Рабочая программа по историческому краеведению на 2012-2017 для 7- 9 классов



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению МО
Протокол № 1 от « 29»
августа 2012 г.
Руководитель МО
Т.Н. Мешкова____________
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению МС
Протокол № 1
от «30» августа 2012 г.
Председатель МС
Н.В.Рыбина_______________


«Утверждена приказом»

Приказ № 287
от «31» августа 2012 г.
Директор Е.А.Почечуева____________










Рабочая программа по историческому краеведению на 2012-2017
Для 7- 9классов


























Мартасова Л.Н.
учитель истории и МХК.








Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы являлись:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;
-Письмо Минобрнауки России от01.04.2005 №03-417 « о перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
- Авторская программа З.А Шиндяпиной «Историческое краеведение Тамбовского края»
- Образовательная программа МБОУ Жердевской СОШ №2 приказ № 131 от.31.08.2011г.
Статус документа.
Программа разработана для обеспечения краеведческого образования в школе на основе авторской программы З.А. Шиндяпиной «Историческое краеведение Тамбовского края».
Структура программы.
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Календарно – тематический план
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
5. Литература и средства обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс рассчитан для учащихся 7 класса, длительность курса – 17 часов.
Цели курса:
- формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями истории Тамбовского края;
- воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
- ориентирование правильного понимания развития событий в жизни людей нашего региона;
-предоставление объективной оценки экономического социального и культурного развития края.
Задачи курса: Цели исторического краеведения реализуются по средствам решения ряда задач:
- курс учитывает образовательный минимум предмета истории России в основной школе и дополняет его материалами по истории Тамбовского края;
- курс построен на неразрывном единстве новых знаний по истории Тамбовщины и практических действий по решению конкретных исторических проблем;
- курс учит школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
- курс призван учить школьников давать свои обоснованные оценки событиям, происходившим в своем регионе.
Содержание курса реализуется по принципам последовательности и системности. В процессе реализации курса, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержание базовой программы по истории России, с другой стороны, происходит осознания особенностей родного края. Существенное значение имеет развитие собственного отношения обучающихся к прошлому своего региона, их самостоятельного взгляда на роль Тамбовского края в истории страны.
Критериями успешности занятий по курсу «историческое краеведение Тамбовского края» являются:
- степень развития интереса к прошлому родного края;




-степень к проявлению способностей к изложению истории Тамбовщины;
-степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений на события в своем крае.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдения за учащимися в процессе их работы, собеседований с ними, самостоятельных работ, сообщений, практических и лабораторных занятий.
Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение Тамбовского края»:
В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю родного края, осознанного воспитания ее особенностей.
Формы проведения уроков:
Урок изучение нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, урок- путешествие, лабораторная работа, урок-аукцион знаний, урок взаимообучения и т.д. По окончанию курса учащимся может быть предложено итоговое тестирование.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Важную роль историческое краеведческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, составлять план.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися, могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет –ресурсы и другие базы данных.
Сточки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В процессе реализации программы формируются также ключевые компетенции:
- информационные компетенции,
- познавательные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- рефлексивные компетенции.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применения одного из них;


- владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного занятия;
- владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно –следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать , сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в жатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания проводить информационно – смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираются выразительные средства языка и знаковые системы (тест, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
Содержание программы
Что изучает историческое краеведение. Какие науки помогают раскрыть древнейшую историю родного края. История тамбовского краеведения.
Древнейшая история Тамбовщины до вхождения в состав России.
Начало заселения тамбовских земель. Наш край в эпоху палеолита, мезолита, неолита ,бронзового и железного веков. Основные археологические памятники. Археологические находки.
Происхождение и расселение мордовского народа. Основные занятия мордвы. Быт. Верования.
Окраинное положение Тамбовщины. Кочевые племена на территории края. Причины и характер продвижения русских князей в тамбовские земли. Никольское городище - пример славянского поселения. Мордовские земли накануне монгольского вторжения. Батыево нашествие. Последствия монголо – татарского нашествия для тамбовского края. На стыке Руси и Золотой Орды. Проникновение на тамбовские земли Рязанского и Московского княжества в XIV в. Верхоценская волость. Карательные экспедиции монголо – татар в XV в. Сторожевая служба. Сближение мордвы с Московским государством в XVI веке.


