Урок по истории России на тему: Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (8 класс)


Матыкина М.
Тема: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны, на примере доблести и мужества русской армии, воспитывать чувство любви и гордости за Родину.
Задачи:
Обучающая: изучить причины русско-турецкой войны 1877-1878 гг., ход войны и её итоги; выявить прогрессивную роль России в борьбе против господства султанской Турции над славянскими народами.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с картой, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию патриотизма на примере героизма русских и болгарских воинов, дружбы между народами.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, атласы, раздаточный материал, презентация.
I.Орг-ый момент. Приветствие. Отметка присутствующих. Подготовка класса к уроку.(1мин.)
Ход урока.
II.Проверка Д/з. (3 мин)
Работа с карточками.
1.Внешняя политика Александра II характеризуется: 1)намерением с помощью вооруженного вмешательства не допустить объединение Германии; 2)поддержкой революционной борьбы против правительств западных стран ; 3)стремлением вернуть выход России к Черному морю; 4)большими территориальными приобретениями.Ответ:3.
2.Расположите в хронологическом порядке события внешней политики России: А. Пересмотр условий Парижского мира. Б. Русско-турецкая война. В. Союз трех императоров. Г. Сближение России с Наполеоном III. Ответ: ГВАБ.
3.Назовите основные направления внешней политики России в период Александра II. Приведите примеры дипломатических действий и войн, предпринимавшихся для решения внешнеполитических задач на этих направлениях. (Европейское: пересмотр условий Парижского мира 1856 г. в октябре 1870 г мирным путем в Лондоне; Среднеазиатское: 70-е г.- создание Туркестанское губернаторство; Дальневосточное: 1860-граница по Амуру с Китаем).
4.Прочтите стихотворение Тютчева и назовите фамилию человека, к которому обращается поэт.
Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная Русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободную волной.
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной

(Ответ: Горчаков).Фронтальный опрос:
1.Назовите направления внешней политики Александра II? (Европейское, Среднеазиатское, Дальневосточное).
2.Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»? (Пересмотр условий Парижского мира 1856 г. в октябре 1870 г мирным путем в Лондоне).
3.Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ? ( 70-е г.- создание Туркестанское губернаторство; завершение Кавказской войны; в 1867-продажа Аляски; Пекинский договор 1860-граница по Амуру с Китаем; Петербургский договор-Сахалин у России).
III. Изложение нового материала.
На доске репродукция картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны». Звучит хор «О, Фортуна» из кантаты К.Орфа «Кармина Бурана». (Слайд 2)
Учитель.(1 мин.) Рассмотрите внимательно знаменитую картину В.В. Верещагина «Апофеоз войны» (1871-1872), в которой художник выступил с гневным протестом, осуждением захватнических войн, обличением варварства.
«Посвящается всем завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим», -написал художник на раме этой картины. Первоначальное её название-«Апофеоз Тамерлана», но в окончательном варианте оно стало более обобщённым, и теперь картина известна как «Апофеоз войны».
Среди бескрайней высушенной солнцем степи, что подчёркивается серовато-желтым колоритом, высится огромная пирамида из человеческих черепов-ими среднеазиатские завоеватели некогда отмечали свой победный путь.
Кружатся стаи хищных птиц, они садятся на черепа, расклёвывают их.
Окружающий пейзаж-с безлюдной степью, мёртвыми, искореженными деревьями бывшего сада, с развалинами города вдали-помогает раскрыть идею произведения: былая жизнь людей, культура-всё уничтожено жестокой войной.
Руины, черепа и пустыня всегда воспринимались как символ смерти и разрушения. Картина не утратила своей актуальности и в наши дни. Трудно найти и в современном искусстве более сильный протест против захватнических, несправедливых войн, несущих людям горе и страдания.
Учитель. Сегодня у нас пойдёт речь о Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
План.(1 мин.) Слайд 3.
1.Предпосылки и причины русско-турецкой войны.
2.Силы и планы сторон.
3.Ход военных действий.
4.Сан-Стефанский мирный договор.
5.Итоги Берлинского конгресса.
6.Закрепление материала.
Вводная беседа (5 мин)
Учитель:
-Что такое «восточный вопрос»? («Восточный вопрос» возник в XVIII в. и был связан с наметившимся распадом Османской империи. Кто приберёт к рукам земли империи? Как получить максимальные выгоды от этого распада? Эти вопросы занимали политиков в Лондоне, Вене, Париже, Берлине, России). Слайд 4.
-Каким было положение славянских народов на Балканах? (Народы Балкан вели борьбу за создание независимых государств. Их жестоко угнетали, лишали прав. Православных верующих считали «неверными», притесняли, облагали высокими налогами). Слайд 5.
Какова была позиция Англии, Австро-Венгрии, Франции «восточном вопросе»? (Англия была против доминирования России на Балканах. Австро-Венгрия рассчитывала присоединить славянские земли на Балканах. Франция не играла активной роли на Балканах). Слайд 6.
