Рабочая программа по историческому краеведению Воронежской области для 10 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школ имени В.М. Пескова»
396330 п. Воля, ул. Садовая 61а.
Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ruРассмотрено на ШМО
учителей _____________цикла
___ 16 Протокол № _____
Руководитель ШМО _________
«Утверждаю»
Приказ от «___» ______2016 г № __ Директор МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М. Пескова»
_________________Безгина Т.Н.

«Согласовано»
_______ 16
Зам по УВР Гончаров А.Т.
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Краеведение»
для 10 класса
Подготовила Коршунова Татьяна Петровна
учитель истории________________
подпись
Первая квалификационная категория
2016 - 2017 учебный год.
2.Пояснительная записка
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по краеведению для 10 класса составлена с использованием нормативно – правовой базы:
*Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
*Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
*Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Воронежской области (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760)
*Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189.
*Основная образовательная программа общего образования МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».
*Примерные программы.
*Устав МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».
* Школьное положение о рабочей программе педагога.
Рабочая программа по краеведению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса краеведения в 10-11 классах в МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по краеведению.
ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА
- нормативная, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, т.е. определяет ценности и цели;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
1. титульный лист
2. пояснительная записка
3. учебно – тематический план (содержание программы)
4. календарно – тематическое (поурочное) планирование
5. требования к уровню подготовки учащихся
6. критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
7. перечень учебно – методического обеспечения;
8.список литературы (для учителя и для учащихся)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
краеведения в 10 классе
Программа реализует принципы:
1. Научности:
- содержание курса изложено в трудах воронежских учёных-краеведов;
2. Вариативности:
- учитель имеет право вносить коррективы в программу и в тематическое планирование курса. Вместе с тем, методические решения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;
- учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях, а также на свой выбор применять дополнительную информацию по теме урока;
- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;
3. Дифференциации и индивидуализации:
- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учётом уровня их умений и навыков;
- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.
В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Формирование знаний:
- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;
- об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;
- о проблемах и перспективах развития края;
- о перспективах собственного существования в этом крае.
Ценностные ориентиры, формируемые курсом:
- гражданственность;
- патриотизм;
- толерантность;
- интеллектуальная и творческая активность;
- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
В конечном итоге – формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.
Основная концептуальная идея курса – использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.
Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- конкретизация общеисторического материала;
- фиксация и охрана памятников истории и культуры;
- осознание значимости наследия родного края, формирование патриотизма, нравственности, толерантности.
Общие учебные навыки, умения, способы деятельности
Результат обучения.
Учащиеся должны:
знать:
- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
- знаменитые персоналии истории и культуры;
- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
- алгоритм работы с различными типами заданий.
уметь:
- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
- характеризовать события, процессы, явления;
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
- осуществлять сравнение;
- аргументировать свою позицию;
- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
- работать с картой, иллюстрацией, текстом;
- осуществлять наблюдение;
- применять знания в конкретной ситуации жизни;
- определять цели и мотивы своей деятельности;
- вести конструктивный диалог;
- осуществлять презентацию творческой работы.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО КУРСУ:
( базовый уровень)
10 класс: всего -35 часов, 1 час в неделю.

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть итого
Административный контроль ЗУНовКоличество плановых лабораторных работ Тесты Экскурсии Другие виды работ 3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( содержание программы)
10 класс.
№ Раздел и количество часов Содержание раздела Изучение нового и закрепление Выполнение практической части Контроль
1. Вводный урок. 1урок. Вводный урок. Инструктаж по ТБ. 2. Воронежский край: страницы истории. 2 урока. Воронежский край: страницы истории. 3. Из истории районов Воронежской области. 12 уроков. Аннинский район. Бобровский район. Богучарский район. Борисоглебский городской округ. Бутурлиновский район. Верхнемамонский район. Верхнехавский район. Воробьёвский район. Грибановский район. Калачеевский район. Каменский район. Кантемировский район Новоусманский район. Новохопёрский район. Ольховатский район. Острогожский район. Павловский район. Панинский район. Петропавловский район. Поворинский район. Подгоренский район. Рамонский район. Репьёвский район. Россошанский район. Семилукский район. Таловский район. Терновский район. Хохольский район. Эртильский район 4. Народные обряды. 3 урока. Календарные обряды и праздники. Обряды жизненного цикла. Народные обряды. 5. Традиционный народный костюм Воронежского края. 2 урока. Особенности традиций в костюмах крестьян Воронежского края. Мужской костюм. Женский костюм. 6. Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. 3урока. Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края 7. Воронежские народные сказки и песни. 2 урока Воронежские народные сказки и песни 8. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края.4 урока. Святые места Воронежского края. Покровский кафедральный собор. 9. Народное просвещение и образование, высшая школа и наука. 5 уроков. Народное образование, высшая школа и наука в советский период. Народное образование, высшая школа и наука в советский период. Народное образование, высшая школа и наука в советский и постсоветский периоды. 10. Итоговое повторение по курсу. 1 урок. 4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ( поурочное) ПЛАНИРОВАНИЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ. 10 КЛАСС.
