Элективный курс по химии Химия красящих веществ (10 класс)











Элективный курс
«Химия красящих веществ»
для 10 класса (34 часа)













Автор: Ильина Мария Игоревна
учитель химии и биологии



Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса, интересующихся химией и желающих получить дополнительные знания по предмету.
В рамках общего курса химии нет возможности останавливаться на химии красящих веществ. Однако содержание курса позволяет расширить представления обучающихся об истории красителей, о причинах окрашивания веществ, о некоторых природных и синтетических красителях и механизмах их действия на организм, рассматривает способы выделения красителей из природного сырья. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с химией и способствует повышению интереса к познанию окружающего мира.
Занятия курса состоят из изучения теоретического материала и практических работ, на которых обучающиеся познакомятся с историей, способами получения и применением красящих веществ.
Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Завершает курс итоговое тестирование и защита проекта.
Цели курса:
расширение знаний учащихся о применении химических красителей в повседневной жизни
оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
Задачи курса – предоставить учащимся возможность:
реализовать интерес к химии и применять знания о красителях в повседневной жизни;
совершенствовать свои экспериментальные умения;
развивать общеучебные умения - работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате изучения элективного курса, обучающиеся должны знать:
Химические понятия: красители, пигменты, краски, хромофорная группа;
Основные законы химии: структурная теория цветности органических молекул;
Классификацию и номенклатуру неорганических и органических красителей.
Обучающиеся должны уметь:
Составлять: структурные формулы красителей, , уравнения химических реакций в растворах электролитов;
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: принадлежность красителя к тому или иному классу;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Решать качественные и экспериментальные задачи;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Методы и формы обучения: проблемный, поисковый, диалогический, практический, индивидуальные, групповые.
Формы контроля: отчеты по лабораторным и практическим работам, тест, проверочные работы, рефераты, подготовка и защита проекта, создание сайта.



Темы рефератов
Природные красители
Пищевые красители
Многообразие синтетических красителей
Марки автомобильной краски
Разнообразие лакокрасочных изделий
Темы проектов
Магия цвета
Использование химических красителей в парфюмерии
Безаммиачная краска для волос – миф или реальность?!
Красим автомобиль
Синтетические красители в стоматологии – для чего?
Красители в кондитерском производстве
Практические работы
1. Получение натуральных красителей из природного сырья и исследование их свойств:
- белый краситель
- зеленый краситель
- желтый краситель
- антоцианы
2. Получение анилиновых красителей и исследование их свойств:
- анилиновый черный
- анилиновый желтый





