Классный час 2 класс Мы граждане страны великой!


Мы граждане страны великой
Цель: знакомство учащихся с понятиями «гражданин», «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Я очень надеюсь, что сегодняшняя встреча будет не только полезной, но и приятной, не только для меня, но и для вас. Итак, тема нашего классного часа написана на доске. Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный  восклицательный знак? Давайте попробуем это решить вместе.
Сначала определим, что же обозначает каждое слово в названии темы.
– О какой стране идёт речь? (Россия)
Страна – это государство. Людей, которые живут в любом государстве, называют гражданами. Мы с вами граждане Россия.
– Почему же мы можем назвать нашу страну великой?
"Великая" - это большая, могучая.
– Наша страна большая?
(Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.)– Наша страна могучая?
(Россия сильное независимое государство, в первую очередь защищающее тех, кто живёт в нём.)
(Россию называют богатой страной. Толковый словарь Ожегова объясняет: «Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного».)Каждый считает свою страну великой, ведь это его родина.
Россия - это наш большой дом, который можно сделать ещё лучше.
- А можем ли мы назвать Россию нашей огромной семьей?
Ребята, а ваш класс это тоже семья?
(Начиная с 1 сентября, когда вы пришли в 1 класс, у вас появилась ваша небольшая семья - это ваши одноклассники. Вот уже второй год вы живете одной школьной семьёй.)- Всегда ли вы дружны, веселы и жизнерадостны? Или бывают моменты, когда вы обижаете друг друга? (дети описывают ситуации)
- Вспомните самое обидное слово (не ругательное), которое вас когда - нибудь расстраивало. Называя такое слово, втыкайте в яблоко палочку, а я его буду писать их на воздушном шарике.
- Как вы думаете, если человеку сказать столько плохих слов, как он будет себя чувствовать?
- На кого стало похоже наше яблоко? (на ёжика)
- А почему иногда про человека говорят «колючий как ёж»?
- Но ведь он такой «колючий», потому что услышал много неприятных слов, перестал общаться с людьми, стал угрюмым и грубым.
- Можем ли мы исправить ситуацию?
- Давайте, сейчас вспомним самые добрые слова и напишите их на ладошках. Проговорите их. Каждое ваше доброе слово, поможет превратить ёжика в яблоко.
- Ну, вот и не стало нашего ёжика. Но, посмотрите, что произошло с яблоком? (дырочки – ранки)
- Значит, если человека обидеть словом, то в его душе всё равно остаётся ранка.
- Ребята, помните, на этот шар я записала все обидные слова. Давайте проткнём этот шар, и пусть с его исчезновением пропадут из школьной семьи все слова, которые доставили когда-то боль и оставили душевную рану. Кто самый смелый, подходите!
(Дети встают вокруг учителя, учитель прокалывает шар)
Обсуждение понятия толерантность.
- Ребята, а шар то оказался необычным. (беру листок и читаю)
- А кто знает, что это слово обозначает?
- Ребята, если вы хотите, чтобы ваша школьная семья – ваш класс был самым дружным, вам обязательно нужно знать что такое толерантность.
(Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это умение терпеть, умение сдерживать себя, свои эмоции, мириться с чужим мнением.)
На Земле, все разные: есть маленькие и большие, худые и полные, ???…….тихие шумные, глупые и умные, кто-то рыж, а кто-то бел, -Чем мы ещё отличаемся?
Можно ли за это обижать, обзывать друг друга? Быть толерантным – означает уважать других, не смотря на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
А теперь я хочу вас познакомить с мудрой притчей.
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
-Чему хотел отец научить своих детей?
-Какую семью можно назвать сильной? (дружную, уважение, взаимопомощь, поддержка), т.е. должно быть в семье единство.
-Наша страна это тоже семья и сила нашей страны тоже в единстве.
А теперь я предлагаю поставить знак в конце предложения, записанного на доске.
В память о нашей беседе я хочу оставить вам талисман, который будет помогать вам в трудную минуту быть человечными и добрыми.
Возьмите ладошки с волшебными словами и прикрепите их к солнышку. И пусть оно сияет вам всегда.
И я надеюсь, что наша беседа останется в вашей памяти и поможет вам жить по законам доброты и взаимопонимания в вашем маленьком классе и в нашей огромной стране.