Родительское собрание на тему:Проблемный ребенок:что делать?

Тема: Проблемный ребенок: что делать?
Форма проведения собрания: обмен мнениями
Оборудование: авторская презентация по теме собрания.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с понятием «девиантное поведение».
Познакомить родителей с причинами девиантного поведения и его следствиями.
Представить информацию о проделанной работе по предупреждению ДП.
Выработать совместно рекомендации по предупреждению и коррекции ДП
Повестка собрания:
Девиантное поведение подростков, его причины и следствия
О работе ОУ по предупреждению ДП
О коррекции ДП
Разное
Ход собрания
1. Знакомство родителей с понятием девиантного поведения подростка

Слова учителя
Возможные ответы родителей

- Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о таком понятии, как девиантное поведение подростка. Может быть кто-то из вас попытается объяснить в чём сущность девиантного поведения.
- Наверное, девиантное поведение – это отклоняющееся поведение от общепринятых норм поведения в обществе.

- Да, вы дали почти правильное определение этому понятию.


Вообще, психологи говорят, что
Девиантное поведение  это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.


- Существует два вида девиантного поведения подростков:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
2. Поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Это поведение, выражающееся в форме проступков или преступлений.


- Знакомы ли вам какие-либо формы проявления девиантного поведения подростков?
Употребление наркотиков;
Пьянство и алкоголизм;
Проституция;
Суицидное поведение;
Правонарушения.

- Все эти формы образуют единый блок, т.к. вовлечение подростка в одну из форм девиантных действий может спровоцировать его вовлечение и в другую. Как следствие, эти проявления ведут к проступкам и даже преступлениям.
Наблюдают схему на экране ИД.

1.2. Выяснение причин девиантного поведения подростков

1) Работа родителей в группах

Слова учителя
Возможные ответы родителей

- А как вы думаете, каковы же основные причины всех указанных выше форм девиантного поведения подростков?
- Я предлагаю вам, объединится в группы и попытаться ответить на поставленный вопрос.
Родители объединяются в пять групп и работают над заданием:
определить основные причины следующих форм девиантного поведения подростков:
I группа. Употребление наркотиков
II группа. Пьянство и алкоголизм;
III группа. Проституция;
IV группа. Суицидное поведение;
V группа. Правонарушения.

2) Обсуждение причин девиантного поведения подростков

- Итак, каковы же основные причины девиантного поведения подростков?
Представители групп зачитывают причины девиантного поведения подростков, обозначенные ими (см. ниже):

Возможные варианты ответов родителей

I группа. Употребление наркотиков:
Любопытство
Выражение независимости
Уход от проблем
Окружающая среда
III группа. Проституция:
Депрессия
Заработок
Психические нарушения
Окружающая среда

II группа. Пьянство и алкоголизм:
Наследственность
Уход от проблем
Выражение независимости
Окружающая среда
IV группа. Суицидное поведение:
Стресс
Переутомление
Уязвлённое чувство собственного достоинства
Употребление психотропных средств
Состояние аффекта в форме агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над самим собой
Окружающая среда (неформальные группы)

Замечание.
Все предложенные варианты ответов высвечиваются на экран ИД.
V группа. Правонарушения:
Корысть
Самоутверждение
Недостаток воспитания
Окружающая среда

- Какая причина, вызывающая девиантное поведение у подростков встречается наиболее часто?
- Окружающая среда.

- Что вы имели в виду, когда указывали эту причину?
- Имелась в виду неблагоприятная обстановка в семье и окружение подростка вне дома, т.е. «улица».

- Да, вы правы, важным фактором в отклоняющемся поведении ребёнка является неблагополучие в семье. Что говорят по этому поводу психологи?
Обратимся к исследованиям известного психолога
М. Земека «Семья и личность».
Выступление психолога
(см. приложение)




Стили поведения родителей
Поведение родителей по отношению к ребенку
Позиции родителей
Реакция ребенка
Формирующиеся черты личности ребенка

А
Чрезмерная эмоциональная дистанция
Родители обращены против ребенка или вне его проявляется агрессивность к ребенку или равнодушие
А + С – отвергающая (ребенок – «тяжкий груз»)
Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним
Агрессивность, непослушание, лживость, склонность к воровству и т. д.

