План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год


Утверждаю
Директор МБОУ
«Орловская школа-детский сад»
________ Ершова В. В.
«____» __________ 2016 г.
План работы
педагога-психолога
МБОУ «Орловская школа-детский сад»
Мазко Елены Евгеньевны
на 2016 – 2017 учебный год
(0,25 ставки, I категория)

Проблема школы:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫНА ОСНОВЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУННИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Основные виды деятельности практического психолога:
1. Организационно-методическая
2. Психодиагностическая работа
3. Консультационная работа
4. Коррекционно – восстановительная и развивающая работа
5. Профилактическая работа
Психологическое просвещение
Учебная деятельность
Цели и задачи работы психологической службы школы на 2016 – 2017 учебный год:
Основной целью деятельности психологической службы школы является:
а) социально-психологическое обеспечение процесса реформирования образования на всех уровнях;
б) осуществление психологической экспертизы, социально-психологической коррекции, социальной реабилитации учащейся молодежи;
в) психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса.
Согласно основной цели психологической службы образования и особенностями школы целью психологической службы является осуществление психологического сопровождения процесса обучения и воспитания учащихся и методической работы школы. Для ее осуществления психологическая служба школы ставит перед собою такие цели и задачи:
I. В работе с дошкольниками.Задачи:
1.Определить психологическую и физиологическую готовность детей 6-ти летнего возраста к обучению в школе.
ІІ. Начальное общее образование (1 - 4кл.)
Цель: Создание условий для развития познавательной мотивации, познавательной активности, познавательных интересов, формирование умения учиться.
Задачи:
1.психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школьной жизни:
а) определить готовность первоклассников к школе;
б) определить динамику процесса адаптации первоклассников к школе;
в) провести индивидуальную диагностику для определения причин трудностей адаптации;
г) провести адаптационные занятия для учащихся первых классов.
2.Обследовать учащихся с целью определения индивидуальных требований к ребенку:
а) определить интеллектуальное развитие первоклассников;
б) определить уровень слухового восприятия и умении самостоятельно работать по образцу у учащихся 1-х классов;
в) определить особенности внимания и работоспособности учащихся 2-х классов в условиях школы;
г) определить уровень памяти учащихся 2-х классов.
3. Осуществлять профилактику дезадаптации учащихся во время перехода из начальной в среднюю школу с целью определения возможной группы риска дезадаптированных учащихся:
а) определить уровень интеллектуального развития учащихся 4-х классов;
б) определить уровень познавательной активности учащихся 4-х классов.
4.Вести консультативную работу.
ІІІ. Основное общее и среднее общее образование (5-11 кл.)
Цель: формирование классного коллектива, создание условий для самопознания и саморазвития ребенка; выбор профиля обучения, профессиональное самоопределение.
Задачи:
1.Осуществлять психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников к обучению в старшей школе:
а) исследовать межличностные отношения пятиклассников;
б) определить уровень самооценки и притязаний учащихся пятых классов;
в) определить мотивы учебной деятельности учащихся 5-х классов;
г) содействовать процессу адаптации учащихся 5-го класса к обучению в школе ІІ ступени;
д) посещать и делать психологический анализ уроков в 5 классе.
2. Осуществлять диагностику личностных черт и качеств с целью стимулирования развития и самовоспитания.
3. Вести поиск интеллектуально и творчески одаренных детей.
4. Осуществлять психологическую профилактику негативных явлений в ученической среде, формировать социальную компетентность.
5. Продолжить исследование основных причин низких достижений учащихся.
6. Осуществлять психологическое сопровождение предпрофльной подготовки и обучения:
а) определить мотивационную готовность учащихся 6 класса к профильному обучению;
б) определить психофизиологическую готовность учащихся 7 класса к профильному обучению;
в) определить интеллектуальную готовность учащихся 8 класса к профильному обучению;
г) определить характерологическую готовность учащихся 9 класса к профильному обучению;
д) провести групповые консультации с классными коллективами 8-9 классов с предоставлением рекомендаций по выбору профиля обучения;
е) предоставлять индивидуальные профконсультации по требованию учащихся.
ж) провести групповые исследования и консультации с классными коллективами 10-11 классов с предоставлением рекомендаций по выбору профессий.
7. Вести консультативную работу.
ІV. В работе с одаренными детьми:
Цель: Создание условий для дальнейшего развития способностей одаренных учащихся.
Задачи:
1.Виявить одаренных детей:
а) определить уровень интеллекта;
б) определить мотивы учебной деятельности;
в) определить уровень креативности;
г) определить уровень познавательной активности.
2.Проводить индивидуальные психологические консультации.
V. В работе с учащимися с низким уровнем учебных достижений.Цель: определение причин низких учебных результатов учащихся.
Задачи:
1.Работа с младшими школьниками:
а) определение уровня интеллектуальных особенностей;
б) определение уровня памяти;
в) определения особенностей внимания и трудоспособности в условиях школы;
г) определить отношения в семье;
д) определить мотивы учебной деятельности.
2.Работа с учащимися ООО и СОО.
