ПЛАН работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

МБОУ Шиморская СШ
Утверждаю:
Директор ______________
Н.А.Юрлов















ПЛАН
работы педагога-психолога
на 2016-2017 учебный год





























Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи:
 формирование развивающего образа жизни личности в школе;
 обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
 обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
 психолого-педагогическое изучение детей; профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
 оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям, лицам, их заменяющих в экстремальных и критических ситуациях;
 консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;
 важной задачей работы педагога-психолога является переход от работы в системе "психолог-ребенок" к системе "психолог-педагог-ребенок". В связи с этим одной из задач педагога-психолога является создание условий для развития педагогической рефлексии.
Выполняемые задачи на этапах обучения:
Начальная школа: Определение готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе. Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации. Развитие самостоятельности и самоорганизации. Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.





п/п
Вид работы
Условия проведения
Сроки проведения
Предполагаемый результат

1. Диагностическая работа

1.1.
Диагностика адаптации, мотивации первоклассников к учебному процессу.
1. Первичное обследование
2. Просмотр медицинских карт
3. Наблюдение
4. Анкета для педагогов
5. Анкета для родителей
6. Рисунки Гинзбурга Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" (1 классы)
7. Методика (рисунок) «Я в школе»
8. Методика Лускановой «Определение уровня школьной мотивации»
9. Цветовой тест эмоционального состояния ребенка в школе







Сентябрь - Октябрь
1.Изучение течения адаптации
2. Выявление дезадаптированных детей
3. Оказание психологической помощи

1.2.
Диагностика уровня познавательных процессов (внимание, мышление, память) 1-2 классы


Тестирование



Ноябрь



1.Изучение уровня познавательных процессов у учащихся
2. Выявление учащихся с низкими показателями уровня развития познавательных процессов
3. Оказание им психологической помощи

1.3.
Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье
Методика (рисунок) «Моя семья» 1-2 классы

Декабрь – Январь
1. Выявление семейного благополучия детей
2. Выявление учащихся имеющих проблемы в отношениях с родителями
3. Контакт с семьями
4. Оказание психологической поддержки

1.4.
Диагностика адаптации, мотивации первоклассников к учебному процессу (повторное исследование).
1. Повторное обследование
2. Наблюдение
3. Анкета для педагогов
4. Анкета для родителей
5. Рисунки Гинзбурга (1 классы)
6. Методика (рисунок) «Я в школе»
7. Методика Лускановой «Определение уровня школьной мотивации»
8. Цветовой тест эмоционального состояния ребенка в школе


Март
1.Изучение течения адаптации
2. Выявление дезадаптированных детей
3. Оказание психологической помощи

1.5.
Диагностика учащихся «Группы риска»
Тестирование
В течение года
1. Выявление учащихся «Группы риска»
2. Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска»

2. Коррекционно - развивающая работа

2.1.
Работа с учащимися, имеющими трудности в процессе адаптационного периода. Работа с учащимися, нуждающимися в поднятии уровня мотивации
Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-х классов



Сентябрь – Май
Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, предупреждение дезадаптации, помощь родителям (лицам, их заменяющим), учителям, разработка рекомендаций, игр для развития ребенка.
Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей

2.2.
Работа с учащимися, имеющими низкие показатели по уровню познавательных процессов
Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-2 классов
Ноябрь – Май
Улучшение показателей таких психических процессов, как память, внимание, мышление, речь и др. упражнений для развития психических процессов. Разработка рекомендаций

2.3.
Коррекция поведения у агрессивных учащихся
Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-2 классов
Февраль – Май
Оказание психологической помощи агрессивным учащимся. Разработка рекомендаций

2.4.
Коррекционная работа с учащимися «Группы риска»
Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-2 классов
В течение года
Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска» и оказание им психологической помощи

2.5.
Коррекционные занятия с учащимися (по запросу)
Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-2 классов
В течение года
Оказание психологической помощи учащимся.

3. Психологическое просвещение и профилактика

3.1.
Предупреждение возможных социально-психологических проблем у учеников разных классов
Индивидуально
В течение года
Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска»

3.2.
Психологический практикум для учащихся:
-беседы
-лекции
-психологические игры и т.д.
Групповые, индивидуальные занятия
В течение года
Повышение психологической культуры учащихся

3.3.
Выступление на родительских собраниях:
- «Трудности периода адаптации младших школьников и пути их преодоления»
-«Психологическая готовность ребенка к школе»
Групповые занятия
В течение года
Повышение психологической культуры родителей и лиц, их заменяющих





3.4.
Работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Индивидуальная, групповая работа
В течение года
Психологическое просвещение родителей, лиц, их заменяющих, учащихся, педагогов.

3.5.
Выступление на совещании при директоре, педсовете, заседаниях ШМО

В течение года
Психологическое просвещение педагогов

4. Психологическое консультирование

4.1.
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей и лиц, их заменяющих, педагогов
Индивидуально
В течение года
Оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, связанных с взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений.

4.2.
Анализ результатов адаптационного периода в школе
Совещание при директоре
Ноябрь
Ознакомление с результатами исследования уровня адаптации учащихся.

