Статья на тему: Методика использования исторического материала на уроках математики при изучении темы: Показательная и логарифмическая функции

Методика использования исторического материала на уроках математики при изучении темы: «Показательная и логарифмическая функции»
В разное время ученые и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задачах колледжа. Однако общими почти всегда были и остаются следующие цели [4]:
1) повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими фактического материала;
2) расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.
Среди целей преподавания математики в колледже можно выделить - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. История науки дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека [2].
На первый взгляд кажется трудным найти на уроке время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Однако вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках почти полностью подчинен главному вопросу - связи изучаемой в колледже математики с историей [3].
Какая бы ни была форма сообщения исторических фактов - краткая беседа, экскурс, лаконичная справка - использованное время нельзя считать потерянным напрасно, если преподаватель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке теоретическим материалом [1].
Цель: разработать научно обоснованный вариант методики изучения темы «Показательные и логарифмические функции» с использованием исторических сведений как средство повышения интереса к предмету.
Данная разработанная ниже методика обучения повысит уровень интереса учащихся к математике.
Рассмотрим некоторые разработанные нами методические приёмы использования исторического материала при изучении темы: «Показательная и логарифмическая функции». Нами была разработана следующая программа использования исторического материала при изучении данной темы.
Краткие исторические экскурсы:
О происхождении показательных функций (тема: показательная функция);
О происхождении логарифмов (тема: логарифмы).
Темы докладов для учащихся:
Жизнь и творчество В. Лейбница (тема: показательная функция)
Жизнь и творчество Л. Эйлера (тема: показательная функция)
Жизнь и творчество Д. Непера (тема: логарифмы)
Транцидентные числа и история их возникновения (тема: натуральные логарифмы, число е).
Решение исторических задач [5]:
Задачи Г.В. Лейбница
1. Показать, что если n- целое, то n5-n делится на 5.
2. Показать, что если n- целое, то n7-n делится на 7.
Задачи Бонавентуры Кавальери
3. Доказать: 13 EMBED Equation.3 1415, где 13 EMBED Equation.3 1415
4. Доказать: 13 EMBED Equation.3 1415, где 13 EMBED Equation.3 1415
Задача Христиана Вольфа
5. Доказать: 13 EMBED Equation.3 1415, если 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415.
Подведем итог и сделаем заключительный вывод: предложенная методика использования исторического материала способствует формированию интереса учащихся к математике, а также формированию целостного научного мировоззрения, осознанию роли и значения математики, формированию уважения к предмету математики, что оказывает положительное влияние на процесс гуманизации образования учащихся.
Список литературы.
Баврин И.И. Старинные задачи. Просвещение, Москва 1994-127с.
Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности
школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15
Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.
Энциклопедия для детей: математика под редакцией Аксеновой М.Д. Аванта плюс, 2000.











13PAGE 15


13PAGE 14415