а) определить уровень интеллектуальных способностей, познавательных процессов;
б) определить мотивы учебной деятельности;
в) определить уровень самооценки и притязаний личности.
3.Вести консультативную работу.
VІІ. В работе с детьми, требующими особого педагогического внимания.
Цель: выяснение причин социальной нестабильности, оказание помощи.
Задачи:
1. Осуществлять мониторинг контингента детей девиантного поведения, асоциальных семей и группы риска;
2. проводить психологическую диагностику личности детей с девиантным поведением.
3. Проводить индивидуальные консультации с целью оказания помощи в преодолении психотравмирующих ситуаций та облегчении процесса социализации учащихся.
4. осуществлять профилактику правонарушений среди несовершеннолетних:
а) выяснять мотивы правонарушений;
б) проводить индивидуальные беседы;
в) осуществлять мониторинг адаптации учащихся к школе;
5.Осуществлять профилактику суицидного поведения.
6.Поддерживать связи с социальными организациями.
VІІІ. В работе с педагогическими работниками школы
Цель: помочь членам педагогического коллектива овладеть компетентностным подходом, помочь педагогам в организации учебно-воспитательной работы, психологическая поддержка учителей.
Задачи:
1.Вести просветительскую работу с целью повышения уровня знаний учителей в области психологии.
2.Вести консультативную работу с целью психологической поддержки учителя.
3.Дать рекомендации по работе с классными коллективами и отдельными учащимися по данным психологической диагностики.
4. Дать рекомендации учителям по усовершенствованию обучения одаренных учащихся.
5. Помогать в формировании ключевых компетентностей учителей.
6. Продолжить изучение психологического микроклимата школьного коллектива.
ІХ. В работе с родителями
Цель: оказание помощи при возникновении проблем в развитии, учебе, воспитании и социальной дезадаптации детей.
Задачи:
1.Провести психолого-педагогические практикумы для родителей по проблемным вопросам.
2. Вести консультативную работу.
3. Выступать на родительских собраниях.
4. Постоянно обновлять разделы стенда психологической службы “Рекомендации психолога родителям”, «Родителям первоклассников» с целью заочного общения с родителями и профилактики негативных явлений в семье.
Х. Повышение собственной квалификации, методическая работа
Цель: усовершенствование профессиональных навыков как специалиста в области психологии.
Задачи:
1.Тема самообразования: “Психологические основы личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании”.
2.Овладевать новыми диагностическими методиками и методами психологической коррекции.
3.Принимать участие в работе районных семинаров, конференций, тренингах, практикумах практических психологов.
4.Вести документацию практического психолога.
5. Сделать подписку на периодические издания.
6. Постоянно обновлять стенд «Психологическая служба МБОУ «Орловская школа-детский сад».
7. Подготовить портфолио педагога-психолога для аттестации.
№ п/п
1
Вид работы, содержание
работы
2
Целевая группа

3
Сроки
4 1. Организационно-методическая работа Составление годового плана работы До 15 августа 2016г. Составление еженедельного плана работы Каждый понедельник Составление аналитического и статистического отчетов До 12 мая 2017 Подготовка к выступлениям на родительских собраниях, психолого-педагогических семинарах, педсоветах В течение года Подготовка к проведению тренинговых занятий, деловых игр В течение года Подготовка к проведению воспитательных часов с учащимися, учебных занятий В течение года Подготовка к педагогическим консилиумам Сентябрь-ноябрь 2016 г. Участие в работе аттестационной комиссии По плану учебного заведения Разработка рекомендаций родителям по проблемам Родители По запросу Разработки классным руководителям по проблемам Классные руководители По запросу Разработка коррекционных и развивающих программ Август 2016 г. Разработка программ психодиагностических исследований Август 2016 г. Подготовка психодиагностического инструментария Август 2016 г. Повышение квалификации на курсах
По графику 1 2 3 4 Самоподготовка, работа в библиотеке Еженедельно Участие в учебно-методических семинарах Один раз в месяц Работа в методкабинете В течение года 2. Психодиагностическая работа Индивидуальные психодиагностические исследования первоклассниковОбучающиеся 1 класса (6 человек) Сентябрь 2016 Проведение углубленной психодиагностики 10-11-х классов.
