Занятие внеурочной деятельности по курсу Природа родного края


Автор разработки занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Природа родного края»: Виноградова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» города Кемерово
Электронный адрес: vinogradova.el2010@yandex.ruТема занятия: "Составление определителя лиственных деревьев"
Класс: класс 1
Тип занятия: исследование.
Формы организации учебной деятельности: групповаяЦель: изучение отличительных признаков лиственных деревьев.
Задачи:
- Формировать представления об отличительных признаках лиственных деревьев.
- Развивать умение классифицировать предметы окружающего мира.
- Развивать познавательный интерес, наблюдение и использование своих наблюдений в практической деятельности.
- Формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность.
- Развивать логическое и критическое мышление.
Формы организации занятия: групповая работа
Оборудование: презентация PowerPoint , определительные листы, сигнальные карточки ( знак «Догадался!») , конверты с раздаточным материалом, веточки деревьев, клей, цветные карандаши
Общеучебные: учащиеся познакомятся с понятием «гипотеза». Научатся на основе фактов выдвигать гипотезу.
Метапредметные:
Коммуникативные - сотрудничать с одноклассниками; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Регулятивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
Познавательные: анализировать содержание, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Личностные: проявлять уважение к одноклассникам, проявлять заботу о растениях; бережно относиться к природе.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Методический комментарий
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Цель: Организовать
направленное внимание на начало занятия -Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
- На нашем занятии главными будут фразы «Догадался!», «Хочу сказать!»
- Если у вас возникла интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.
(Учитель показывает карточку): знак «Догадался!» !Подтвердить свою готовность к занятию, проанализировать, как готовы к занятию.
(Слайд № 1)
Личностные результаты:
Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Актуализация знаний
Цель:
Мотивировать учащихся на изучение темы - Сегодня на уроке нам предстоит выполнить важную работу.
- Ребята сегодня на занятии вы будете учеными-исследователями и по результатам ваших исследований составить определитель лиственных деревьев наших лесов.
- На уроке вас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои.
Повторение правил работы в группах. Учащиеся повторяют правила работы в группах.
(Слайд № 2 )Предметные: понимают задание, как его надо выполнить
Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Сообщение темы и целей занятия. Актуализация опорных знаний
Цель:
Познакомить учащихся с учебной задачей.
Определение объекта исследования, темы занятия
- Отгадайте, куда мы отправимся сегодня? Прочитайте стихотворение:
Лоси тут, лисы и зайцы живут,
Ели, дубы и берёзы растут,
Сколько тут ягод! Грибов сколько тут!
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!
- Давайте вспомним тему прошлого занятия. (Каждая группа получает карточку с вопросами, которые в течение 2-3 мин. нужно будет обсудить, подготовиться к ответу.- Что такое растение?
- На какие группы можно разделить растения?
- На какие группы можно разделить деревья?
- Какие хвойные деревья вы видели на экскурсии?
- Как они выглядели?
- Какие изменения произошли с ними по сравнению с осенью?
- С какими лиственными деревьями вы познакомились на экскурсии?
- Как они выглядели?
- Какие изменения произошли с ними по сравнению с хвойными деревьями?
- Итак, давайте проверим, как хорошо вы знаете лиственные деревья наших лесов. Отгадайте загадки:
- Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной косынке,
В белом сарафане. (Берёза)
-Никто её не пугает,
А она вся дрожит.(Осина)
-Это дерево цветёт,
Аромат и мёд даёт.
И от гриппа нас спасает,
От простуды защищает. (Липа)
- Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул. (Дуб)
- Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён)
-Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем. (Тополь)
- Ребята, сегодня на занятии вы будете учеными-исследователями и по результатам ваших исследований составите определитель лиственных деревьев наших лесов.
- На уроке вас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои.
Обсуждают вопросы, взаимодействуя в группах.
- Это живой организм, который растёт, питается.
- Все растения можно разделить на деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники.
- Деревья бывают лиственные и хвойные.
- На экскурсии мы видели ели, сосны, лиственницы.