Содержание курса
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Роль и место красящих веществ в системе обучения химии и практической жизни.
Общие представления о красителях (3 часа)
Понятие о красителях. Из истории красящих веществ: определение понятия красители, различные подходы к изучению химии красящих веществ.
Различные классификации красителей. Номенклатура красителей: техническая, химическая классификации; классификация А.Е. Порай-Кошица; тривиальная и международная номенклатуры.
Тайна цвета. Основы структурной теории цветности органических молекул: оптические свойства красителей, понятие «хромофорная группа»; различные теории цветности.
Многообразие натуральных красителей (6 часов)
Многообразие натуральных красителей: определение натуральных красителей, отличие их от синтетических, применение в повседневной жизни.
Пигменты в нашей жизни. Разнообразие оттенков: определение понятия «пигменты», многообразие пигментов, химические структура хлорофилла, способы получения и свойства пигментов, применение пигментов в промышленности и повседневной жизни.
Натуральна ли краска для волос и что общего у нее с лакокрасочными изделиями?: определение понятий краска, состав краски для волос и лакокрасочных изделий, общее в производстве и ингредиентах.
Пищевые красители – все ли они натуральны и безвредны?: классификация пищевых красителей, структурные формулы некоторых пищевых красителей, понятие «Е», применение в различных отраслях промышленности и в быту, влияние на организм человека.
Бывают ли неорганические красители?: классификация и тривиальные названия красителей; причина окрашивания неорганическими веществами; основные элементы, входящие в состав; способы получения и отрасли применения, влияния на организм человека.
Получаем синтетические красители (4 часа)
Синтетические красители: общие представления и классификация.
Способы получения искусственных красителей в лаборатории: техника безопасности при работе с лабораторной посудой и реактивами, различные способы получения в лаборатории.
Промышленные способы получения синтетических красителей: отличие промышленного способа от лабораторного и отличие свойств получаемых красителей; заводы РФ, занимающиеся получением красителей.
Основные химические свойства синтетических красителей.
Все об анилиновых красителях (4 часа)
Анилиновые красители: способы получения, химические свойства: классификация и номенклатура; промышленные и лабораторные способы получения; основные химические свойства, важность красителей в жизни человека.
Анилиновые красители в биологии и медицине и причем здесь зеленка?: химическая формула «зеленки», применение красителей в биологии и медицине, влияние на организм человека и животных.
Окрашивание ткани и шерсти анилиновыми красителями: способы окрашивания шерсти и ткани, химические процессы окрашивания, окрашивание в промышленности и в быту.
Широкий диапазон применения нитро- и азокрасителей (4 часа)
Нитрокрасители: синтез и способы получения: представители класса, синтез в лаборатории и в промышленности, важность класса в жизни человека.
Нирокрасители и производство цветных карандашей – казалось бы что их связывает?: применение в производстве цветных карандашей, этапы производства; заводы РФ и Европы, занимающиеся получением карандашей: сходства и различия в технике.
Азокрасители: получение реакцией азосочетания и осно
·вные химические свойства: реакция азосочетания и применение ее в промышленности, многообразие красителей; основные химические свойства, функциональная группа.
Широкий диапазон применения азокрасителей – в чем секрет?: области применения красителей; заводы РФ и Европы, занимающиеся производством азокрасителей; влияние на организм человека и животного.
Многообразие трифенилметановых и диариламиновых красителей (4 часа)
Трифенилметановые: синтез, классификация, химические свойства: основные представители, значимость красителей в повседневной жизни человека; промышленный и лабораторный способы получения: отличие условий; основные химические свойства, функциональная группа; применение.
Малахитовый зеленый – что за собой скрывает это сказочное название?: структурная формула, тайна названия, история получения; применение в повседневной жизни.
Диарилметановые красители: синтез, химические свойства и применение: основные способы получения, химические и физические свойства; отдельные представители и их структурные формулы; влияние на организм человека; применение.
Цвет индиго – в чем секрет? (2 часа)
Индигоидные и тиоиндигоидные красители: синтез, химические свойства и применение: основные представители и их структурные формулы, промышленный и лабораторный способы получения; основные химические свойства, отрасли применения.
Индиго – прародитель всех красящих веществ. Производные индиго в пищевой промышленности: история получения индиго; производные индиго; применение в промышленности.
Красители в повседневной жизни человека (2 часа)
Искусственные красители в пищевой промышленности – миф или реальность?
Какую краску для автомобиля лучше выбрать?: марки автомобильных красок, состав красок, влияние на организм человека и окружающую среду.
Решаем задачи (1 час)
Химик в лаборатории: решение расчетных, качественных и экспериментальных задач.
Итоговое занятие (3 часа)
Тестирование, защита проектов.

















Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Коли чество часов
Форма работы

1
Введение. Цели и задачи курса. Роль и место красящих веществ в системе обучения химии и практической жизни.

1
Лекция, выбор исследовательских проектов

Общие представления о красителях
3


2
Понятие о красителях. Из истории красящих веществ
1
Лекция с элементами беседы, реферат

3
Различные классификации красителей. Номенклатура красителей.
1
Лекция с элементами беседы

4
Тайна цвета. Основы структурной теории цветности органических молекул

1
Лекция, с элементами беседы, демонстрационные опыты

Многообразие натуральных красителей
6


5
Многообразие натуральных красителей
1
Семинар, лекция с элементами беседы, сообщения

6-7
Пигменты в нашей жизни. Разнообразие оттенков.
Практическая работа №1»Получение натуральных красителей из природного сырья и исследование их свойств»
2
Лекция с элементами беседы, практическая работа, работа в группах.