Обучающиеся (11 человек) В течение года Диагностика адаптации учащихся 1-го класса
Обучающиеся 1-го класса ( 6 человек) Октябрь-ноябрь
2016г. Диагностика акцентуаций у учащихся подросткового возрастаОбучающиеся 6-9 классов В течение года Психологический мониторинг мотивации учащихся 6-11 классов
Обучающиеся 6-11 классов Ноябрь-декабрь
2015 г. Диагностика сформированности УУД учащихся 2-4го классов
Обучающиеся 2-4 класса ( человек) Апрель-май
2017г. Диагностика учащихся 8-9 классов с целью выбора профиля обучения
Обучающиеся 8-9-х классов Сентябрь-март
2016-2017 уч.г. Индивидуальная диагностика учащихся по запросу администрации, классного руководителя, родителей и самого ребенка
Обучающиеся 1-11-х классов В течение года 1 2 3 4 3. Психологическое
консультированиеИндивидуальные консультацииОбучающиеся, педработники, родители По запросу Групповые консультацииа) групповая консультация для учителей работающих в 1-м классе по результатам диагностики адаптации первоклассников к обучению в школе ПедработникиСентябрь-ноябрь по запросу
2016 г. б) групповые консультации для учащихся 8-11 классов по результатам профдиагностикиОбучающиеся 8-11 классов Март-апрель
2017 г. в) групповые и индивидуальные консультации для классных руководителей, родителей, учащихся по результатам психологического мониторинга интеллектуальной и личностной сферы учащихся Педработники родители, обучающиеся В течение года по запросу г) индивидуальные консультации направленных на ПМПК Родители, обучающиеся В течение года Разработка рекомендаций для родителей «Ваш ребенок пятиклассник» родители Сентябрь 2016 Индивидуальные
консультации по проблемам
адаптации. родители,
педагоги сентябрь,
октябрь 2016 Индивидуальные консультации по результатам профдиагностики учащихся 9 и 11 классов.
обучающиеся,
родители, педагоги Март 2017 г. Педагогический консилиум «Готовность пятиклассников к обучению в среднем звене школы» педагоги Ноябрь 2016 Консультации «Трудный возраст» родители Ноябрь 2016г. Групповые консультации: «Профилактика суицида и суицидальных попыток у обучающихся» педагоги Ноябрь 2016 г. Индивидуальные
консультации
по вопросам воспитания и
развития (по запросам).
родители
в течение года
Индивидуальное консультирование: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»
родители Декабрь 2016 Разработка брошюр: «Зона риска» родители Январь 2017 Индивидуальные консультации по результатам диагностического обследования уровня адаптации и социализации талантливых и одаренных детей
родители Февраль 2017 г. 4. Коррекционно-развивающая работаГрупповые коррекционные занятия по развитию познавательных процессов у учащихся 1 класса
Обучающиеся1 классаВ течение года Профилактика дезадаптации у учащихся 5 классаОбучающиеся 5 классаВ течение года 5. Профилактическая работаПрофилактика дезадаптации детей: беседы и знакомство с родителями детей, поступивших в учебное заведение
Обучающиеся, родители В течение года АнкетированиеРодители Сентябрь 2016 г. 1 2 3 4 Беседы с классными руководителями с целью выявления детей, имеющих признаки дезадаптации педработникиВ течение года Психологические часы по адаптпции учащихся 1-го класса Обучающиеся По запросу классного руководителя Состояние адаптации учащихся 1-го класса Совещание при завуче По запросу Психологические часы в 5 классе по профилактике дезадаптацииОбучающиеся 5 класса По запросу классного руководителя Анализ результатов диагностики познавательной сферы учащихся 3 класса Совещание при завуче По запросу Анализ результатов диагностики профессиональных склонностей и способностей учащихся 8-9-х классов Совещание при завуче По запросу Анализ психологического мониторинга мотивации учащихся 6-11 классов Совещание при завуче По запросу Анализ результатов диагностики акцентуации характера у подростков. Совещание при завуче По запросу 6. Психологическое просвещениеЛекция «Психологическая
готовность пятиклассников к обучению в среднем звене» Родители 5-классников
Октябрь 2016 Мониторинг результатов диагностики, коррекционной и развивающей работы, методические рекомендации педагоги в течение года Выпуск психологических памяток и буклетов по профилактике суицидов на тему: «Дорожи своей жизнью» обучающиеся Ноябрь 2016 Выступление на педагогическом совете «Проблемы адаптации и мотивации в переходный период в 10-м классе». педагоги Ноябрь 2017 Родительское собрание по итогам диагностики уровня мотивации в 10 классах родители Ноябрь 2016 г. Родительское собрание для родителей детей, имеющих проблемы с адаптацией «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома» родители Январь 2017г. Выступление на родительских собраниях в 7,8-х классах «Способы установления позитивных доверительных взаимоотношений с детьми». родители Февраль 2017 г. Родительское собрание в 9-х,11 -х классах по итогам диагностики родители Март 2017 Лекции для обучающихся (по запросам классных руководителей) обучающиеся 1-11 классов Март 2017 Выпуск психологических памяток и буклетов: «Профессиональная ориентация и выбор профессии»
обучающиеся Апрель 2017 Разработка рекомендаций и памяток «Я и ГИА. Как не заработать стресс?» обучающиеся Май 2017 г. Лекции
(по запросам) родители в течение года Тематические родительские собрания по вопросам психологии возраста, адаптации, по вопросам причин неуспеваемости и т.д.
родители в течение года 8. Учебная деятельностьФакультатив «Основы психологи личности» (1 час в неделю) Обучающиеся 10 класса В течение года
Факультатив «Основы психологии и педагогики» (1 час в неделю) Обучающиеся 11 класса В течение года
Внеурочная деятельность «Психологическая азбука» в 1,2 и 5 кассах (по 1 часу в неделю) Обучающиеся 1, 2 и 5 классаВ течение года