Конспект занятия по развитию речи с элементами ОТСМ — ТРИЗ в первой младшей группе Путешествие на самолете


Конспект по развитию речи для детей 2-3 лет с элементами ОТСМ - ТРИЗ
«Путешествие на самолете»

Цель: Формирование обобщающего понятия «транспорт»
Задачи
1. Познакомить детей с разными видами транспорта (самолет, поезд, корабль, машина);
2. Расширять словарь по данной теме (корабль, самолет, машина, едет, плавает, летает);
3. Закреплять имена признаков: цвет (красный, желтый, синий, зеленый), влажность (мокрый, сухой), форма, размер;4. Воспитывать желание помогать.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями (обратить внимание на то, что мы рады их видеть).
В.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на самолете. Согласны? (дети: ДА)Подвижная игра «Летим на самолете»:
Ремонтируем мотор: тук –тук;
Заливаем бензин: ш –ш – ш;
Заводим мотор: р – р – р;
Полетели: у – у – у;
На посадку сели.
Прилетели мы с вами к морю (на столе стоит таз с водой). В гости к нам приплыли кораблики.
- Где плавают кораблики? (в воде, по морю)
- Детки, посмотрите, наши кораблики не двигаются, давайте подуем на них, сделаем ветерок (дети дуют: в – в – в).
- Какие вы молодцы. Наши кораблики плавали в воде и по влажности стали мокрые, а этот кораблик был на суше и он сухой. Какой помощник умной головы помог нам узнать о влажности? (руки)
- Покажите значок, спрашивающий нас о влажности? (дети показывают значок)
- Все вы молодцы, самолет зовет нас путешествовать дальше.
«Летим на самолете»:
Ремонтируем мотор: тук –тук;
Заливаем бензин: ш –ш – ш;
Заводим мотор: р – р – р;
Полетели: у – у – у;
На посадку сели. (дети рассаживаются на стульчики)
(Раздается звук поезда).
В.: Мы с вами прилетели на железную дорогу, а по дороге едет поезд (выставляется фланелеграф с изображением разноцветных вагончиков с окошками разной формы (окошки закрыты)).
Посмотрите, какие окошечки у нашего поезда, какие они по форме?
(ответы детей).
- Ребята, покажите мне окно треугольное по форме давайте посмотрим, кто сидит в вагончике (открываем окно), а теперь давайте откроем квадратное окно, круглое (дети показывают и открывают). Какие молодцы.
- А какой помощник умной головы помог нам помог узнать, какие окна по форме (глаза). Покажите значок, спрашивающий нас о форме (показывают карточку).
В.: Молодцы! Самолет зовет нас путешествовать дальше.
Ремонтируем мотор: тук –тук;
Заливаем бензин: ш –ш – ш;
Заводим мотор: р – р – р;
Полетели: у – у – у;
На посадку сели. (дети рассаживаются на стульчики)

- Прилетели мы с вами на волшебную дорогу, по которой едет машина, какая она по цвету (белая).
Работа с морфотаблицей.
- Ребята, а давайте посмотрим, что станет с машинкой, если она поедет по красной дорожке.
- Какая по цвету стала наша машина? (красная).
- Посмотрите, наша машинка поехала дальше и попала на жёлтую дорожку? Какая она стала по цвету? (жёлтая) и т.д.

В.: Ребята, а у нас здесь куклы ждут свои машины (рассматриваем кукол по размеру).
- Ребята, покажите мне маленькую куклу, затем большую. Какой помощник умной головы помог нам узнать о размере (глаз), покажите значок – размер (дети показывают).
Раздается звук машины (тихий и громкий), воспитатель вносит в группу маленькую и большую машину.
Наши куклы совсем запутались и не знают, в какую машинку им сесть (маленькие – в маленькую, большие – в большую). (Дети рассаживают кукол). (Куклы благодарят детей и уезжают)
Пришла пора нам возвращаться в детский сад, полетели.
Ремонтируем мотор: тук –тук;
Заливаем бензин: ш –ш – ш;
Заводим мотор: р – р – р;
Полетели: у – у – у;
На посадку сели
(рассаживаются на стульчики).
Рефлексия: Мы с вами совершили большое путешествие, летали на самолете, видели кораблик, поезд, машину – все это называется «транспорт», повторите… (показать картинки с изображением транспорта).
- Вам понравилось путешествовать?