В
Большое внимание на ребенка
Родители бдительно следят за поведением ребенка, всегда рядом, навязывание различных предложений
В + D – чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим)
Показанная позиция, потребности ребенку доминируют над потребностями других
Запаздывание социальной зрелости:
1) чрезмерное преувеличение собственной значимости;
2) тревожность, беспомощность

С
Доминирование
Непреклонность родителей, тенденция к ограничениям и суровости
В + С – чрезмерное требование
°Постоянное состояние тревожности (нет права на самостоятельность)
Неуверенность, робость, чрезмерная вспыльчивость

D
Уступчивость
Характерно неумение и неспособность руководить детьми, мягкость
А + D – (крайняя степень – бегство от ребенка)
Невыполнение приказаний родителей
Неспособность устанавливать прочные эмоциональные связи, эмоциональная неустойчивость, непостоянство в планах, хвастливость


1.3. Совместная выработка рекомендаций по предупреждению и профилактике различных форм девиантного поведения у подростков

- Учитывая, всё вышесказанное сможем ли мы ответить на вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»
Возможные ответы родителей:
- В больше степени виновата семья.
- Да, скорее всего семья, потому, что школа – это первый помощник семьи в воспитании детей, а главная роль в этом вопросе отдаётся всё-таки родителям!

- Что же делать? Какие же рекомендации для родителей можно выработать по предупреждению девиантного поведения подростков?
Возможные ответы родителей:
Беречь внутренний мир подростка!
Интересоваться его делами и увлечениями!
Уметь выслушивать!
Согласится, если прав!
Переубедить, если ошибается!
Требования аргументированы!
Уважение, а не унижение!
Помочь познать себя!
Помочь оценить свои способности и возможности!
Помочь найти место в мире взрослых!
Первым делать шаг к примирению!
Не допускать мелочной опеки!
Не допускать излишнего контроля!
Разумное поощрение!
Наказание справедливое, но не жестокое!
Недопустимы физические наказания!

2. Информация о проделанной воспитательной работе по предупреждению девиантного поведения обучающихся в ОУ

- Выше, вами было сказано о том, что школа – это главный помощник семьи в воспитании детей. В подтверждение этих слов, мне хочется рассказать о проведённых воспитательных мероприятиях, направленных на предупреждение проявления различных форм девиантного поведения подростков.
Вовлечение учащихся в кружки и секции (всего в этом учебном году их - , количество посещающих кружки - )
Проведение досуговых общешкольных мероприятий и социально-значимых мероприятий в рамках деятельности детской организации «Крылатые сердца». Уже прощли следующие мероприятия: День здоровья, День рождения детской организации, День самоуправления, встречи с представителями старших поколений в рамках месячника ко Дню пожилого человека, участие в районной акции «Капельки добра», «Джинсовая вечеринка»
Классные часы на темы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения
Классные часы по формированию здорового образа жизни
Классные часы по воспитанию толерантности
Классные часы по правовому воспитанию: «Права ребенка», «Подросток и закон», «Твои права и обязанности» и др.
Индивидуальные беседы о нормах морали и поведения в обществе.



3. Информация о проделанной работе по коррекции девиантного поведения обучающихся

В школе осуществляет деятельность Совет профилактики противоправного поведения и безнадзорности обучающихся. Все случаи девиантного поведения обучающихся обсуждаются на данном совете, на заседания в особых случаях приглашаются родители обучающихся, участковый уполномоченный или инспектор по делам несовершеннолетних. Учащиеся с устойчивым ДП ставятся на внутришкольный контроль.
На сегодняшний день на внутришкольном контроле состоит 16 учащихся.
В школе создана Конфликтная комиссия.
Ранее здесь уже прозвучала такая мысль, что требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения. Мы ждем активной позиции родителей учащихся школы, в первую очередь помощи от родительских комитетов всех уровней. А случаи девиантного поведения учащихся у нас бывают очень серьезные, о них расскажет директор школы.
(выступление директора)


- Завершить сегодняшнюю беседу мне хочется словами Антона Семёновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».


4. Проект решения собрания:
1. Принять к сведению рекомендации по предупреждению и профилактике различных форм девиантного поведения у подростков.
2. Привлечь к работе по коррекции ДП обучающихся классные и общешкольный родительские комитеты и конфликтную комиссию.

5. Принятие решения собрания
Информационные источники
Девиантное поведение. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дерекляева Н.И. Родительские собрания. «ВАКО», Москва, 2004. стр. 238.
Влияние родительских отношений на девиантное поведение подростков. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15