- Хвойные растения зимуют с зелёными листьями – хвоинками.
- Изменений не произошло, только лиственница сбросила листики – хвоинки.
- На экскурсии мы видели клёны, березы, тополя, яблони.
- Все деревья и кустарники стояли голые.
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья.
(Слайд №3; 4; 5)
Метапредметные:
Анализируют учебную задачу и принимают её,
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.
Познавательные: различать приставки и предлоги.
Коммуникативные:
уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Динамическая пауза
Цель: Дать возможность обучающимся отдохнуть -Давайте поиграем. Я называю дерево, бросаю мяч, а вы должны его вернуть и сказать какое оно: хвойное или лиственное.
Осина, пихта, ель, ива, ясень, дуб, клён, сосна, лиственница. Учащиеся выполняют движения
5. Реализация плана
1. Исследовательская работа: а) рассматривание и сравнение листьев лиственных деревьев. - Рассмотрите листья деревьев.(конверт № 1)
- Чем отличаются листья друг от друга?
- Можно ли определить от каких деревьев эти листья?
- Попробуйте определить какому дереву, какой лист принадлежит.
Рассматривают листья деревьев, сравнивают их.
Метапредметные:
(Слайд №6)
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь работать с толковымым словарём и находить в нём значение слова гипотеза
Предметные результаты:
узнать, правописание слова гипотеза
б) рассматривание плодов лиственных деревьев. - Достаньте плоды деревьев из конверта № 2.
- Рассмотрите плоды деревьев и определите, какому дереву они принадлежат.
- Что поможет вам, это сделать? (листья)
в)рассматривание стволов и веток лиственных деревьев. - Посмотрите на веточку дерева.
- Что вы видите?
-Как тогда мы можем определить лиственные деревья зимой?
- Возьмите рисунки с изображением деревьев зимой (конверт № 3).
- Попробуйте определить, каким деревьям они принадлежат.
Если дети затрудняются, предложить прочитать описание.
-Кора белая, гладкая с тёмными наростами. Большие ветви направлены в стороны вверх. Гибкие концы ветвей и маленькие веточки свисают вниз. (Берёза)
- Дерево с почти чёрной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. (Липа)
- Дерево с кроной округлой формы, с прямым стволом и желтовато-белой корой. (Осина)
- Крупное дерево с крепкой древесиной, мощной шатровидной кроной. (Дуб)
- Крона дерева яйцевидно-пирамидальная. Кора ствола трещиноватая, буровато-серая или тёмно-серая. (Тополь)
- Дерево с раскидистой кроной, буровато-серой растрескивающейся корой и коричневыми молодыми побегами. (Клён) - На столе лежат веточки.
- На ветках лиственных деревьев нет листьев.
- По стволам и кроне.
Дети обсуждают и пытаются определить деревья. 6. Динамическая пауза
Цель: дать возможность обучающимся отдохнуть Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. Руки дружно разведем, (развели руки в стороны),
А теперь вперед поставим и немного поиграем.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали)
Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши)
Ногами топаем! (топаем ногами)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал.
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)
Учащиеся выполняют движения
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков
Цель: закрепить изученный материал, продолжить формирование умений и навыков. - Закончите составлять определитель. Прочитайте описания и приклейте на лист с данным деревом. Учащиеся составляют таблицу
. Метапредметные:
Сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Рефлексия. Итог урока
Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда. - Вы узнали новое о лиственных деревьях? (зелёная карточка – да, красная – нет)
- Захотелось ли вам больше узнать о них?
- Вам было интересно?
- Хочется вам узнать больше о хвойных растениях?
- У каждого на парте лежат листочки. Раскрасьте их :жёлтым – занятие прошло плодотворно, полезно;
красным – занятие прошло довольно неплохо;
зелёным – ничего нового не узнал.
- Ребята, посмотрите, какое у нас нарядное получилось дерево. Дети выбирают листочки и вешают на дерево.
Оценка личного вклада в занятие.
Учащиеся сигнальными карточками оценивают работу на занятии.
Личностные:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.