Статья : Формирование основ экологического сознания у младших школьников


Формирование основ экологического сознания у младших школьников
В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается во всех цивилизованных странах, а в России эта идея закреплена законодательно (Федеральный закон «Об охране окружающей среды»). Согласно закону, главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Занятие детей в объединении «Азбука природы» способствует накоплению представлений о мире природы: отдельных представителях животного и растительного мира, о сезонных изменениях природы.
Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Пробудить у школьников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, желание творить, узнавать.
Одним из основных методов экологического образования детей в младшем школьном возрасте является игровой метод. Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Дети на занятиях любят играть в игру «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Мы записываем все слова, и из них получается гимн Зиме. При этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. Особое место занимают дидактические игры. Например «С какого дерева листок?», «Магазин фрукты, ягоды » Ребенок должен так описать картинку, чтобы продавец понял, какие фрукты или ягоды он хочет купить. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения,
Так же на своих занятиях я открыла для себя интерес детей к экологическим сказкам. Определяется это, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Нами были прочитаны следующие сказки «Осень», «Приключение листика», «Маленькие путешественницы». Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.
Я предлагаю детям сочинять сказки и думаю что сказки, написанные детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Экскурсии широко используются для экологического воспитания детей. На занятиях провожу экскурсии в природу по следующим темам: «Что такое природа?», «Золотая осень»", «Зимняя сказка". Во время экскурсии знакомимся с растениями, птицами, и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Во время осенней экскурсии, дети собрали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе.
Часто на занятиях использую  художественную литературу.  Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это стихи об осени Пушкина, Некрасова, это короткие рассказы о природе Ушинского «Ветер и солнце», «Четыре желания», и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?"
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет изготовление из природного материала поделок. На занятиях делаем поделки из шишек, листьев, аппликации из засушенных трав, цветов, семян, мха, плодов что является прекрасным источником развития творческих способностей детей.  
В процессе работы со стороны детей наблюдается повышение познавательного интереса к объектам природы. Ребята стали охотно участвовать в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, рассказывают об увиденном. Дети учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их. Наблюдая за растениями и животными, создавая своими руками поделки, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание. Они с удовольствием помогают ухаживать за растениями, радуются появлению каждого нового цветочка, любуются ими. Так постепенно, в процессе работы, я стараюсь воспитывать любовь к объектам природы, желание заботиться о них. Иными словами стараюсь способствовать формированию основ экологического сознания у школьников.