-Как складывались отношения России и Турции в XIX в.? (В результате Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. был заключён Адрианопольский мир, по которому России передавалась Южная Бессарабия, Босфор и Дарданеллы были открыты для всех русских судов. По Парижскому миру(1856) Россия потеряла Южную Бессарабию, лишена права иметь военный флот, крепости на Черном море. В 1870 г.- отмена статей Парижского мира). Слайд 7.
-Какие цели преследовала Россия на Балканах? (Россия была главной опорой и надеждой национальных движений на Балканах и выдвигала идею единства всех славянских народов под руководством России. Каждый её успех в войнах с Османской империей приближал час национального освобождения балканских народов).Слайд 8.
-Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете, в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя таким образом от антирусской коалиции европейских государств).Слайд 9.
Учитель. Причины Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.(4 мин). Слайд 10.
1)обострение противоречий между Россией и Турцией в «восточном вопросе»; стремление России играть активную роль в международной политике; поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции;
2)усиление соперничества европейских государств за влияние на Балканах;
3)отказ Турции удовлетворить ультиматум России о прекращение боевых действий в Сербии.
Силы и планы сторон(2 мин). Слайд 11, 12.
Учитель. Запись на доске и в тетради:
12(24 апреля)1877 г.-Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.
Балканский фронт:
Русские-250 тыс.; турки-338 тыс.
Кавказский фронт:
Русский-55 тыс.; турки -70тыс.
Стратегически важные пункты театра военных действий:
I.Балканский фронт: Шипкинский перевал, Плевна, Адрианополь.
II.Кавказский фронт: Баязет, Батум, Ардаган, Карс, Эрзерум.
Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.
Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.
Ход военных действий (5 мин.)
Работа с учебником
Прочитать о ходе военных действий: ДК-2008, с.199-201 (Боевые действия летом 1877г. и падение Плевны); Слайд 13.
-Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев? (Отряд генерала И.В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Оборона Шипкинского перевала. Падение Плевны. Осадой Плевны руководил герой Севастополя инженер-генерал Э.Н.Тотлебен.)-Назовите основные сражения русско-турецкой войны?( На кавказском фронте:Баязет, Ардаган, Карс. На балканском: Тырново,София, наступление в сторону Адрианополя, Сан-Стефано.
Сообщение учащегося: «Белый генерал- М.Д. Скобелев».(3 мин) Слайд 14-20.
Учитель.
-Почему Скобелева в народе называли генералом богатырем?(Он не только командовал войском, он дорожил каждой жизнью солдата или мирного жителя. Он был примером храбрости и мужества, был настоящим офицером и защитником.)Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры.
Учитель. (5 мин). Запись на доске и в тетради:
19 февраля (3 марта) 1878г. в день рождения Александра II в местечке Сан-Стефано близ Константинополя подписан русско-турецкий договор. Слайд 21.
По договору:
1.Турция выплачивала России большую контрибуцию.
2.Болгария превращалась в автономное княжество в составе Османской империи (т.е. получала право на свое правительство, армию, ежегодно уплачивало Турции посильную дань.)
3.Сербия, Черногория и Румыния приобрели полную независимость, их территория значительно увеличивалась.
4.Россия получила Южную Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум.
Учитель. Западноевропейские государства выразили свое несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.
Итоги Берлинского конгресса (4 мин.) Слайд 22.
Запись на доске:
Июнь 1978г.- Берлинский конгресс.
Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.
Учитель. Слайд 23.
-Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе? (Условия Сан-Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем Востоке, с чем, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе).
-Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе «успехи оказались неудачами, победы поражениями»? (Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобожденных Россией от турецкого ига. Его решения показали шаткость союза трех императоров. Выявить борьбу держав за раздел территории распадающейся Турции. Однако в результате русско-турецкой войнычасть балканских народов получили независимость).IV.Закрепление материала. ( 3 мин.) Слайд 24-26.
Работа с документом.
-Найдите ошибки в документе.
В одной из записок к Александру II-му министр иностранных дел А.Н. Горчаков написал: Берлинский конгресс есть самая блестящая страница в моей служебной карьере». Царь пометил на полях: «И в моей также». (Ответ: черная.)
Работа учащихся в тетради
-Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Во второй половине XIX века усилилась напряженность на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории жестко подавлялись. В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам (Ответ : сербам) части русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Османской империей дипломатическими средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.
Итоги Русско-турецкой войны (1 мин.) Слайд 27.
Значение победы в русско-турецкой войне 1877-1878гг.
Победа в данной войне явилась наиболее крупным военным успехом Росси во второй половине XIX в. Она продемонстрировала действенность военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире.
V.Подведение итогов урока. (1 мин).
VI.Домашнее задание: п.28; с.203. вопросы к параграфу; с.204. вопросы и задания к документу(4-6). (1 мин). Слайд 28.