Урок по Окружающему миру Почему радуга разноцветная 1-(2) кл


1-(2) «А» класс. Комбинированный урок Окружающий мир и искусство ( изобразительное искусство).
Урок по теме "Почему радуга разноцветная"
Учитель начальных классов: Маркина Ирина Ильинична,
Учитель изобразительного искусства: Кириллова-Минова Алла Валентиновна
Цель урока: знакомство с возникновением радуги, ее цветами и их последовательностью.
Задачи:
Образовательные:
– формировать первоначальное представление о цвете;– познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;– объяснять природные явления;
Развивающие:
– развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес к явлениям природы;– обогащать словарный запас детей;– содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
– развитие коммуникативных навыков;– учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
Оборудование:
– компьютер,
– наглядный материал к уроку.( фотографии : туч, дождя, радуги)
-краски, ватман, валики, передники, перчатки.
- наборное полотно, с полосками цветов радуги.
-снежок, горячая вода.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Начинается урок,Он пойдёт ребята впрок.Постарайтесь всё понять, Многое хочу сказать. Сегодня у вас необычный урок, сегодня у вас не только урок окружающего мира. Но и урок изобразительного искусства.
3. Актуализация знаний.
–Скажите какое сейчас время года? ( зима)
А какое время года у вас самое любимое?
(Лето)
А какие явления природы вы помните которые вы наблюдали летом?( включаем шум дождя)
-А с чего начинается дождь ? Давайте составим на доске последовательность что за чем идет. ( тучи, дождь,солнышко.)
А вот иногда после дождя появляется……… ( пауза)
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!Расписные воротаПоказались на пути.В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: ( радуга.)
4. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
– Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
(Ответы детей).
– Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
– Дети, кто из вас видел радугу?
Какое настроение было при этом?
– Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
Чтение стихотворения:
Солнце светит и смеётся,А на Землю дождик льётся.И выходит на лугаСемицветная дуга.
– Сколько цветов у радуги?
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
5. Изучение нового материала.
Решение проблемной ситуации.
Предположения детей. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы.
№2. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
№3. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце.
-. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.
Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.
-. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. ( показать призму и рисунок преломления луча)
-. И на небе появляется радуга.
- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
. Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления природы. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем.
Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” – называли её в старину и верили, что она приносит счастье.
Физкульт. минутка.
Все встают за учителем с зонтиком и идут по классу как паровозик под музыку.
6. Цвета теплые и холодные.( Алла Валентиновна)
( Холодная и горячая вода пронести и дать потрогать)
_Кто знает, из каких цветов состоит радуга?
– В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
7 цветов радуги
Краски. Которыми рисуют солнце и огонь, относятся к теплым.(Красный, оранжевый, желтый)
- Краски , которыми рисуют снег, лёд, воду, небо, относятся к холодным цветам.
( предположения детей выслушиваем)
- Это синий, зеленый, фиолетовый.
7. Проблемный вопрос.( Ирина Ильинична)
 Как запомнить цвета по порядку?
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”– По первым буквам слов и запоминаются цвета
-У вас на партах лежат цвета из которых состоит радуга.
_- читаем первое слово ; каждый – с какой буквы начинается это слово ? ( К)
- какой цвет начинается с этой буквы? ( красный)
(на доске постепенно появляются – цветные полоски)
Повторение и заучивание этой фразы.
8. Закрепление нового. (Алла Валентиновна)
- А сейчас работа с красками и кистями .(На полу у доски расстелили пленку разложили листы ватмана гуашь семи цветов, и кисти)
- Ребята попробуйте с помощью кисти изобразить дугу радуги, прочувствовать – это понятие Радуга – дуга.
-Займите свои рабочие места у доски. Сейчас мы начинаем работу.
-Какого цвета краски мы приготовили для работы, назовите их.
-Вспомним в каком порядке расположены цвета в радуге. ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
( Работа на листах ватмана, под музыку)
-Упражнения с лентами ( 7 цветов радуги)
-Выберите одну из цветных лент, вставьте пальчики в петельки на ленте, натяните ее,
-итак – дорога, дерево, волна, замок, руль, поехали.
А посмотрите какие у вас ленточки, ( цвета радуги)
- Сейчас я назову цвет , а вы по очереди встаете.( Получается радуга из ленточек)
9. Итог урока. ( Ирина Ильинична)
Что интересного и нового вы узнали на уроке?
В каком же порядке расположены цвета в радуге?