Конспект урока по географии на тему Путешествия морских народов


СПб ГКУЗ
«Детский санаторий «Берёзка»
Урок открытия нового знания
«Путешествия морских народов»
5 класс.

учитель географии Шевченко Е.И.
2015
Оборудование: Физическая карта полушарий (с.10), Важнейшие географические открытия (с. 32), атлас «География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 кл.», ноутбук, проектор, презентация к уроку, смайлики, маршрутные листы, картографический практикум, карточки рефлексии «Мишень успеха».Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «География. Введение в географию. 5 кл.», - М.: «Русское слово», 2014г. (пар. 9, с. 45-47)
Список литературы:
Жаклин Симпсон «Викинги. Быт, религия, культура», 290 стр., 96 ил.
Г.В. Ласкавый «Викинги. Походы, открытия, культура», 2004.
А.Я. Гуревич « Походы викингов », М., 1996.
Интернет-энциклопедия «Википедия»
Планируемые образовательные результаты
предметные метапредметныеличностные
Учащиеся смогут:
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты их плаваний;
Узнать, кто такие викинги, познакомиться с их бытом;
Описывать географические открытия викингов;
Выявлять особенности природы характерные для о. Исландия,
о. Гренландия;
Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. Учащиеся смогут:
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи открытия и заселения о. Исландия, о.Гренландия, территории Винланда;
Определять критерии для сравнения природы вновь открытых викингами земель;
Научиться вести диалог, вырабатывая общее решение. Учащиеся смогут: сформировать личностное мнение по вопросу расселения людей по материкам и островам.
Технологическая карта урока ( системно-деятельностный подход)
Этап Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Самоопределение к деятельности;
организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение.
Проверка готовности учащихся к уроку; определение «настроения» урока.
Методический приём «Настроение урока»: учащимся предлагается выбрать смайлик (грустный или весёлый). Вместе выбираем настроение урока. Подготовка к работе на уроке. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
Подготовка учащихся к проектировочной деятельности
актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
тренировка соответствующих мыслительных операций;
в завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Выполнение задания по материалу прошлого урока: учащимся предлагается показать маршруты путешествий финикийцев, Пифея;
(коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа) Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполаганиеКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Создание проблемной ситуации Побуждающий диалог:
Почему некоторые народы называют морскими?
Сегодня мы познакомимся с людьми моря.
Что нам необходимо о них узнать?
Тысячу лет тому назад на Скандинавском п-ве жили викинги, что означает «люди моря».
Как вы думаете, любознательность или необходимость влекла викингов в путешествия?
(постановка проблемы) Участвуют в диалоге:
т.к. живут на побережьях, занимаются морской торговлей, совершают плавания, …
Кто такие? Какие плавания совершали? Где и как жили?
Что побуждало их к путешествиям?
Общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;
Личностные: развитие этических и моральных чувств понимания напряжения первопроходцев; понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
«Открытие» учащимися нового знания Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в форме организации путешествия по маршрутным листам, описании быта викингов
в соответствии с содержанием урока.
1 группа: «Жизнь викинга на родине» (уч. с.45-46);
2 группа: «Путешествие Эйрика Рыжего» (уч. с.46-47);
3 группа: «Путешествие Лейва Эйриксона» (уч. с.47)
Учитель создаёт игровую ситуацию – каждая группа работает с документами, материалы которых были перепутаны в архивах. Задача группы: восстановить тексты исторических документов, фрагменты карт путешественников, иллюстраций к быту викингов.
Приложение 1. Маршрутные листы.
По ходу работы групп учитель направляет учащихся. На данном этапе учащимся предлагается определить содержание темы урока (работа с текстом учебника и выделение смысловых частей темы)
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
По ходу работы групп и их выступлений, учитель направляет учащихся, обращает их внимание на физическую карту и правильность показа географических объектов. Во время ответов учащихся, учитель демонстрирует слайды презентации.
Здоровьесберегающая организация учебной деятельности (20-я минута урока): проведение физкультминутки:
Учащиеся встают, поворачиваются боком к партам, берутся за руки и, поднимая поочерёдно руки вверх, изображают волну, по которым викинги бороздили моря и океаны. Собрался однажды отважный отрядИ в путь он отправился морем преград.Драккары плывут, паруса шелестят,Щиты на боках у драккара висят.Под ритм барабанов, что смелость дает
Отряд свой корабль вперед уведет.Гребите, викинги, гребитеМы вышли на простор морей.Рубите, викинги, рубитеОтважней нет нас, и смелей!
В форме коммуникативного взаимодействия – работе в группе, решают типовые задания на новый способ действий с проговаривание установленного алгоритма во внешней речи при представлении результатов своей работы. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные: управление поведением соратника – контроль, коррекция, оценка его действий;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний;
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, и сами оценивают её. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контроль процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность (проводится географический практикум; Приложение 2. Географический практикум.
В маршрутном листе учащимся предлагается сделать отметку – выбрать значок урока «понял», «возникли трудности», «совсем не понял». Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Ученик, работая над заданием, проводит самооценку своего труда. После задания есть отметка о выполнении, куда ученик заносит свой результат. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Рефлексия Организует рефлексию.
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
Домашнее задание даётся с элементами выбора, творчества:
нарисовать викинга, дать ему имя;
нарисовать викинга, дать ему имя, написать о нём сагу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты урока. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Приложение №1
Маршрут 1. «Жизнь викинга на родине» (уч. с.45-46)
Задание №1: Восстановите историческую справку
Тысячу лет назад на …………… Европы, на ………………………….. полуострове, жили люди, называвшие себя …………………., что означает «люди моря». Остальные народы звали их ……………………, т.е. людьми с севера, а на Руси их называли ………………… .Суровая природа севера растила викингов ………………., …………….., ……………….
людьми. У них был …………………… характер, они …………… ссорились между собой, поэтому не любили жить ……………….. и старались селиться так, чтобы ………………………. своих соседей. Так викинги сначала заселили всё побережье ………………………………. п-ва, а потом отправились путешествовать.
Народы, жившие на побережье, впадали в панику при появлении викингов. И это понятно – ведь викинги - ………………………………………………………………… .Задание №2: Опишите быт семьи викинга, используя иллюстрацию
Жилище ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………….
Утварь
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………..
Одежда
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
Занятия женщин
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................
………………………………………………………………………………………………………………….
Занятия детей
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………….
Где же глава семьи?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………….

