Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского Февраль. Подмосковье Материалы к уроку развития речи в 5 классе















Класс 5-Б
Предмет русский язык


















Тема урока
Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского
"Февраль. Подмосковье"

Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством Г. Г. Нисского; выявить особенности жанра городского пейзажа; с особенностями художественного описания картины “Февраль. Подмосковье”
Задачи:
Образовательная: сформировать умение писать сочинение-зарисовку о природе; повторить понятие о цвете.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к природе.
Развивающая: развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь.

Планируемые результаты:

Личностные
Метапредметные
Предметные

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

(объем освоения и уровень владения компетенциями): знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому; уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.



Форма проведения урока: урок развития речи, урок-диалог.
Формы работы на уроке: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Средства обучения, наглядно-демонстрационный материал: учебник, (презентация, компьютер), репродукции картин русских художников, музыка А. Вивальди “Времена года. Зима”
Используемые технологии: (элементы) развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке; дифференцированного обучения, концентрированного обучения, личностно-ориентированного обучения информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Формы контроля: учебный диалог, выразительное чтение стихотворения

Описанием картин – один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного запаса, повышает их творческую активность. В.Сухомлинский писал: “Произведение изобразительного искусства – еще одно светлое окошко, через которое человек постигает благородное видение мира”.










Ход урока

1. Интрига. Прием актуализации субъектного опыта “Раскрасьте свои чувства”
Звучит музыка Вивальди Концерт № 4 фа минор RV 297 "L'inverno" (Зима) (I - Allegro non molto)

– Как вы считаете, может ли время года влиять на настроение человека? Каким образом?
– Каким может быть ваше настроение в феврале?
– Какими бы красками вы обозначили свое настроение?

2. Проверка домашнего задания. Дома дети должны были составить синквейны о зиме. (читают)

– Как выразили вы свои чувства при описании декабря, января? Какую цветовую гамму вы использовали?
– А что можно сказать о феврале?
Посмотрите на оформление доски и постарайтесь формулировать тему
Запись в тетрадь
Шестнадцатое февраля
Классная работа
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине

Но прежде давайте вспомним, какие жанры живописи вы уже знаете?
Запись в тетрадь
Повторяю
Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним жанром живописи: городской пейзаж.

Репродукции каких картин представлены на доске?
– Что изобразил Пластов на картине «Летом»? В каком жанре его картина? (Художник показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых тружеников. Мать и дочь собрали в лесу целые корзины грибов и ягод, а сейчас отдыхают в тени. Пластов рисовал в жанре пейзажа и портрета.)
– В каком жанре исполнена картина И. Машкова «Натюрморт
с маками и васильками»? (Натюрморт.)
– В каком жанре написана картина Ф. Решетникова? Какова основная мысль картины? (Картина «Опять двойка!» является примером бытового жанра.)
А что изображено на картине Г.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье" ( на доске и у каждого на парте)
3. Историческая справка. Словарная работа

Февраль – это переломный месяц. Это уже конец зимы, и мы чувствуем приближение весны.
Запись + разбор (подчеркнуть ГО, определить вид предл.)

Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.

– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?

– Почему у февраля было так много названий?

4. Речевая разминка. Чтение стихов. (Исполняют учащиеся.)

– Какие выразительные средства языка используют авторы?

На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин

Февраль
Налетели друг за другом,
Завели свой хоровод.
В феврале за вьюгой вьюга,
В тучах скрылся небосвод.

Ежатся на ветках птички,
Песенку забыв свою,
И озябшая синичка
К теплому летит жилью.

Но уж солнышко сияет
Танцу снежному вослед
И на землю посылает
Будущей весны привет!
Н. Кнушевицкая


– Что объединяет эти произведения? (Общая мысль о том, что зима заканчивается.)

8.55! Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Будто пух в руках, не гири! Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть
5. Постановка цели урока.
– Сегодня мы не только познакомимся с творчеством художника Г.Г. Нисского, но и постаремся создать сочинение – описание его картины

Сообщение подготовленного ученика о художнике.
Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году под Гомелем, в небольшом поселке на железнодорожной станции. Там и прошло его детство. Больше всего на свете ему хотелось стать машинистом курьерского поезда. Нисский познакомился с машинистом, который стал обучать его своей профессии, а иногда разрешал ему водить поезд по всем восемнадцати путям станции Новобелицы. Машинист очень любил рисовать, но Нисский тогда не проявлял интереса к живописи. В гимназии по рисованию ему больше «тройки» не ставили. В 1917 году будущий художник знакомится с иконописцем Петровым, который привил Нисскому любовь к искусству. Иконописец научил его рисовать красками по загрунтованной фанерке. Ученик быстро превзошел учителя. Первые работы – копии с картин Шишкина – были удачны, это и решило судьбу будущего художника. В 1921 году Нисский приезжает в Москву на учебу в Высшие художественно-технические мастерские. Там он получает высшее образование и становится профессиональным художником. После окончания института служит в рядах Красной армии на Дальнем Востоке. В 25 лет Нисский впервые увидел море и на всю жизнь полюбил его. Создал несколько картин на морскую тематику. Художник прошел всю войну 1941– 1945 годов. Но он не только воевал, он еще и рисовал на фронте. Для Военно-морского музея в Москве Нисский пишет серию из 13 картин о делах и подвигах советских воинов. Вот как о создании этих картин рассказал художник Лактионов: «Война 1941 года. Немцы под Москвой. Нисский выезжает на передовую, впитывает ужасы войны, а картины пишет уже после, спустя некоторое время, когда осмыслит то, что видел».
В 1957 году в Москве открылась выставка, на которой Нисский выставил несколько своих картин, среди них была картина «Февраль. Подмосковье»*.
6. Знакомство с картиной “Февраль. Подмосковье”
Рассматривают репродукцию с музыкальным сопровождением: А.Вивальди “Времена года. Зима”)

