Технологическая карта урока по географии на тему Часовые пояса России ( 8 класс)

Технологическая карта урока
Предмет: География.
Класс: 8 класс.
Автор УМК: И. И. Баринова
Тема урока: Часовые пояса России

Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Используемое оборудование: ПК, проектор, презентация, карта «Часовые зоны России».
Цель урока: Сформировать представление об исчислении времени на территории России.
Задачи:
Обучающие:
-Объяснять различия во времени на основе понятий: местное, поясное, декретное, московское;
-определять разницу во времени в различных городах России;
-объяснять способы расчета местного времени для различных городов;
-объяснять значение поясного времени в жизни населения и организации транспорта.
Развивающие:
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.
Воспитывающие: - способствовать воспитанию интереса к предмету;
- способствовать воспитанию у учащихся умения аргументировать свою точку зрения.

Ключевые слова по теме урока: часовой пояс, часовая зона, поясное, местное, московское, декретное, летнее время.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение объяснять понятия;
- умение определять разницу во времени на территории страны;
- умение решать задачи;
-умение оценивать влияние времени на население.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с разными источниками географической информации.
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике).
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
Личностные УУД:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- формирование познавательной и информационной культуры.

Этапы урока
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1. Организационно-мотивационный

Приветствует учащихся,
проверяет готовность детей к уроку
Приветствуют учителя



Целеполагание
Слайд № 2 загадка:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Предлагает отгадать
загадку, определить тему и цель урока
Стараются сформулировать тему и цель урока, вместе с учителем определяют задачи, которые нужно решить для достижения цели урока.
Умения определять цели и задачи


Стадия «Вызов»
Прием «З-Х-У»
На маршрутном листе предлагает заполнить 1-ую и 2-ую графы таблицы
Заполняют графы таблицы
Умения определять уровень своих знаний


Игра «Верю-не верю»
Слайд № 3
Слайд № 4
Предлагает ответить на вопросы
Предлагает поменяться тетрадями и сделать взаимопроверку
Отвечают на вопросы
Меняются тетрадями и проверяют ответы товарищей
Умение аккуратно вести запись в тетради
Умение оценивать работу товарища


2. Процессуально-
содержательный
Работа с текстом учебника
Беседа
1. Что такое местное время?
2. Почему введено поясное время?
3. Как вы думаете, почему
на земном шаре выделяют именно 24 часовых пояса?
Слайд № 5
4. Какой пояс называется нулевым?
5. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы переместимся из 2-го часового пояса в 8-й?
6. Вспомните, где проходит линия перемены дат?
7. Какие изменения во времени произойдут при пересечении линии перемены дат с запада на восток; с востока на запад?
Слайд № 6
8. Что такое декретное время?
9. Что такое летнее время?
10. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург или Иркутск надо переводить часы, а при перелете в Мурманск на такое же почти расстояние не надо? Слайды № 7-9
11. Расположите регионы в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год:
А) Архангельская область
Б) Свердловская область
В) Приморский край
Слайды № 10-12
Предлагает прочитать текст учебника



Предлагает ответить на вопросы


Читают текст




Отвечают на вопросы


Умение внимательно читать, запоминать
текст, прорабатывать информацию,

Умение грамотно отвечать
на вопросы


Физкультурная минутка
1. И.п.- стойка: руки за голову, голову наклонить вниз; 1-2 - выпрямить голову, локти отвести назад, подняться на носки - вдох; 3-4 - и.п. - выдох (повторить 4 раза).
2. И.п. - основная стойка; 1-4 - руки вперед, сгибание и разгибание кистей на два счета; 5-8 - те же движения, подняв руки вверх; 9-12 - те же движения, разведя руки в стороны; 13-16 - те же движения в и.п. (повторить 2-3 раза).
3. Присесть столько раз, сколько на территории России часовых поясов.

Предлагает выполнить упражнения
















Выполняют упражнения










Умения переключаться на другой вид деятельности




Практическая работа «Решение задач на нахождение поясного времени». Слайд №13
Предлагает выполнить практическую работу
Выполняют практическую работу

Умение решать задачи

3.Рефлексивно-оценочный
Прием «З-Х-У»



Обсуждение вопроса о том,
что нового узнали на уроке,
достигли ли поставленной
цели
Субъективная оценка умения решать задачи: красный цвет – так и не понял, как решать задачи, желтый цвет-решаю по образцу, зеленый цвет - хорошо решаю.
Предлагает заполнить 3-ю графу таблицы


Обсуждает с детьми
итоги урока


Предлагает детям сделать самооценку
Заполняют 3-ю графу таблицы


Обсуждают с учителем
итоги урока


на маршрутном листе делают самооценку знаний
Умение соотносить новую
информацию со своими установившимися представлениями


Домашнее задание
П.№ 3
- составить три задачи на определение поясного времени;
По желанию:
- подготовить презентацию о разных видах часов.
Комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник
Умение оценить свои возможности


15