Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
поселка городского типа Вахруши
Утверждаю
Директор школы
_______________
И.В.Олин
01.09.2015
Перспективный план работы
педагога-психолога
Порошиной Ольги Евгеньевны
на 2015-2016 учебный год
2015
Цель работы психолога: сопровождение процесса психологического развития учащихся, организация просветительской работы с педагогами и семьями учащихся.
Задачи.
Сопровождать процесс адаптации учащихся 1,5 классов
Оказывать помощь каждому ученику в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в развитии собственной личности.
Оказывать психологическую помощь детям, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении.
Продолжать пополнять знания учащихся о профессиях, ошибках в выборе профессии.
Развивать психологическую компетентность педагогов и родителей.
Категория участников ОП Содержание деятельности
Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
I блок «Сопровождение развития и обучения ребёнка согласно возрасту
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе
Учащиеся 1 класса Цель: Изучение готовности к обучению в школе, уровень актуального развития детей, уровень адаптации Цель: оказание психологической помощи детям, коррекция психических процессов учащимся, исходя из результатов диагностики Инструментарий: Д.Эльконин «Графический диктант», Венгер «Образец и правило», Гудинаф «Нарисуй человека», анкета о школе Инструментарий программа Н.В. Бабкиной «Радость познания» Сроки: 14.09.-30.09 Сроки: в течение года Родители учащихся 1 классов Цель: изучение родительского восприятия адаптации детей к школе Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации обучающихся и ролью семьи в данный период Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Цель: знакомство с особенностями учащегося 1 класса
Инструментарий: анкета о школе, тест «Как вы думаете, всё ли благополучно у вашего ребёнка в школе?» Инструментарий: презентация «Ваш ребенок первоклассник Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Инструментарий: беседа «Трудности первого класса»
Сроки: 14.09.-30.09 Сроки: октябрь Сроки: в течение года Сроки: по мере необходимости
Педагоги, работающие в 1 классах Цель: изучение педагогического восприятия адаптации детей к школе Цель: профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагога, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, профилактика неврозов
Цель: ознакомление педагогов с результатами диагностического обследования Цель: ознакомление с результатами диагностического обследования
Инструментарий: опросник для учителя Инструментарий: тренинг «Психологическое благополучие педагога»
Инструментарий: презентация «Итоги диагностики. Как работать с учащимися?» Инструментарий: презентация
Сроки:14.09. – 30.09. Сроки: ноябрь
Сроки: ноябрь Сроки: октябрь
Психологическое сопровождение адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене
Категория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся 5 классов Цель: изучение мотивации учения, отношения учащихся к школе Цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, снять тревожность при переходе на среднюю ступень обучения. Цель: оказание психологической помощи детям, коррекция психических процессов учащимся, исходя из результатов диагностики Инструментарий: тест школьной тревожности Филлипса, анкета о школе Н.Г.ЛускановойИнструментарий: программа «Познай себя» Инструментарий:
Цикл коррекционно-развивающих занятия с детьми, испытывающими трудности в поведении Сроки: октябрь Сроки: в течение года Сроки: в течение года Родители учащихся 5 классов Цель: изучение родительского восприятия адаптации детей к школе Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации обучающихся и ролью семьи в данный период Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Цель: знакомство с особенностями учащегося 5 класса
Инструментарий: анкета о школе, тест «Как вы думаете, всё ли благополучно у вашего ребёнка в школе?» Инструментарий: презентация «Пятиклассник – необыкновенная территория обыкновенных детей» Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Инструментарий: беседа «Ваш ребенок пятиклассник»
Сроки: ноябрь Сроки: декабрь Сроки: в течение года Сроки: по мере необходимости
Педагоги, работающие в 5 классах Цель: определение наличия профессионального (эмоционального) выгорания у педагогов Цель: профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагога, обучение навыкам саморегуляци и расслабления,профилактика неврозов Цель: ознакомление педагогов с результатами диагностического обследования
Цель: ознакомление с результатами диагностического обследования
Инструментарий: Опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. 
