Конспект индивидуального занятия в условиях сенсорной комнаты для ребенка с повышенным уровнем тревожности


Конспект индивидуального занятия в условиях сенсорной комнаты для ребенка с повышенным уровнем тревожности
Для проведения коррекционных занятий с тревожными детьми используется больше оборудование, которое входит в активационный блок. Применение такого оборудования направлено на стимуляцию исследовательского интереса, развитие коммуникативной сферы и двигательной активности ребёнка. Сенсорная комната может использоваться также для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций, речи).
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между психологом и ребёнком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Упражнения распланированы по принципу последовательного развития всех видов чувствительности по спирали, с увеличением запаса приобретенных умений.
В ходе упражнений предусмотрено: с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, — приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
Целью упражнений является развитие у детей ориентировочно-исследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Методические задачи предлагаемых упражнений нацелены на: развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).
Занятие № 5 «Полёт в космос»
Цели:
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- продолжение обучения умению определять свое настроение;
- обучение способам поднятия настроения;
- развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости;
- саморегуляция психического состояния.
Материалы и оборудование: зеркало; сенсорная тропа; мягкое напольное покрытие; аквалампа; панно «Светящиеся нити»; панно «Млечный путь», панно «Звездное небо»; декорация «Планеты», магнитофон.Ход занятия
1. Ритуал начала занятия. Обозначить и раскрыть тему занятия.
Полет в космос. Сегодня мы с тобой путешествуем в космос, как настоящие космонавты. Это очень интересно, но для этого нам нужно пройти несколько испытаний-упражнений.
2. Упражнение «Трап» (сенсорная тропа).
- Ты знаешь, мы с тобой как настоящие космонавты, полетим в космос на волшебной ракете. Но сначала нам нужно подняться по трапу на борт корабля. Для этого нужно выполнить следующие действия: руки на пояс, поднимаемся и опускаемся перекатываясь с пятки на носок и обратно, попрыгаем на месте, попрыгаем на одной ноге поочередно, постояли на носочках, постояли на пяточках, руки подняли вверх, вздохнули и выдохнули, опустив руки вниз. Молодец, вот мы и поднялись на борт нашего космического корабля.
Смотри, первое испытание – зеркало. Оно не простое, оно отражает и запоминает всех, кто смотрел в него.
3. Упражнение «Кто меня дразнит?» (зеркало).
Давай и мы посмотрим на себя в зеркало, потрогай свое отражение. Попробуй показать различные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, испуг, злость и др.). В конце упражнения надо показать свое настроение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто грустит?
Кто испугался? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Хорошее настроение.
Смотри, у волшебного зеркала есть братья, они отражают не только нас, но и обитателей космического корабля – заколдованных рыбок
4. Игра «Праздник на морском дне» (аквалампа).
Давай понаблюдаем за изменением цвета воды и движениями рыбок. Видишь, как они радуются, когда с ними играют. Обрати внимание на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые — на морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть у нас. А теперь давай поиграем с рыбками. Какая рыбка тебе больше всего понравилась, попробуй поймать её ручками, а затем понаблюдай за ней глазками, проведи аккуратно ручками по колонне, расскажи, что ты чувствуешь.
Пусть рыбки отдохнут, а мы пройдём дальше по кораблю. Следующее наше испытание – светящиеся нити.
5. Упражнение «Узелки» (панно «Светящиеся нити»).
Рассмотри эти нити, расскажи какие они, теперь давай завяжем много-много узелков и посмотрим, как они светятся. Хорошо, развязываем узелки и расправляем нити.
После этого испытания, мы можем выйти с тобой в открытый космос.
6. Упражнение «Космос» (декорация «Планеты»).
Смотри сколько здесь планет. Ты знаешь, как они называются? Расскажи.
А ещё здесь есть разноцветные звёзды.
7. Упражнение «Поймай звезду» (звукоактивированный проектор «Пирамида»).
Смотри, как много звезд! Заметь, одна звездочка улыбается тебе. Вон она полетела. Давай поймаем ее глазками, — она хочет с нами поиграть. Опиши свою звёздочку. Видишь, у неё есть подружки, расскажи мне про них.
Ох, как мы устали! Давай отдохнём! Ты же знаешь, что космонавты в космосе находятся в состоянии невесомости и летают, как воздушные шарики. Давай и мы попробуем.
8. Упражнение «Воздушный шарик» (релаксация).
Видишь, как много вокруг нас звёзд? Сейчас представим, что мы воздушные шарики, которые летают в космосе. Ложись на ковер со звездами, наблюдай за небесными телами в космосе и слушай мой голос.
- Глубоко вдохни воздух носом, представь, что твой живот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхай ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопись, повтори. Дыши и представляй себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхай ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделай паузу, сосчитай до пяти.
Снова вдохни и наполни легкие воздухом.
Выдохни, почувствуй, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дыши и чувствуй, как ты наполняешься энергией и хорошим настроением.
Мы и не заметили, как спустились на землю. Тебе понравилось занятие? Расскажи.