План-конспект на тему: Крымские горы. Геологические памятники.


ПЛАН – КОНСПЕКТ
по курсу «Крымоведение»
учителя географии ЕУВК «Интеграл»
Мельнишиной Светланы Васильевны
Тема урока: Крымские горы. Геологические памятники.
Цель:Доказать учащимся, что Крым – это действительно «Мир в миниатюре».
УВЗ:1. Дать учащимся представление о геологических памятниках природы.
2. Совершенствовать работу с картой.
3. Проверка знаний и умений учащихся по нанесению полезных ископаемых Крыма.
Методы: Объяснение, рассказ, беседа.
Ход урока.
Организация класса.
Повторение ранее пройденного материала по теме основные формы рельефа.
Что такое рельеф?
Каково значение рельефа в природе и жизни людей?
Каковы формы рельефа вам известны?
Какие равнины и горы есть в Крыму?
А теперь разгадаем кроссворд.
Кроссворд
                    6              
              8  ра   в  н  и  н а       
                     п             
            7  г  о  р а              
                    д               
      3              и              
    5  в  о з   в ы  ш  е  н   н  о с  т  ь     
       е             а               
       т   2                        
      е     т                        
1 к а рь е р              10      
          р                  и       
      4  я  р у с    11  о п   о л   з е   н  ь
           и                 о       
          к                   г      
    9 г   е о   м  о р  ф  о  л  о   г и  я     
          н                  п       
                            с       
1.Карьер - совокупность горных выработок, образованных при добыче полезных ископаемых.
2.Террикон - Искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при добыче полезных ископаемых.
3.Ветер - «Порывистое» явление, влияющее на рельеф.
4.Ярус - Геологическая единица.
5.Возвышенность - Выпуклая форма рельефа.
6.Впадина - «Морская» форма рельефа.
7.Гора - Выпуклая форма рельефа.
8.Равнина - Форма рельефа.
9.Геоморфология - Наука, изучающая рельеф.
10.Изогипс - Линия, с помощью которой изображают рельеф на картах.
11.Оползень - Гравитационный фактор изменения рельефа.
III. Изучение нового материала с элементами закрепления
Если человек зависит от природы,
то и она зависит от него: она егосделала- он её переделывает.
(А. Франс).
Природа дает человеку полезные ископаемые, которые находятся в недрах Земли. А что же происходит с ними на поверхности Земли? А дальше идут удивительные и сложные процессы, которые на протяжении миллионов лет преобразуют Крымские горы, придавая им неповторимые, зачастую фантастические очертания. Эти процессы - результат взаимодействия камня, воды, ветра, внешних и внутренних сил Земли. В результате которыхформируются геологические памятники природы. Геологическим памятником природы является уникальный уголок рельефа, ценный как в научном отношении, так и в эстетическом плане своей неповторимостью. В Крыму очень много геологических памятников, ведь не зря его называют «музеем под открытым небом». Охраняемых территорий в Крыму 5% от общей площади полуострова. На полуострове образовано 33 заказника, 87 памятников природы. Аюдаг, Большой каньон, Плачущая скала, каньон Черной речки, Качинский каньон, Горный карст Крыма, горы Кошка, Караул-Оба, Ак-Кая, Мангуп-Кале, Демерджи, Кизил-Коба, Бельбекский каньон, шахта Солдатская, грязевые вулканы на Керченском полуострове, «сфинксы»Каралезской долины и т.д.
Мы сейчас рассмотрим только некоторые из них, которые кажутся наиболее интересными.
Аюдаг.
Является неудавшимся вулканом. Более 150 млн. лет назад по разлому в земной коре внедрилась магма. Сил пробиться на поверхность не хватило, она застыла, и образовался своеобразный купол. Белоусов так пишет о «Медведь горе».
Он шел из северных лесов
Равниной, солнцем опаленной,
И к морю Черному пришел
Усталый, утомленный
И грудь косматую свою
Вглубь погрузил, отрады полный,
И замер так с тех пор
Его ласкают моря волны.
О «Медведь горе» тоже слагали различные легенды.
В отдельные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Много хищников уходило далеко в горы, появлялись на равнинах, нападали на живущих там людей. На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак – старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля. Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос. Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала в кустах, чтобы медведи ни о чем не догадались. Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих. Юноша предложил девушке плыть с ним на родину, и она согласилась. Я готова плыть с тобой куда угодно. Юноша окреп, к нему вернулись силы. Влюблённые ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег.
И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь. Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заметалось по берегу. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть. Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела, что ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи. И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался. И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, спина стала вершиной горы, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак – медведь стал Медведь – горою.
На восточной стороне Коккозской долины расположен Большой каньон Крыма. Чудом природы называют это дивное величественное ущелье, расположенное в глубине северного склона Ай-Петринской яйлы. Справа и слева на десятки и сотни метров круто вздымаются вверх скалы, над головой нависают грозные утесы. Глубина ущелья достигает 250-320 метров и создала этот феномен – вода. Почти на 100 метров поднимается над морем, образуя скалистый мыс скала Ифигения. Ее поэтическое название связано с именем дочери гомеровского героя Агамемнона, участника Троянской войны. Как повествует античная легенда, Ифигения была унесена в Тавриду, где служила жрицей в храме на скалистом мысу.
Памятником природы является гора Кошка. Она высится у самого моря близ Симеиза. Причудливая форма оправдывает ее название. Вблизи нее разбросаны оригинальные скалы Дива, Монах, Лебединое крыло.
В верхней части ялтинского горного амфитеатра есть необыкновенные по красоте достопримечательности – водопады Учан-Су и Яузлар.
Таких геологических памятников в Крыму очень много, и для того, чтобы, со всеми познакомиться не хватит одного урока.
IV. Итог урока
И в заключении я хочу сказать: отправляясь в путешествие по дорогам и тропам родного края, помните, что необходимо бережное отношение к природным богатствам.
Остановите руку тех, кто разводит костер в лесном урочище, кто ломает ветки, рвет цветы, кто разрушает птичьи гнезда или натечное убранство пещеры.
Помните!
Единственным оружием в Вашем общении с природой может быть только фотоаппарат, кинокамера, карандаш, кисть и краски.
Помните!
Дубликатов памятников в природе нет.
V. Домашнее задание
Составить описание одного и памятников природы по плану:
- где расположен;
- в чем его уникальность;
- в каком состоянии находится?