Инструментарий:тренинг «Психологическое благополучие педагога» Инструментарий: презентация «Итоги диагностики. Как работать с учащимися?» Инструментарий: презентация
Сроки: конец ноября Сроки: декабрь Сроки: декабрь Сроки: декабрь
Психологическое сопровождения протекания подросткового возраста
Учащиеся 7,8 классов Цель: изучение индивидуальных сторон личности подростка для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии Цель: помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. Цель: научить подростка жить в мире и сотрудничать с ним, снятие тревожности Цель: консультирование подростков по результатам обследования
Инструментарий: анкета «Уровень воспитанности», , методика самооценки личности старшеклассника Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002-694с. Инструментарий: программа «Тропинка к своему Я» О.В.ХухлаевойИнструментарий: программа коррекции агрессивности и тревожности Инструментарий: результаты тестов
Сроки: декабрь Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Родители учащихся 7,8 классов Цель: изучение родительского отношения к подросткам, понимания родителями особенностей возраста Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Цель: знакомство родителей с возрастными особенностями учащихся 7,8 классов
Инструментарий: тест-опросник Варга-Столина ОРО, тест «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Инструментарий: презентация «Ваш ребенок «трудный» подросток?»
Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Педагоги, работающие в 7,8 классах Цель: определение наличия профессионального (эмоционального) выгорания у педагогов Цель: профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагога, обучение навыкам саморегуляци и расслабления,профилактика неврозов Цель: развитие психологической компетентности педагогов Цель: знакомство педагогов с возрастными особенностями учащихся 7,8 классов
Инструментарий: Опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. 
Инструментарий: тренинг «Психологическое благополучие педагога» Инструментарий: семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с подростками» Инструментарий: презентация «Подростковый возраст»
Мини-лекция «Возрастные особенности подростков»
Сроки: январь Сроки: январь Сроки: март Сроки: октябрь-ноябрь
Психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Категория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся 4,6,9 классов Цель: определение уровня умственного развития Цель: оказание психологической помощи детям, коррекция психических процессов учащимся, исходя из результатов диагностики, снижения уровня тревожности, повышение самооценки Инструментарий: тест школьной тревожности Филлипса, тесты по определению уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения, тест развития самооценки Инструментарий: модифицированная программа коррекционно-развивающей работы с учащимися специальных (коррекционных) классов VII вида Сроки: сентябрь Сроки: сентябрь-май Родители учащихся 4,6,9 классов Цель: ознакомление родителей с особенностями детей с ОВЗ Цель: развитие психологической компетентности родителей Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Инструментарий: презентация «Особенности детей с ОВЗ» Инструментарий: презентация «Общаться с ребёнком. Как?» Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года Педагоги, работающие в 4,6,9 классах Цель: определение наличия профессионального (эмоционального) выгорания у педагогов Цель: профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагога, обучение навыкам саморегуляци и расслабления,профилактика неврозов Цель: познакомить педагогов с особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Инструментарий: Опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. 
Инструментарий:тренинг «Психологическое благополучие педагога» Инструментарий: презентация «Особенности детей с ОВЗ»
Сроки: конец ноября Сроки: декабрь Сроки: декабрь
Сопровождение профессионального самоопределения в старших классах
Категория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся 9,11 классов Цель: определение склонностей личности к разлчным сферам профессиональной деятельности Цель: дать старшеклассникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии Цель: оказание помощи в выборе профессии
Инструментарий: В.Б.Успенский «Готовность к выбору профессии»,А.Е.Голомшток «Карта интересов», опросник ЙовайшиИнструментарий: программа Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия» Инструментарий: батарея тестов по профориентации
Сроки: ноябрь Сроки:ноябрь-майСроки: в течение года
Родители учащихся 9,11 классов Цель: расширять знания родителей о профессиональном самоопределении их детей, возможных ошибках в выборе профессии Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Цель: пополнять знания родителей об особенностях юношеского возраста
Инструментарий: презентация «Кот в мешке» или ошибки в выборе профессии» Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Инструментарий: презентация «Юношеский возраст. Профессиональное самоопределение»
Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Педагоги, работающие в 9,11 классах Цель: определение наличия профессионального (эмоционального) выгорания у педагогов Цель: профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагога, обучение навыкам саморегуляци и расслабления,профилактика неврозов Инструментарий: Опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. 
