Открытый урок на тему Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (9 класс)

Тема урока "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9класс

ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о сложном предложении, закрепление умения постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; совершенствование пунктуационных, орфографических навыков учащихся.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать личностную позицию учащихся;
воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап.
Мозговая атака.
Работа с эпиграфом к уроку. Опрос.
Сообщение темы урока и постановка целей.
Работа с учебником(стр153)
Самостоятельная работа с предложениями.
Комментарий и взаимооценка.
Дополнительное задание.
Подведение итогов урока.
Этап информации учащихся о домашнем задании.
Слово учителя. Рефлексия.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
*Деление на группы по цвету

2. – Какие виды сложных предложений вы знаете? При ответе можете использовать схему. (Простые и сложные, сложные – союзные и бессоюзные, союзные – сложносочиненные и сложноподчиненные.)
3.– Итак, какие виды сложных предложений мы вспомнили? (Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения.)
4.– Какие виды сложных предложений мы изучили? (Сложносочиненные, сложноподчиненные.)
5.Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф:
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)
Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
Запись эпиграфа в тетрадях.
Настроимся на разговор о доброте. Составление кластера.
Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)
4. Сообщение темы урока и постановка целей.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
(Тема урока записана на доске)
Вернёмся к записанному эпиграфу. Опрос.
- 1 - Что перед нами? Дайте характеристику этого предложения. (Сложное бессоюзное предложение, состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие).
- 2 - Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения).
- 3 - Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
Наша задача уяснить условия постановки двоеточия в БСП. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Учебник стр
Учащиеся оформляют записи в опорный конспект (только схемы).
Итак, назовите условие постановки двоеточия в предложении (эпиграф)?
( Ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом ).
-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
6. Работа с предложениями с опорой на полученные знания. Практика.
Самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.
Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1 группе:
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
2 группе:
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
7. Проверка самостоятельной работы.
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].
(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз, а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
-Выставление взаимооценки-
8. Дополнительное задание (на дополнительную оценку). Конструирование БСП.
Упр247
Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.
1.Тимур не пришел на занятия..
2.Сегодня в школу все ученики пришли в парадной форме..
3.Ребята из нашей школы тренировались каждый день...
4.У моего друга богатая библиотека..
9. Подведение итогов урока.
1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
Обратите внимание на эпиграф.
Почему автор использует бессоюзное предложение?
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)
10. Домашнее задание.
Напишите небольшое мини-сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.
11.Слово учителя.
-Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски).
Помните: с доброты человек начинается!
Безмерное богатство – доброта. И пусть ее надолго хватит. Человек настоящий всегда Щедро добро свое тратит.
Рефлексия. Нарисуйте на полях лесенку и, вспомнив весь урок, расположите на ней себя в виде точки. Если вам было интересно и легко - наверху, не очень - в середине, трудно- внизу.






















Приложение Опорный конспект

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3.Двоеточие ставится:
1)

2)

3)



Опорный конспект

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3.Двоеточие ставится:
1)

2)

3)






Самостоятельная работа, с последующей проверкой
Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку - составьте схемы.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.




Самостоятельная работа, с последующей проверкой
Задание : выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку - составьте схемы.
1.Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
2. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
4. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.










Проверка самостоятельной работы
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение] (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение] (вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз, а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина] (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союз потому что)
4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (Это сложносочиненное предложение)

Проверка самостоятельной работы
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение] (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение] (вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз, а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина] (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союз потому что)
4. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (Это сложносочиненное предложение)











13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115