4.3.
Анализ результатов диагностических исследований, выдача необходимых рекомендаций педагогам, родителям и лиц, их заменяющих
Групповая работа по итогам результатов диагностической работы
В течение года
Ознакомление с результатами психологических исследований.

4.4.
Индивидуальные консультации для учащихся «Группы риска», их родителей и лиц их заменяющих
Индивидуально
В течение года
Психологическая поддержка учащихся «Группы риска»

5. Организационно - методическая работа


Вид работы
Сроки проведения



5.1.
Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям. Оформление методических материалов
В течение года



5.2.
Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах
В течение года



5.3.
Обработка, анализ, обобщение результатов, интерпретация полученных данных. Заполнение отчетной документации
В течение года



5.4.
Повышение психологических знаний

В течение года



5.5.
Изучение новинок психологической литературы. Работа с периодической печатью, методическими разработками
В течение года







сентябрь

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика




1.Психологическая готовность детей к обучению в 1 классе.
2. Исследования психологической адаптации учащихся 1-го класса

Планирование работы педагога психолога на учебный год с классным руководителем и план проведения родительских собраний
Родительское собрание по вопросам психологической готовности и вопросам адаптации.
В течение месяца




Психологическое просвещение



Родительские собрания по запросу педагогов «Психологические особенности детей»
В течение месяца.


октябрь

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения



Коррекционно-развивающая работа






1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 7 вида обучения.
2. Развивающие занятия в
1 классе, 2 классе.



В течение месяца

Консультирование





Родительские собрания в 1- 4 классах по запросу педагогов.
В течение месяца


ноябрь

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Коррекционно-развивающая работа
1. Развивающие занятия в 1-ом, 2-ом классах
3.Коррекционно-развивающие занятия с детьми 7 вида обучения.



В течение месяца


декабрь

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика






Коррекционно-развивающая работа
1. Ведение индивидуальных коррекционных занятий с учащимися 1-го, 2-го класса.
3.Коррекционно-развивающие занятия с детьми 7 вида обучения.



В течение месяца


январь

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика




Диагностика психологической готовности учащихся 4-го класса к обучению в среднем звене.
Проведение диагностического исследования педагогов
4-го класса
Проведение экспертного диагностического обследования родителей учащихся
4-х классов

12-20
января



Коррекционно-развивающая работа






1.Коррекционно-развивающие занятия с детьми группы риска.
2.Ведение развивающих занятий во 2 классе.
3. Ведение развивающих групп 1-го класса.



В течение месяца

Консультирование
1.Индивидуальное консультирование учащихся
4-х классов
Проведение групповых консультаций педагогов
4-го класса: разработка программ помощи школьникам, испытывающим проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии

В течение месяца


Психологическое просвещение



Родительские собрания в
4-ом классе
«Психологическая готовность к переходу в среднее звено»»
В течение месяца




февраль

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика




1.Вторичное исследование уровня адаптации в начальном звене в 1-ом классе.
2. Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе будущих первоклассников
Проведение экспертного диагностического обследования педагогов 1-го класса
Проведение экспертного диагностического обследования родителей учащихся
1-го класса
6-17
февраля



Коррекционно-развивающая работа



1.Коррекционно-развивающие занятия с детьми 7 вида обучения
2. Ведение развивающих групп в
1-ом, 2-ом классах


В течение месяца

Консультирование

Семинар «Психологические особенности детей группы риска»
Индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников

В течение месяца



Психологическое просвещение


Родительские собрания для родителей будущих первоклассников «Особенности психологической адаптации первоклассников»

В течение месяца



март

Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика





Экспертно диагностическое обследование педагогов
4-го класса
Проведение экспертного диагностического обследования родителей учащихся 4-го класса
1-17
марта



Коррекционно-развивающая работа






1.Коррекционно-развивающие занятия с детьми 7 вида обучения
2. Ведение развивающих групп в
1-ом, 2-ом классах

.





Консультирование

Проведение психолого-педагогического консилиума в
4-ом классе
Проведение индивидуальных консультаций родителей учащихся
4-х классов
В течение месяца


апрель


Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика




Диагностика психологической готовности учащихся 4-ом классе к обучению в среднем звене


Проведение экспертного диагностического обследования родителей выпускников
В течение месяца



Коррекционно-развивающая работа






1.Развивающие занятия в
4-ом классе
2.Коррекционно-развивающие занятия с детьми 7 вида

Тренинг эмоциональной устойчивости.

В течение месяца


май


Направление деятельности психолога
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями
Время проведения


Психолого-педагогическая диагностика




Повторное исследование общего уровня развития познавательной сферы учащихся 7 вида.



3- 19
мая




Коррекционно-развивающая работа

1.Развивающие занятия в
4-ом классе.




В течение
месяца

Консультирование

Индивидуальное консультирование классных руководителей по 7 виду обучения
Индивидуальное консультирование родителей учащихся 7 вида
В течение месяца




Заголовок 115