Конспект занятия Дорога к доброте


Тема занятия: «Дорога к доброте»
Цель: формирование представлений о доброте.
Задачи:
закреплять знания о вежливых словах,
способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека;
формировать понимание необходимости уважения личности каждого;
развивать творческие способности воспитанников;
формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, пословицы, ватман, маркеры, дерево, листочки из цветной бумаги.
Ход занятия
1.Организация начала занятия.
 Воспитатель: - Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим товарищам, своему воспитателю хорошего настроения, радости, успехов!
2.Введение в тему (Слайд 1.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о доброте. Всего через несколько минут мы с вами отправимся дорогою  добра. На этой дороге нам придется идти по нескольким улицам и переулкам. Итак, двигаемся в путь. Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу (Слайд 2. Картинка «Волшебные ворота»).
Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
 То куда-то вдруг уйдет,
 То внезапно возвратится.
 Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
(Звучит песня из кинофильма «Крошка Енот»)
Воспитатель: Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на Улицу Улыбки (Слайд 3. Улица Улыбки).
3.Стихи об улыбке
Дарите друг другу тепло и улыбки!
 Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
Воспитатель: Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми. Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов (Слайд 4. Улица добрых слов).
Что же такое доброта?
Для того чтобы узнать, давайте попробуем ее описать! Вы мне будете говорить слова, которые у вас ассоциируются со словом доброта, а я буду их записывать на доске!
Что для вас добро? (ответы детей: солнце, мама, весна, каникулы…)
А теперь обратимся к определению доброты в толковом словаре Сергея Ожегова. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Слайд 5). Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Каждое из этих состоит из двух.
Давайте подумаем над значением каждого слова: Слайд 6. 
Добро-детельный,
Добро-душный,
Добро-желательный,
Добро-нравный,
Добро-сердечный,
Добро-совестныйВоспитатель: Есть такая священная книга – Библия.
В Библии сказано: ....во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.. Пусть это золотое правило определяет все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, любили его, не обижали его. Но надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других разочарование и чувство несправедливости. Итак, на улице добрых слов мы вспомним хорошие слова.
Я буду называть слова, а Вы называть слова, противоположные по смыслу
Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Грубость – вежливость
Ложь - правда
Ленивый – трудолюбивый
Грязный - чистый
Двойка-пятерка
А есть еще много других добрых слов.
Далее попадаем в Переулок к сказкам Слайд 7.
Воспитатель: - Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру.
Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете. ( Слайд 8-16. Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино)
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
А теперь давайте мы сходим на Улицу пословиц Слайд 17.
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (Слайд 18). - Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы) - А что такое пословица? (ответы) - Пословица - это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословицеСлайд 19: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»
- Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать.
Доброе слово лечит а злое калечит
Жизнь дана на добрые дела
Доброе дело и в воде не тонет
Доброе слово и кошке приятно
Не одежда красит человека а его добрые дела
Торопись на доброе дело а худое само приспеет
Не хвались серебром а хвались добром
Не ищи красоты ищи доброты
И дальше мы попадаем на Улицу Добрых дел (лайд 7).
Ребята послушайте небольшой рассказ В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.– Что это за человек? – спросил внук деда.– Это не человек, – ответил дед.В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.– Что это за человек? – спросил внук деда.– И это ещё не человек, – ответил дед.Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.– А это что за человек? – спросил внук деда. – Обыкновенный человек, – ответил дед.

– Ребята, посмотрите на экран, вот о таком колодце шла в рассказе речь. (слайд 8)
– Какой человек оказался самым добрым?– А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?
-Игра «Доскажи словечко»
Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду,…(помоги ему)
Решай споры словами, …(а не кулаками)
Где бы ни были , на прощание мы говорим …(до свидание)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".
Игра «Ласковое слово»
Сыграем в игру "Ласковое слово". Я называю слова, например: "Солнце", а вы ласково- "Солнышко"
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
ручей – ручеёк
кольцо – колечко
сердце - сердечко
стол – столик
кошка – кошечка
мама – мамочка
Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
4. Рефлексия.  А сейчас я предлагаю вам посадить «Дерево улыбок» и украсить его листочками.  И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло. Для этого каждый из вас нарисует на зеленом листике улыбку или напишет одно доброе слово. Прикрепите листочек на дерево, а я добавлю на картину яркое ласковое солнце.
- Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Ведь делать добро так приятно и здорово. Спешите делать добро: улыбнитесь, обнимитесь, пожмите друг другу руку.
- Наше занятие подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли на занятии, о чем задумались. За кого из героев мы переживали, чему радовались? Может быть, какого-то качества у тебя нет, или есть, но маловато, но ты обязательно будешь стремиться и обязательно приобретешь это качество.
Итак, что же для тебя означает слово "доброта"? Закройте глазки, поразмышляйте. Как ты представляешь себе Доброту? Доброту в твоей жизни? Доброту в твоем сердце? Что для тебя значит - быть добрым?
(Дети размышляют, звучит тихая музыка)
5. Итог
Я надеюсь, что и сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда как сегодня на занятии будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком, научитесь и в жизни отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.
- Читаем мудрые слова о Доброте (на доске).
«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой…» (Марк Твен) Слайд 20.
На этом наше занятие окончено. Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью.
- Скажем себе за работу, а гостям за внимание СПАСИБО.
Доброе слово лечит а злое калечит
Жизнь дана на добрые дела
Доброе дело и в воде не тонет
Доброе слово и кошке приятно
Не одежда красит человека а его добрые дела
Торопись на доброе дело а худое само приспеет
Не хвались серебром а хвались добром
Не ищи красоты ищи доброты