№ Раздел программы Кол-во часов № № Тема урока Сроки
Д / ЗПлан По факту 1 Вводный урок. 1 1 1 Вводный урок. Инструктаж по ТБ. 05.09 Стр.3-4
2. Воронежский край: страницы истории. 2 2 1 Воронежский край: страницы истории. 12.09. Стр.5-12
3 2 Воронежский край: страницы истории. 19.09. Стр.12- 21
3 Из истории районов Воронежской области. 12 4 1 Аннинский район. Бобровский район. Богучарский район. 26.09. Стр.22-27
5 2 Борисоглебский городской округ. Бутурлиновский район. Верхнемамонский район. 03.10 Стр.27-32
6 3 Верхнехавский район. Воробьёвский район. Грибановский район. 10.10. Стр.33-37
7 4 Калачеевский район. Каменский район. Кантемировский район. 17.10 Стр.37-42
8 5 Каширский район. Лискинский район. Нижнедевицкий район. 24.10. Стр.42-46
9 6 Новоусманский район. Новохопёрский район. Ольховатский район. 31.10. Стр.46-52
10 7 Острогожский район. Павловский район. Панинский район. 07.11 Стр.52-57
11 8 Петропавловский район. Поворинский район. Подгоренский район. 14.11 Стр.57-60
. 12 9 Рамонский район. Репьёвский район. Россошанский район. 21.11 Стр.60-66
13 10 Семилукский район. Таловский район. Терновский район. 28.11 Стр.66-70
14 11 Хохольский район. Эртильский район. 05.12 Стр.71-75
15 12 Урок повторения: Воронежский край: страницы истории. Из истории районов Воронежской области. 12.12 Вопросы на стр. 74
4 Народные обряды. 3 16 1 Календарные обряды и праздники. 19.12 Стр.76-88
17 2 Обряды жизненного цикла. 26.12 Стр.88-97
18 3 Народные обряды. 09.01 Вопросы на стр. 96-97
5 Традиционный народный костюм Воронежского края 2 19 1 Особенности традиций в костюмах крестьян Воронежского края. Мужской костюм. Женский костюм. 16.01 Вопросы на стр. 96-97
20 2 Особенности традиций в костюмах крестьян Воронежского края. Обувь. Головной убор. 23.01 Стр.105-114
6 Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. 3 21 1 Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. 30.01 Стр.115-122
22 2 Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. 06.02 Стр.122-131
23 3 Урок повторения: Народные обряды. Традиционный костюм. Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края. 13.02 Вопросы на стр. 130
7 Воронежские народные сказки и песни. 2 24 1 Воронежские народные сказки и песни. 20.02 Стр.132-137
25 2 Воронежские народные сказки и песни. 27.02 Стр.137-144
8 Духовно-религиозная жизнь Воронежского края. 4 26 1 Святые места Воронежского края. 06.03 Стр.145-150
27 2 Покровский кафедральный собор. 13.03 Стр.150-156
28 3 Святые места. 03.04 Стр.156-165
29 4 Урок повторения: Воронежские народные сказки и песни. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края. 9 Народное просвещение и образование, высшая школа и наука. 5 30 1 Народное просвещение в Воронежской губернии до 1917 года 10.04 Стр.166-171
31 2 Народное просвещение в Воронежской губернии до 1917 года 17.04 Стр.171-175
32 3 Народное образование, высшая школа и наука в советский период 24.04 Стр.175-180
33 4 Народное образование, высшая школа и наука в советский и постсоветский периоды. 01.05 Стр.180-186
34 5 Урок повторения: Народное просвещение и образование, высшая школа и наука. 08.05 Вопросы на стр.185-186
10 Итоговое повторение по курсу 1 35 1 15.05 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
При освоении обязательного минимума содержания курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; составлять хронологические и синхронистические таблицы; характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.
Знание фактов: называть место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника, характеризовать позиции, взгляды автора источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. Описание (реконструкция): рассказывать об исторических событиях, их участниках, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание исторических объектов, памятников; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и явления; показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать , чем объясняются различия; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; объяснять , в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
Версии, оценки: излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; высказывать суждение о подходах, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе.
6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ:
Оценка « пять» - материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.
Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.
Оценка « три» - в изложении материала имеются пробелы, изложение не самостоятельное ( наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки. Речь бедная.
Оценка « два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.
7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Баранникова М. И. Историко - культурное краеведение. Воронеж. 2012 год.
Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы. Воронеж. 1976 год.
Иванов П.В. Педагогические основы краеведения. Петрозаводск. 2009 год.
Панова В.И. История Воронежского края: учебно-методическое пособие. Воронеж.2004 год.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 10 класс
1.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982
2.  3. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.
3.Панова В. И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2004 год
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 10 класс.
Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж. 1989 год
З.Я. Анчиполовский, М.И.Баранникова «Историко-культурное краеведение Воронежской области.» Учебное пособие. Воронеж. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 2012 год
Кононов В. И. Памятники Воронежа и Воронежской области. Воронеж. 1979 год
Литвинов Р. Н. Навечно в памяти народной. Воронеж. 1980 год
Люби и знай родной край. Под редакцией Табачникова Б. Я. Воронеж. 2009 год
Панова В. И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2004 год Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж. 1989 год
УЧЕБНИКИ И ПРОГРАММЫ по истории Воронежского края.
10 класс.
Баранникова М.И. Историко-культурное краеведение. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2012год.
Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы. Учебное пособие. Воронеж. Б.Я. Табачников.2015 год.
Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж.2008 год.
Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж.2001 год