Женщины викингов в IX-X столетиях. На иллюстрации женщины викингов, занятые обычной для них домашней работой, изображены в типичной для того периода одежде.
Самооценка выполнения ……………………..
Оценка учителя ……………………………….
Маршрут 2. «Путешествие Эйрика Рыжего» (уч. с. 46-47)
Задание №1: Восстановите историческую справку
В 983г. н.э. Эйрик Рыжий открыл огромный остров, лежащий к ………………… от о. Исландия. Он назвал его ………………………………, что означает ……………………………….. . Жизнь на острове была очень …………………… . Грабить было некого и викингам пришлось …………………. .Весь остров был покрыт …………….., и только на крайнем юге летом зеленела трава. Здесь викинги разводили ………… и ……….. , давших им …………………… и …………………. . В море викинги ловили рыбу, промышляли …………………….. и ………………………. . Они нуждались в: …………, ……………………….., …………………….., ……………. .
Викинги надеялись, что к ……….. от ……………………………. существует более благодатная земля.
Задание №2: Опишите Эйрика Рыжего, используя иллюстрацию
Почему Рыжий?
…………………………………………………………………………………………………………………..
Телосложение
…………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Лицо
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Глаза, взгляд
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………..
Одежда, её цвет
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
Вооружение
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Эйрик Рыжий
Самооценка выполнения ………………………..
Оценка учителя ………………………………….
Маршрут 3. «Путешествие Лейва Эйриксена» (уч. с. 47)
Задание №1: Восстановите историческую справку
Лейв Эйриксен - ………… Эйрика Рыжего. Именно он около 1000 г. н.э. нашёл благодатную землю, которую назвал ……………………., что означает ……………………… Земля. Современные учёные считают, что Лейв открыл берега ………………………………………., опередив Х. Колумба на 500 лет. Со своими товарищами Лейв прожил здесь почти …….. год. Здесь было ……………….., чем в Гренландии. Трава оставалась ……………, не надо было заготавливать на зиму ………… для ………….. . В реках было …………………. рыбы, вокруг рос дикий ……………………… . После путешествия у Лейва появилось прозвище - ………………………., потому, что …………………….....
………………………………………………………………………………………………………………….
Задание №1: Опишите приезд Лейва Эйриксена на благодатную землю
Когда прибыли? Почему?
…………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………..
На чём?
…………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………..
Кого могли встретить на берегу?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Возможно, ли было совместное проживание? Почему?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


Лейв Эйриксен на благодатной земле
Самооценка выполнения …………………………..
Оценка учителя …………………………………….
Приложение №2
Понял (а) Понял(а) частично ничего не понял
Географический практикум

Приложение №3
Рефлексия