Классный час Познай самого себя (7-11 класс)


Классный час на тему  
«Познай самого себя»
Аудитория учащиеся 7 – 11 классы
Учитель: Гильфанова Э.Р.
Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить
Бергман И.
        В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос
Франкл В.
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно
Фромм Э.
Цель: развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
сориентировать на ценности человеческой личности;
формировать представление о смысле и цене жизни.
Форма: классный час – рассуждение о смысле и цене жизни
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ресурсы Интернета.
Добрый день ребята, уважаемые гости нашего классного часа.
Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех: О смысле,  и цене жизни  «Каков путь к себе?».
  Еще древние говорили, что самый  загадочный сфинкс  на Земле – это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».
   Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и  улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
 Клип «Ангелы»
(Автор клипа Коровина И.Н.  Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова,  исполнитель  Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта". Клип пробуждает светлые, добрые чувства)     Мыслители говорили, что человек  - это самое простое и самое сложное. Как научиться  понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите  или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.
       Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом,  мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.
 Давайте попробуем сделать свой выбор       
Я и мой выбор
Н.А.Бердяев об этом рассуждал  так: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее, и уж совсем сложно увидеть всю картину в целом».
А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Пред вами три зала:
№1 зеленый                    №2  желтый                 №3   красный
  Презентация «Картинная галерея» (картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск  ее смысла, но не комментирую и не называю  названия залов)     
   Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти.
Возьмите полоски того цвета, куда вы собрались пройти посмотреть картины и шедевры искусства  (ребята подходят к доске и прикрепляют цветные  полоски под названием зала)                                 
 Выразите свое мнение: почему вам хотелось войти именно сюда    (обсуждение) 
А теперь давайте узнаем идею каждого зала:
1. (зеленый)  Жизнь как наслаждение
2. (желтый) Жизнь как общение с другими людьми.
3. (красный) Жизнь как поиск смысла жизни. 
   В такие ли вы залы хотели попасть?
Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе?
Вот, сейчас, в игре, вы можете изменить свой выбор, свое решение, но в настоящей жизни это сделать гораздо труднее.
    Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.
Все, испытав
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займет наш враг,
Займет, сводя все те же счеты,   
Займет, засядет, нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
 Есть выражение: «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова?
- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.
Давайте послушаем притчу о Рабби Зуси 
 Притча
Рабби Зуси  решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси  решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси  – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси   добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Вопрос к залу:    Ребята! Есть ли у вас недостатки? Какие?
         Хотели бы вы изменить себя?
Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.
  Я и мои ценности
Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (рассуждения)
Притча ручеек и река (о единстве и жизни):Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал.Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:- Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!Услышав это, река всплеснула волнами:- Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.
 Поставим здесь многоточие. Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас неповторим. Никогда не будьте «серой мышкой в стае»:
Потому что вы – Человек;
Потому что вы можете выбирать;
Потому что вы можете помочь кому – то;
Потому что вы – это вы со всеми вашими достоинствами и недостатками, надеждами и безграничными возможностями.
Смысл жизни
Притча
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:— Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?— Не могу, — последовал ответ.— Тогда хотя бы скажи — в чем ее смысл?— Не могу.— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по ту сторону?— Не могу.Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?Мастер успокоил их, сказав:— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.
Заключительное слово Учителя: Дарите жизнь, любите жизнь... Защитите жизнь!
Я думаю, что сегодня после нашего разговора между нами протянулась нить взаимопонимания, чтобы она не оборвалась, закрепим ее добрыми пожеланиями друг другу.   
 (Начинаю с себя - говорю рядом сидящему доброе пожелание и передаю клубок ниток,  и так по кругу все ребята говорят  друг другу пожелания …)
  Когда в жизни не хватает позитива,
на выручку приходит хорошее чувство юмора, смех и приколы.
Улыбнитесь! Жизнь прекрасна!
Страдания смысла не имеют — они только портят нам жизнь.
Страдания разрушительны, радость — созидательна!
Счастья всем и взаимопонимания! Спасибо!