Классный час на тему «Познай и оцени себя».

Классный час «Познай и оцени себя»

Цели: учить анализировать своё поведение; способствовать формированию самооценки, самовоспитанию; сохранению психологического здоровья учащихся, воспитание культуры поведения.

Оборудование: цветок здоровья, песня Е. Крылатова и Ю. Энтина «Прекрасное далёко», А. Ермолова «Новый день», Ю. Верижникова «Мои увлечения»; альбомные листы, цветные карандаши; плакаты с незаконченными фразами; иллюстрации, изображающие общение детей; на доске запись слов, обозначающих положительные и отрицательные качества личности.

При подготовке классного часа использовался материал: Строганова Л.В. «Познай самого себя». Уроки практической психологии в начальной школе (Москва, 2005).

Ход занятия.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.
Звучит мелодия песни «Прекрасное далеко».
Мы продолжаем растить свой «цветок здоровья» и в нашем воображаемом походе по «тропинке здоровья» делаем привал. Сегодня мы будем учиться оценивать себя, задавать себе вопрос: «Какой я?» На прошлом классном часе «Как дела, «цветок здоровья»?» мы отметили, что за каникулы у некоторых из вас подвял красный лепесток, так как, к сожалению, ели много сладкого, смотрели телевизор и из-за мороза мало гуляли. И мы продолжили разговор о здоровом образе жизни, пополнили запас знании, то есть приняли меры по оздоровлению красного и синего лепестков.
Развитию каких лепестков поможет наш сегодняшний привал, вы попробуете ответить в ходе занятия.
II. Основная часть. Знакомство «с самим собой».
Помните, вы делили листок пополам и на одной половине писали, за что вы себя любите, а на другой за что вы себя не любите? Просмотрев ваши записи, я убедилась, что вы себя плохо знаете, написали очень мало. Поэтому мы сейчас проведем знакомство вас с самими собой, а заодно вы представите себя гостям. Участвовать в этом знакомстве вы будете по желанию. На плакате подсказка. Нам нужно продолжить фразы:
Я ученик(ца) класса.-..
Мой любимый школьный предмет-
Я увлекаюсь -.,.
Мои хорошие качества-
Мои недостатки-

Говоря о хороших качествах и недостатках, вы можете воспользоваться словами, написанными па доске. Если какую-то фразу вы затрудняетесь продолжить, можете ее пропустить.
Самооценка. Какая она бывает? Две последние фразы говорят о том, как человек оценивает себя о его самооценке. Если человек себя очень плохо оценивает (это заниженная самооценка), он становится
замкнутым, не активным, у него будет мало друзей. Если человек оценивает себя слишком высоко, считает себя лучше всех (завышенная самооценка), он будет хвалиться, зазнаваться, и его за это не будут любить, у него опять же будет мало друзей.
Представьте, что кто-то из ребят написал много, за что он себя любит, и мало или совсем ничего, за что он себя не любит. Тогда какой у них будет самооценка? А у тех, которые написали о себе мало хорошего и много плохого, какая у них самооценка? Когда человек видит и свои хорошие, и свои плохие черты такая самооценка называется правильной или адекватной. Зная свои хорошие качества, человек будет более уверен в себе, а зная свои недостатки, будет бороться с ними, стараться устранить их.
То есть правильная самооценка помогает человеку общаться, дружить, добиваться хороших результатов в учебе, спорте и других делах.
Анализ ситуаций.
Проанализируем две ситуации.
1. Учительница вызвала мальчика к доске отвечать домашнее задание и за ответ поставила ему 4. Он обиженно произнес: За что? Я все ответил правильно. Мне надо поставить 5, а не 4».
2. Девочка занимается в художественной студии и хорошо рисует. Но когда в студии проходят выставки, она не выставляет своих работ. Её многие спрашивают, почему она не выставляет свои картины. Она говорит, что ОНИ недостаточно хорошие, могут не понравиться людям.
Что вы можете сказать о мальчике? (Очень любит себя). Что можно сказать о девочке? (недооценивает себя)

Что вы можете посоветовать мальчику, чтобы он стал лучше? Что можно посоветовать девочке, чтобы она изменилась?

Игровое упражнение «Распускается цветок».
Я буду рассказывать вам о цветке, а вы показывать позами и движениями, как он рос.
1. Теплый луч солнца упал на землю и согрел в ней семечко (сесть на корточки, голову и руки опустить). ,
2. Из семечка проклюнулся росток (медленно поднять голову, выпрямить корпус, поднять руки вверх).
3. Из ростка вырос прекрасный цветок (встать, голову слегка откинуть назад).

Осознание цели классного часа.
Как распустились сейчас ваши воображаемые цветы? Я хотела бы, чтобы так же рос и развивался наш «цветок здоровья», все его лепестки. Что для этого нужно? (Беречь и укреплять свое здоровье, больше знать о здоровом образе жизни, не портить себе и другим настроение, заниматься спортом, доброжелательно относиться к людям и т.д.) Теперь попробуйте ответить, на развитие каких лепестков может оказать влияние наш привал с беседой о самооценке?

Упражнения на выявление самооценки и на ее повышение.
У каждого из вас лежат на парте листы, на которых нарисована лестница. Представьте, что на ее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу самые плохие. Отметьте галочкой или буквой «я» ту ступеньку, на которой, по-вашему, стоит каждый из вас.
Всем нравится, когда их хвалят. Это помогает добиваться успехов, доводить дело до конца. Теперь подумайте, что у вас плохо получается (в учебе, общении, игре, в любой другой деятельности), а на листочках напишите, что эта деятельность вам нравится и очень хорошо получается. Например, кто-то из вас плохо танцует, а пишет: «Я прекрасно танцую!», у кого-то не получается быстро и правильно ходить на лыжах, а он пишет: «Я очень хорошо катаюсь па лыжах!» Пишите крупными буквами , цветными карандашами.
Звучит песня «Мои увлечения».
Кто хочет громко прочитать свои предложения? Дома повесьте свои листы с записями на видное место и читайте их.
Учащиеся исполняют песню Ю. Верижникова «Мои друзья».
В заключение пополним «Копилку хороших поступков».
Вспомните о своем хорошем поступке, совершенном вами в течение последней недели, напишите о нем несколько слов опустите в копилку.
Звучит песня А. Ермоловой «Новый день”
III. Итоги Я думаю, что сегодняшний привал в ходе путешествия по «тропинке здоровья», поможет развитию зеленого, желтого, синего и белого лепестков «цветка здоровья поднимет всем настроение, поможет правильно относиться к себе и другим людям воспитывать в себе хорошие качества развивать свои способности.
15