Инструментарий:тренинг «Психологическое благополучие педагога» Сроки: конец января Сроки: февраль Психологическое сопровождение детей группы-риска
Категория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся Цель: диагностировать информированность о вредных привычках Цель: профилактика вредных привычек (употребление курительных смесей, курение табака и т.д.) Цель: Подготовка учащихся к адекватному восприятию окружающего мира и формированию адекватных форм поведения в группе сверстников Цель: консультирование по остро возникшей проблеме
Инструментарий: анкета о ПАВ Инструментарий: социально-психологический тренинг Инструментарий: Программа «Я в мире, мир в тебе» Инструментарий: результаты обследований
Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Родители Цель: выявить родительские установки и реакции, понимание родителями особенностей юношеского возраста Цель: Просвещение родителей по проблеме употребления и распространения алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических веществ среди подростков. Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Цель: консультирование по остро возникшей проблеме
Инструментарий: опросник Pary», тест Б.И. Рогова Инструментарий: презентация «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у подростков
Родительский практикум Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Инструментарий:
Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Педагоги Цель: педагогическая профилактика вредных привычек Цель: консультирование по остро возникшей проблеме
Инструментарий: презентация «Педагогические условия профилактики вредных привычек у подростков» Инструментарий:
Сроки: в течение года Сроки: в течение года
II блок Инновационная деятельность
Психологическое сопровождение талантливых (одарённых )детей
Категория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся Цель: выявление склонности учащихся к разным видам одарённости Цель: формирование основ проектного мышления Инструментарий: Карта интересов для младших школьников, батарея тестов для изучения творческого мышления Инструментарий: учебный психологический курс «Развитие проектного мышления» Сроки: в течение года Сроки: 1 раз в месяц Родители Цель: получение информации о ребёнке Цель: информирование родителей о способностях ребенка, возможностях дальнейшего развития
Инструментарий: методика «Родительское исследование», «Карта одаренности» Инструментарий: результаты занятий
Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Педагоги Цель: определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми Цель: знакомить педагогов с особенностями одаренных учащихся
Инструментарий: методика «Интеллектуальный портрет», «Характеристика ученика», анкета «Как распознать одарённость?», Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по Богоявленской Д.Б., Брушлинскому А.В.)
Презентация «Ваш одаренный ученик»
Сроки: в течение года Сроки: в течение года
Сохранение психофизиологического здоровья одарённых детей
Категория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся Цель: исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.
Инструментарий: методика «Индекс отношения к здоровью» Сроки: в течение года Родители Цель: диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями одарённых детей Цель: помочь родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение ребёнка, изменить своё отношение к ребёнку, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных. Инструментарий: опросник АСВ, тест «Искусство жить с детьми» Инструментарий: «Поддержка одарённого ребёнка», презентация Инструментарий: программа И.М. Желдака «Искусство быть семьёй» Сроки: в течение года Сроки: в течение года Сроки: в течение года Педагоги Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями одарённых детей Инструментарий: «Поддержка одарённого ребёнка», презентация Сроки: в течение года III блок. Актуальные проблемы образования
Профилактика агрессивности, наркомании и алкоголизма обучающихсяКатегория участников ОП Диагностика Психологическая профилактика Психологическое просвещение Развивающая работа Коррекционная работа Психологическое консультирование
Учащиеся Цель: выявление преобладающего уровня агрессии, изучение осведомленности обучающихся о ПАВ, выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ Цель: предупредить возможное начало курения в подростковом возрасте Цель: Подготовка учащихся к адекватному восприятию окружающего мира и формированию адекватных форм поведения в группе сверстников Инструментарий: опросник Басса-Дарки, первичная профилактика ПАВ, сборник анкет и тестов. Инструментарий: занятия в рамках программы соцально-психологического тренинга Инструментарий: Программа «Я в мире, мир в тебе» Сроки: в течение года Сроки 1 раз в месяц Сроки: в течение года Родители Цель: диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений Цель: просвещение родителей Инструментарий: опросник АСВ, тест «Искусство жить с детьми» Инструментарий: «Профилактика вредных привычек и социально-обусловленных заболеваний у подростков», презентация Сроки: февраль Сроки: февральПедагоги Организационно-методическая деятельность
Заполнение специальной документации, (протоколы обследования, схемы, таблицы сводных данных, психологические паспорта, психологические карты развития и т., д.).
Заполнение организационно - методической документации, (планы на месяц, журнал учёта видов деятельности, журнал психологических запросов и т., д.).
Подбор психодиагностического инструментария.
Подготовка к психологическому обследованию.
Анализ результатов диагностики.
Составление заключений по результатам психологического обследования.
Составление рекомендаций по результатам диагностики.
Подготовка к коррекционным занятиям (конспект занятия, оборудование и т., д.).
Подготовка к психологическим консультациям.
Изучение специальной литературы.
Подготовка к выступлениям на семинарах, педагогических советах, родительских собраниях.
Заполнение дневников наблюдения.
Участие в методических объединениях.
Проведение семинаров.
Выступление на педагогических советах, родительских собраниях.
Построение диаграмм по результатам обследования.