Применение современных образовательных технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы.

Применение современных образовательных технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы.

Если спросить современного ученика, любит ли он уроки русского языка и литературы , он чаще всего ответит «нет». Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?
На мой взгляд, применение современных образовательных технологий позволяет так организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Говоря о современных образовательных технологиях мы употребляем термин «инновационное обучение»
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Итак,
Инновационные технологии:
игровые
проектные
технология проблемного обучения
технология дифференцированного обучения
технология учебно-исследовательской деятельности на уроке
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
Метод проектов
Технология учебно-исследовательской деятельности на уроке
Технология дифференцированного обучения
Интерактивная технология
Технология дистанционного обучения

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на технологиях, элементы которых я применяю на уроках русского языка и литературы.
Для себя я отмечаю ценность технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Современные дети не любят и не умеют читать. Критическое мышление дает возможность ребятам активно действовать и помогает понять, как нужно работать с полученной информацией.
Здесь незаменим кластер как технологический прием, который применяю на стадии вызова, рефлексии. Работа с кластером может стать и стратегией моего урока в целом. Ожидаемый результат: сформированное умение мыслить логически, соотносить полученные знания с реализацией задач урока; грамотное осознанное выделение смысловых единиц текста (этот навык пригодится мне в дальнейшей работе с лингвистическим анализом текстом в старших классах при подготовке к итоговой аттестации).
Также использую Синквейн – быстрый и мощный, практически незаменимый для меня инструмент рефлексии. Вырабатываю у учащихся умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Метод «Синквейн» занимает 5-10 минут урока, в зависимости от уровня класса (сильный, средний, слабый). При использовании данного метода класс можно делить на группы и дать им разные темы
Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк».
Например синквейн по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Владимир Дубровский
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. – Храбрый, честный
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.-Защищает, мстит, любит
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.- Владимир никогда не сдается
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.-Благородство
Прием «толстые и тонкие» вопросы (на основе методики Б. Блума)
Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.
Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов Ромашка «Блума»:
На примере романа А.С.Пушкина «Дубровский»
1)Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти. «С кем из героев мы знакомимся в 1 главе произведения? Что мы узнаем об их жизни?»
2) Уточняющие вопросы – «Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?»
3) Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) «Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?»
4)Оценочные вопросы (сравнение) – Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским?
5)Творческие вопросы (прогноз) – Как характеризует Дубровского случай на псарне? Как вы думаете что произойдёт дальше?
6) Практические вопросы – «Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить? Как поступили бы вы?»