– Какие чувства вызывает картина Г.Г. Нисского?
– Созвучно ли настроение музыки и картины?

Вопросы для первичного восприятия картины: (при ответах используют «Материал для сочинения»; некоторые предложения записывают)
Наблюдаю, делаю вывод
1. Какой день изображен на картине? (Г.Нисский изобразил февральский морозный день. Приближается вечер. Мы наблюдаем закат солнца, горизонт окрасился в розовый цвет.)

2. Что мы видим на переднем плане картины? (На переднем плане художник нарисовал асфальтированную дорогу, которая уходит вдаль. Она сливается с линией горизонта. Рядом с шоссе – лыжница. По дороге едут машины.)
– Художник нарисовал уходящую вдаль дорогу не случайно. Эта дорога как символ возможного счастья за поворотом.

3. Что изображено справа от дороги? (Мы видим огромные стройные сосны, а между ними – санаторий. Он как бы сливается с деревьями, потому что на него падает тень от деревьев. Лыжница, видимо, отдыхает в этом санатории и вышла на прогулку.)

4. Почему лыжница в красном? (Красный цвет куртки лыжницы привлекает внимание, вносит в картину оживление.)

5. Что мы видим справа от дороги? (Справа, на пригорке протянулась линия железной дороги, по которой мчится в Москву товарный поезд. Под горой виднеется туннель, куда весной стекает вода. Он нужен, чтобы спасти дорогу от затопления.)

6. Что изображено на заднем плане? (Вдали мы видим бор с мачтовыми соснами.)

7. Как автор изобразил снег на картине? (Это февральский снег, слежавшийся, плотный. В начале зимы бывает свежий снег, недавно выпавший, а в марте – рыхлый, потемневший. Закат окрашивает чистый снег в розовый цвет.)

8. Какие краски использовал автор? (Он удачно сочетал теплые и холодные тона. Преобладает розовый цвет. По небу плывут свинцово-серые облака. Очень много на картине голубых теней.)

9. Какое настроение создает картина? (Картина создает радостное, бодрое настроение. Все в ней движется, она живая. Автор показывает, как красив пейзаж родной страны.)

10. В чем особенность картин этого художника? (У Нисского новый пейзаж. Он показывает красоту родной природы и результаты труда человека, преобразующего природу. Нисский хочет, чтобы зрители почувствовали стремительный бег времени. Отсюда детали: уходящая вдаль дорога, столбы, отмеряющие расстояние, мчащийся поезд, движущаяся машина. Автор любит все новое, помогает его увидеть.)

11. Какими линиями рисует художник? (Он рисует точными, геометрически четкими линиями. Строги очертания сосен, сугробы имеют ровные очертания, облака изображены прямыми линиями.)

– Везде мы ощущаем присутствие человека. Видим новое в природе. Эта картина полна жизни. А теперь прочитайте, как описывает февраль Д.Зуев в книге “Времена года”.

Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.

– Как красиво писатель описывает февраль!

Солнце яркое, но бессильное; снег румяный; бугры лиловые; небо густо-фиолетовое.

– А как вы думаете, соответствует ли описание февраля у Д. Зуева картине Г. Нисского?

7. Минутка релаксации (звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года»)

8. Работа над планом. Давайте составим план к сочинению.

– Из каких частей состоит план сочинения?
– О чем мы будем писать в каждой части?
План
Вступление:
Что за картина передо мной? Кто автор картины?
Основная часть. Описание самой картины
1. Фон (цветовая гамма)
2. Передний план (цветовая гамма)
Заключение:
1. Мои впечатления от картины.
2.Что художник хотел сказать своим творчеством?

9. Подведение итогов.

– Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Может быть, мы с помощью красок не сможем передать наше настроение и наши чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.

10. Домашнее задание: написать сочинение по картине.

– Что нового узнали на уроке?
– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных эмоций. Было всё понятно – нарисуйте смайлик с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом, остались вопросы – нейтральное
Подготовка к написанию сочинения по картине Times New RomanГ.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"Times New Roman15