8
Натуральна ли краска для волос и что общего у нее с лакокрасочными изделиями?
1
Семинар, лекция с элементами беседы, сообщения.

9
Пищевые красители – все ли они натуральны и безвредны?
1
Семинар, лекция с элементами беседы, сообщения.

10
Бывают ли неорганические красители?
Проверочная работа №1
1
Семинар, лекция с элементами беседы

Получаем синтетические красители
4


11
Синтетические красители: общие представления и классификация

1
Семинар, лекция с элементами беседы

12
Способы получения искусственных красителей в лаборатории.
1
Семинар, лекция с элементами беседы

13
Промышленные способы получения синтетических красителей
1
Семинар, лекция с элементами беседы, сообщения.

14
Основные химические свойства синтетических красителей
1
Лекция, работа в группах.

Все об анилиновых красителях
4


15-16
Анилиновые красители: способы получения, химические свойства.
Практическая работа №2 «Получение анилиновых красителей»

2
Лекция, практическая работа, работа в группах.

17
Анилиновые красители в биологии и медицине и причем здесь зеленка?
1
Семинар, сообщения, демонстрационный опыт

18
Окрашивание ткани и шерсти анилиновыми красителями
Проверочная работа №2
1
Лекция, с элементами беседы, сообщения

Широкий диапазон применения нитро- и азокрасителей
4


19
Нитрокрасители: синтез и способы получения
1
Лекция, с элементами беседы

20
Нирокрасители и производство цветных карандашей – казалось бы что их связывает?
1
Лекция, с элементами беседы, сообщения

21
Азокрасители: получение реакцией азосочетания и основные химические свойства
1
Лекция, с элементами беседы

22
Широкий диапазон применения азокрасителей – в чем секрет?
1
Семинар, сообщения

Многообразие трифенилметановых и диариламиновых красителей
4


23-24
Трифенилметановые: синтез, классификация, химические свойства.
2
Лекция, с элементами беседы, семинар, демонстрационный опыт

25
Малахитовый зеленый – что за собой скрывает это сказочное название?
1
Семинар, сообщения

26
Диарилметановые красители: синтез, химические свойства и применение
1
Лекция, с элементами беседы, сообщение

Цвет индиго – в чем секрет?
2


27
Индигоидные и тиоиндигоидные красители: синтез, химические свойства и применение
1
Лекция, с элементами беседы, сообщение

28
Индиго – прародитель всех красящих веществ. Производные индиго в пищевой промышленности.
1
, сообщение

Красители в повседневной жизни человека
2


29
Искусственные красители в пищевой промышленности – миф или реальность?
1
Семинар, лекция, с элементами беседы, сообщения.

30
Какую краску для автомобиля лучше выбрать?
1
Семинар, лекция с элементами беседы сообщения.

Решаем задачи
1


31
Химик в лаборатории
1
Решение задач

32
Итоговое занятие
1
Тест

33-34
Итоговое занятие
2
Урок-конференция, защита проекта



















Литература для учителя
Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006.
Ширшина, Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, Учитель, 2008. – 35 с.
Тарасова, Н. М. Методические рекомендации по составлению экспериментальных творческих задач по органической химии // Химия. Все для учителя!. – 2011, №2.

Литература для обучающихся
Нечаев А.П., Болотов, В.М. Пищевые красители. Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). – М.:2001. – 214 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Г.И. Применение красителей. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 331 с.
Смирнов, Е.В. Пищевые красители. Санкт-Петербург.: Профессия, 2009 – 354 с.
Энциклопедический справочник школьника. Том I. Естественные науки. - М.: РЭТ, 2002. - 928 с.
Интернет – ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://krasitelli.ucoz.ru/



cђ Заголовок 1Ъђ Заголовок 315