Конспект урока для начальных классов «Карпатские и Крымские горы»


Конспект урока по «Я и Украины. Природоведение»
Вступительный урок 4 класс.
Учитель: Ляшко Е.Н. специалист Калининской ОШ І-ІІІ ступеней.
Тема: Карпатские и Крымские горы.
Цель: формировать у учеников представления о своеобразности природы Карпат, Крымских гор; о причинах этой своеобразности; развивать у учеников мышление, воображение; воспитывать любовь к природе, желание глубже познать, посетить заповедные места.
Оборудование: физическая карта Украины, глобус, таблицы иллюстрации с изображением природы Карпат и Крымских гор, редких животных и его здравниц, карточки для работ групп, конструктор урока по «Я и Украине. Природоведение».
Ход урока
І. Организационный урок.
Приветствие.
ІІ. Актуализация знаний
Фронтальный и индивидуальный опрос
- Назовите основные стороны горизонта? Промежуточные?
- Назовите крайние точки Украины и покажите на карте.
- Какие природные зоны есть в Украине? Покажите на карте.
- Вспомните, дети, какую форму поверхности Земли называют горами.
- Чем обусловлена растительность Южного берега Крыма, назовите?
- Назовите представителей животного мира Южного берега Крыма?
IIІ. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня мы познакомимся с горами Украины — Карпатами и Крымскими горами; узнаем, какой они высоты, а также какие растения там растут, какие водятся животных и много другого.
IV. Работа над темой урока
1. Работа с глобусом.
— Дети, взгляните на глобус. Как на нем изображены горы?
2. Работа с картой Украины.
— а теперь посмотрите на карту Украины и определите, какие горы есть на территории нашей страны.
Найдите Карпатские горы. В какой части Украины они находятся? Найдите Крымские горы. В какой части Украины они находятся? (Сообщение учителя.)
— Карпатские горы расположены на территории соседних государств: Румынии и Словакии. Украинские Карпаты состоят из расположенных на северо-запад и на северо-восток параллелей. Они не очень высокие. Но они влияют на погодные условия, на животный и растительный мир. А вот Крымские горы находятся на юге Украины.
3. Практическая работа.
— Просмотр и комментирование конструктора урока по данной теме.
(Рассказ сопровождается демонстрацией рисунков).
4. Физкультминутка
— Дети, вам была дана задача: подготовить доклады по теме Карпатские и Крымские горы . (Сообщение зачитать.)
5. Животный и растительный мир Карпат .Работа по учебнику с.131-132
—Прочитайте статью учебника о животных Карпат. Проверка прочитанного.
—Какие животные водятся в Карпатах?
— Почему там такой разнообразный животный мир?
- Какие растения произрастают в Карпатах?
Работа в тетради с печатной основой с.49.
заполните таблицы растительного и животного мира Карпат.
V. Закрепление материала
Робота в группах.
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили и поняли тему сегодняшнего урока. Мы поделимся на две команды: девочки и мальчики. Выберите командиров своих команд и зачитайте свои девизы.
Викторина «Украинские Карпаты и Крымские горы»
Где расположены украинские Карпаты? (на западе Украины)
Самая высокая вершина Карпат? Высота наивысшей точки горы Говерла? (Говерла)
Цветущее растение, занесённое в Красную Книгу, растущее на горных лугах? (эдельвейс)
Рыба, которая является достоянием карпатских рек? (форель)
Где расположены Крымские горы? (на юге Украины)
В Карпатских горах преобладают какие леса?(хвойные и лиственные)
Чем выше поднимаешься в гору, тем жарче, прохладно или холодно? (холодно)
Горные долины Карпат? (полонины)
Редкие звери Карпат? (лесной кот, рысь, карпатская белка)
В каком году был создан Карпатский государственный заповедник?(1968 году).
—А сейчас вы вспомните о чем мы говорили, смотрели и читали свои доклады о Карпатах и Крымских горах. Девочки будут рассказывать о Крымских горах, а мальчики о Карпатах.
- дети по пунктам читают ,что они запомнили о Карпатах и Крымских горах.
-Подведение итогов.
VІ. Охрана природы Карпат
— В Украинских Карпатах сосредоточен природоохранный фонд
(почти 1 500 объектов).
1980 г. - Карпатский национальный естественный парк (50,3 тыс. га).
1989 г. - Национальный естественный парк «Синевир».
1993 г. - Карпатский биосферный заповедник (57,9 тыс. га).
VIІ. Итог урока. Оценивание.
— О каких горах мы говорили на уроке?
- Что понравилось вам на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
VIІI. Домашние задание
Обработать материал учебника на с. 131–134. Закончить выполнение заданий на с.49 тетради.