проявлением героя и его эмоциональным состоянием. Абсолютное несчитываемость невербального сигнала наблюдается в 5 ответах: был печален (1), опустил глаза (1), был угрюм (1), был зол (1), видел что (1).
В третьем отрывке все ответы респондентов демонстрируют абсолютную несчитываемость при расшифровке невербального сигнала, не имеют никакого отношения к исходному тексту. Испытуемыми были даны следующие ответы: несчастно (1), напряженное (1), грустным/грустное (4), нервное (1), в лёгком недоумении (1), красное (3), печальное (1), задумчивое (2), светло (1), смущенное (1), прекрасно (2), беспокойно (1), понятное (1), расслабленное (1).
В четвертом отрывке 5 респондентов дали относительно верный ответ: весела (4), улыбаться (1); а остальные ответы абсолютно несчитываемые: грустна (3), отворачиваться (4), грубой (1), холодна (1), опускать глаза (2), опечалена (1), кричать (1), грустить (1), игнорировать (1), мрачная (1).
В пятом отрывке 5 респондентов дали относительно правильный в расшифровке авторского невербального сигнала ответ: покраснел (5); а 16 ответов показывают абсолютную несчитываемость при восстановлении исходного невербального сигнала: опечалился (1), застыл (1), улыбнулся (1), замолчал (1), ответил (1), повернулся (1), опустил глаза (1), сказал (2), присел (1), загрустил (1), нахмурился (1), поник/ сильно поник (2), опечалился (1), испугался (1).
Так, данный эксперимент показал низкую степень считываемости отдельных невербальных сигналов в поведении героя художественного произведения учащимися в опоре на контекст. Большинство ответов демонстрируют абсолютную несчитываемость при определении смысла невербальных сигналов.
Интерпретация экспериментальных данных показывает основные причины абсолютной несчитываемости невербальных сигналов, представленной в ответах учащихся:
недостаточный опыт литературоведческого анализа литературных произведений;
отсутствие эстетического вкуса;
ограниченный объем словарного запаса;
недостаточность личного опыта учащихся в невербальном общении с другими людьми.
Таким образом, методика заполнения текстовых лакун как экспериментального метода для выявления значения невербального кода в изображении персонажей художественных произведений оказывается продуктивной в процессе литературного образования современных школьников.
Системное обращение к рассмотрению невербальных средств общения героев других произведений на уроках литературы повышает мотивацию учащихся к осмысленному прочтению этих произведений [Куцая 2009]. На наш взгляд, понимание внутреннего мира героев художественного произведения, их чувств, переживаний способно привести учащихся к собственным размышлениям, а также установлению диалога и полилога на уроках литературы.
Литература
Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.
Гридина Т.А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопораждения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – Вып. 10.
Гридина Т.А. Языковая игра в художественном тексте: [Текст] Монография / Т.А. Гридина. – 3-е изд., испр. и доп.; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2001
Куцая Ж.Н. «Витальные» жесты толстовских героев (по роману «Война и мир») // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- 2009. – № 10. – С. 158–161.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени. – М. , 1989.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2001.
Сведения об авторе:
Махнева Светлана Викторовна
Магистрантка 2 года обучения, учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ №4 г.Богданович
Mahneva Svetlana Victorovna
Научный руководитель:
Иванова Евгения Николаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка
Контактная информация: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]