Урок Разноаспектный подход к слову в миниатюре Бунина «Муравский шлях»

Я ИДУ НА УРОК
Разноаспектный подход к слову в миниатюре Бунина «Муравский шлях».
Портрет работы В.И.Россинского, 1915 г.
Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак... Много пустынных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины поискать. И ямщик мне сказал:
- Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь и все не могли пройти...
Я спросил:
- А давно?
- И не запомнит никто, - ответил он. - Большие тысячи лет!

Слово.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный речь.
Москва,7.1.15. И.А. Бунин.
Любое слово, даже самое обычное и ничем не примечательное, может стать в художественном произведении семантически важным и эстетически значимым.
Цель : 1) Вслушиваясь в предложения, в слова, различить пульсацию стихотворного ритма.
2) Ощутить вечную тайну, невысказанность, непрозрачность смысловой глубины миниатюры «Муравский шлях». ( О чём напоминает читателю описание одного мгновения в дороге ?).
3) Пробуждение лирической активности в читателе ( возникновение в памяти разных ассоциаций).
Оборудование:
Текст рассказа.
Портрет писателя
Репродукции художников. (дорога).
Толковый словарь Ожегова и Шведовой.
Шлях, а , предлож. о шля
·хе, на шляху
·; м . На Украине и в южных областях России: наезженная дорога, тракт.

Слово о Бунине.
(22 октября 1870. Воронеж. – 08 ноября 1953. Париж. Рус. Кладбище Сент-Женевье
·в-де-Буа
·.
1920 г. 26 января – отплытие в эмиграцию - Константинополь.
Март. – Франция. Париж.
– г. Грасс, близ Ниццы.
Не приняв революцию, большую часть эмигрантских лет писатель провёл в г. Грасс, под Ниццей. В отличие от многих русских деятелей, вынужденных, как и он, покинуть Россию, Бунин не считал, что писатель не может полноценно творить в отрыве от Родины. Почти всё, что он написал в эмиграция, принадлежит к его лучшим творениям. Интересно, что если перед революцией многие его рассказы содержат «зарубежный» материал, то в эмиграции почти все произведения – о России.
В 1930 году в парижской русскоязычной газете «Последние новости» был напечатан крохотный рассказ Бунина «Муравский шлях». Текст этой прозаической миниатюры:
Описание « Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак

Медитация Много путинных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины
поискать.
Повествование И ямщик мне сказал :
Монолог ямщ. – Это, господин, Муравский Шлях называется. Тут на нас в старину
Несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь
и всё не могли пройти.
Я спросил:
- А давно ?
- И не запомнит никто, - ответил он. – большие тысячи лет !».
* Беглому взгляду читателя, привыкшему к подробным внешним и внутренним характеристикам места и участников событий, авторским пояснениям и указаниям, к плавному чередованию второстепенных (фоновых) и главных элементов текста, просто не за что зацепится в этой миниатюре, сложенной из 64 слов (считая предлоги, союзы и частицы).
Будто вводная ремарка киносценария звучит первая фраза, пунктирами номинативных предложений обозначающая условия «места « и «времени». Без предупреждения союзом «И» вводится действующее лицо – ямщик, которому предстоит дать короткий «исторический» комментарий по поводу расстилающейся впереди дороги да ответить на «уточняющий» вопрос. Разговор ямщика с пассажиром обрывается столь же внезапно, как он возник: повествователь никак не комментирует его слов.
*Несмотря на предельный лаконизм, бунинская миниатюра замечательна во всех отношениях: «географический масштаб – весь мир, хронологические границы – «большие тысячи лет».
*Как вы вошли в мир этого миниатюрного рассказа?.

План анализа
Определить тему текста (отметить ключевые слова, объяснить их выбор и значение).
Определить авторскую задачу текста (идейно – эмоциональная оценка, её развитие).
Сформулировать основную мысль текста, озаглавить текст. (ассоциации – не исчерпаемая глубина текста).
Определить стиль текста, кратко охарактеризовать его особенности.
Проанализировать композицию текста, объяснить, какие особенности построения текста соответствуют авторской идее:
а) какие использованы типы речи;
б) средства связи между предложениями и частями текста (лексические и грамматические):
Лексические: повторы, синонимы, описательные обороты.
Морфологические: местоимения);
в) какие временные и пространственные планы можно выделить в тексте, с помощью каких средств они выражены? (Какие ассоциации рождаются?);
г) каким образом в тексте отражается присутствие говорящего и его состояние?
6) Проанализировать язык текста:
а) на лексическом уровне (особенности использования средств художественной выразительности);
б) на морфологическом уровне (Что это даёт? Что создает?);
в) на синтаксическом уровне (что даёт? Что создаёт?).
г) на фонетическом уровне (лексические и звуковые повторы).
*Почему появляются «И»? Это дорога, эти пространства не могут не вызывать эти чувства и переживания у всех.
Это господин и ямщик разведены на социальной лестнице.
*Ямщик сам начинает диалог, чувствуя, что И господин испытывает те же чувтсва, что и он, ямщик.
Отсюда и переход описания в медитацию.
- Это, господин, Муравский шлях называется (безличное предложение)
Тут на нас в старину несметные татары шли (т.е. на нас, на русских, мы объединены этим прошлым).
- Шли, как муравьи, день и ночь, день ночь (их много, механическая машина), а всё не могли пройти (Почему?).
Они не могли заполнить эти пространства и нас, у нас – то эта тишина и пространства связаны с нашей душой.
Никогда не заполнит эта бездуховная сила – наши пространства.
Русская духовность – особая связь человека с природой, это объединяет двух людей.
*Я спросил:
- А давно?
- И не запомнит никто.
Большие тысячи лет!
*Эти два русских человека, разведенные социально, едины духовно.
- Начало: Летний вечер (миг)
-(прыжок) – тысячи лет.
* Человек и его жизнь под пером Бунина предстают прочно спаянными с огромными массивами бытия – всей национальной и мировой историей,
- Социальные отношения на Руси не являются доминирующими, определяющими.
- Духовность русского человека вечна, вневременна и необходима.
Т.е другая какая – то механическая сила русский код не в силах изменить (хоть большевики, хоть татары, хоть немцы или что – то другое). Она (сила) может идти день и ночь, но заполнить духовное пространство русского человека не сможет.
Русская духовность всё поглотит. Русских людей объединяет нечто высшие.
Почему же в заглавие вынесено «Муравский шлях», а не дорога, не большак?
Итог: Бунин постоянно носил в себе утерянный с отъездом родной мир. Каждое внешнее воздействие будило воображение и глубокую душу, вело и постижению прошлого, настоящего – смысла бытия.










Фото Иван Алексеевич Бунин 427_7Рисунок 1Фото Иван Алексеевич Бунин 427_715