Исследовательские и проектные методы обучения
В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит, на мой взгляд, к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
В процессе обучения рождаются самые разнообразные индивидуальные и коллективные проекты. Проективный метод весьма продуктивен в рамках учебной и внеучебной деятельности на уроках русского языка и литературы. Кроме того, я в результате получаю подборку цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме учебного предмета для дальнейшего использования в других классах. Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся принимающих участие в проектно-ислледовательских конференциях.
На уроках русского языка я использую мини–исследования «Фразеологизмы. Значения фразеологизмов», 7 класс мини-исследование «Логотип.Аббревиатура». 5 класс «Частица не в пословицах»(1. Рассмотреть картинку,какую пословицу она иллюстрирует, 2. доказать, удалось ли юной художнице передать смысл пословицы, доказать это. Пользуясь словарём, Интернетом составить перечень пословиц, в которых есть частица не или приставка не в разных частях речи ,объясните,нужны ли современному человеку пословицы, созданные народом много веков назад)
Творческий проект в 7 классе при изучении темы «Типы речи. Описание» «Машина будущего», где ученики, работая в группе, придумали описание машины будущего и нарисовали эту машину.
Проектная деятельность используется и во внеурочной деятельности. В 6 классе на кружке « Выразительное чтение» ученики выполнили проект «Поэзия военных лет». Сделали подборку стихотворений о Великой Отечественной войне, выучили их наизусть, нашли биографические сведения о поэтах, записали выразительное чтение данных стихотворений и оформили всю работу в виде видеоролика. Данный материал используется мною на уроках литературы.
Использование информационных и дистанционных технологий
В наше время научить думать и говорить детей крайне сложно. А в условиях традиционной школы уже и невозможно. Сегодня необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями в области информационных и коммуникационных технологий. В работе использую готовые программные продукты, программы MS Office (Word, Power Point, Office Excel, Office Publisher и т.д.) На этапах закрепления или контроля знаний я использую интерактивные тесты.  В своей работе я использую сервис LearningApps.org  LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Чем для меня стало интересно данное приложение. Во-первых, я могу создавать упражнения для закрепления по любой теме, включать их в обучение, изменять или создавать в оперативном режиме. Во-вторых, в данном сервисе можно создать группы своих классов и выдавать ученикам домашнее задание. В-третьих, все упражнения носят игровой характер, что особенно нравится ученикам. Например, на уроке в 5 классе «Антонимы» для закрепления по теме ученикам предложила приложение «Антонимы в пословицах» по принципу игры «Виселица». Задание игровое, но в процессе игры им приходилось применять полученные знания, чтобы не проиграть. В старших классах при подготовке к экзамену по русскому языку предложила викторину«ЧередованиеЕ-И вкорне слова» Данное упражнение содержит не только вопросы, но и справочную информации. Безусловно, материал представленный так наглядно и в игровой форме, интересен ученикам.
Сервис thinglink.com. позволяет создавать интересные интерактивные плакаты. Работать в данном сервисе довольно просто, можно добавлять видео, презентации, тесты, музыку, фильмы и мультфильмы.
Пример работы на данном сервисе. Проект «10 книг для семейного чтения» Ученики, работая над данным проектом, прочитали книги, не входящие в школьную программу, написали аннотации к ним, подобрали видео и картинки, познакомились с биографией писателя. Весь собранный материал они разместили на одном плакате. Это очень удобно!
Следующий пример проекта «Буктрейлеры» по прочитанным книгам. Буктрейлер - это видео, ярко и лаконично рассказывающее и одновременно рекламирующее выбранное произведение.
Сначала ученики пишут аннотацию к произведению, а потом занимаются её экранизацией. Таким образом, ребята совмещают в себе сразу несколько ролей: библиотекаря и читателя, режиссёра и сценариста, оператора и книгоиздателя...
Сервисе emaze.com. Сервис Emaze- довольно прост в использовании и вместе с тем позволяет создавать необычные визуальные эффекты. С помощью этого онлайн-конструктора буквально минут за 30 можно создать презентацию.
Используя сервис Emaze, можно организовать дистанционную совместную работу над презентацией. Для этого я рассылаю приглашения и заношу адреса электронной почты участников, которые будут совместно работать в сервисе. Дальше, участник группы выходит на сервис и добавляет свою информацию. Это и есть пример дистанционной совместной работы над проектом.
С целью подготовки одарённых, слабоуспевающих детей, для проведения занятий во время карантина я разработала дистанционные курсы на сайте «Курсотека»,а на сайте дневник.ру я размещаю тесты, домашние задания.
Результат применения современных образовательных технологий я вижу в том, что мои ученики принимают участие в различных школьных, районных, дистанционных проектах, конкурсах. Плоды своего труда вижу в успехах и достижениях моих ребят. Опытом своей работы я делюсь с коллегами на школьных конференциях, методических объединениях, принимаю участие в дистанционных конкурсах и конференциях по распространению педагогического опыта. Работы своих учеников отправляю на различные конкурсы, где мы занимаем призовые места. Ну и конечно не забываю продолжать учиться, изучая современные педагогические технологии, поэтому принимаю участие в вебинарах, дистанционных семинарах, дистанционных курсах повышения квалификации.
Закончить своё выступление мне хотелось бы такими словами:
Чтоб ученик запомнил многое
зубрёжки одной ему будет мало.
Придумай ему обстоятельства новые
Чтоб слово избитое свежо зазвучало.
Если добавишь чуть-чуть инновации,
Приправишь всё это яркой эмоцией
Запомнят героев, грамматику, правила
И скажешь себе: «Слава богу, лёд тронулся!»






15