Православная церковь на территории края. Распространение христианства среди мордвы. Архиепископ Рязанский Мисаил. Монастыри.
Тамбовский край в XVII-XVIIIвв.
Набеги татар. Ногайский шлях. Указ Михаила Романова о строительстве крепостей на южных рубежах Русского государства. Строительство Козлова. Основание Тамбова. Воевода Бобрыкин. Тамбовский вал.
Население и основные сословия тамбовского общества. Хозяйственная жизнь тамбовского края в XVII в. Вхождение в состав единого рынка России. Тамбовский край в эпоху Петра I. Вхождение в состав Азовской губернии.. Образование Тамбовской провинции. Поставка Тамбовского леса для российского флота. Участие в строительстве Петербурга и Кронштадта.
Тамбовский край в половине XVIII. Создание Тамбовской губернии. Герб Тамбова. Хозяйственное развитие края. Г.Р. Державин -наместник Тамбовского края. Крестьянское восстание на Тамбовщине. Восстание в Козлове в 1648 году. Разинский «бунт». Булановское восстание на Дону. Пугачевцы на Тамбовщине.
Православная церковь на территории края XVII-XVIII вв. Основание Тамбовской епархии. Епископ Питирим. Проблемы и трудности церковной жизни в XVIII в. Распространение сектантства в Тамбовской губернии. Епископ Феофил.
Культура и быт XVII- XVIII вв. Жилье. Пища. Семейный уклад. Обряд и обычаи. Народный костюм. Народное искусство.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории края ученик должен:
Знать/понимать
- даты важнейших событий истории края;
- места, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий в истории Тамбовского края;
- крупнейших общественных деятелей края;
-черты социально-экономической жизни края;
-важнейшие достижения материальной и духовной культуры;
Уметь
- устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- соотносить факты истории края с историческими явлениями в жизни России;
- рассказать об исторических событиях и их участниках;
- описывать условия, образ жизни и занятия жителей края;
Работать с различными видами исторических источников по истории края, анализировать и сравнивать их;
- определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- формирования положительной мотивации к прошлому края;
- правильного понимания развития событий в современной жизни людей нашего региона;
- объективной оценки экономического, социального и культурного развития края;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии Тамбовского края;
-использования знаний об историческом пути и традициях родного края в общении с людьми ругой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебная литература


Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата урока

1.
Вводный урок. Из истории Тамбовского края.

2.
Как жили наши предки в далеком прошлом.

3.
Как жили наши предки в далеком прошлом.

4.
Жизнь наших предков в раннем железном веке.

5.
Цинская мордва.

6.
Тамбовский край в XI-XIII вв.

7.
Рязанское пограничье в XIVначале XVIвека.

8.
Заселение Тамбовского края русскими во второй половине XVI-начале XVIIвека.

9.
Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства

10.
Освоение Тамбовского края в XVII веке

11.
Православная церковь на территории тамбовского края в XII-XVIIвеках.

12.
«Бунташный век » на Тамбовщине.

13.
Тамбовский край в первой половине XVIII века.

14.
Тамбовский край во второй половине XVIIIвека.

15.
Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин.

16.
Тамбовская епархия в XVIIIвеке.

17.
Народный быт в XVII-XVIIIвеков.

18.
Повторение: Тамбовский край с древнейших времен до конца XVIIIвека.




Содержание
Кол-во часов
дата




планируемая
фактическая



1.
Из истории тамбовского краеведения
1



2.
Как жили наши предки в далеком прошлом.
1




3.
Наш край в период бронзового века
1



4
Жизнь наших предков в раннем железном веке
1



5
Цнинская мордва.
1



6
Тамбовский край в XI-XIII вв.
1



7.
Рязанское пограничье в XIV-начале XVвека.
1



8
Заселение Тамбовского края во второй половине XVI-начале XVII в.
1



9
Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства




10
Освоение Тамбовского края в XVII веке.
1



11
Православная церковь на территории Тамбовского края в XII-XVII вв.
1



12
«Бунташный век » на Тамбовщине
1



13
Тамбовский край в первой половине XVIII в.
1



14
Тамбовский край во второй половине XVIII в.
1



15
Наместник Тамбовского края
Г.Р. Державин.
1



16
Тамбовская епархия в XV II- XVIII в
1



17
Народный быт в XVIII в
1






























СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Часть I. Тамбовский край с древнейших времен до конца ХУШ века 7
класс (17ч.)
Родоначальники тамбовского краеведения
Творчество и деятельность С.А. Березнеговского, И.И. Дубасова, А.Н.
Норцова, П.Н. Черменского. Тамбовская губернская учётная архивная
комиссия ( ТГУАК). Проблемы исторического краеведения. Виды
исторических источников. Книги о истории края.
Жизнь наших предков в далёком прошлом
Стоянки первобытных людей. Жилище древнего человека. Неолит на
территории Тамбовского края. Поселения эпохи бронзового века. Занятии
населения. Кургнаны. Расселение племён городецкой культуры.
Хозяйственная деятельность. Скифы и сарматы. Происхождение и
расселение мордовского народа. Занятия мордвы. Верования мордвы.
Тамбовский край в XI - XIII веках
Появление русских поселений на территории края. Рязанское княжество и
цнинская мордва. Мордовские земли накануне монгольского вторжения.
«Батыево нашествие» и его последствия.
Наш край в XIV - XVIII веках.
Распад Золотой Орды и его последствия для нашего края. Переход к
активной колонизации южнорусских земель. Верхоценская волость.
Сторожевая служба. Набеги татар. Крепость в Козлове. «Татарский» вал.
Рост населения Тамбовского края. Состав населения. Хозяйственная жизнь
Тамбовского края, развитие торговли. Монастыри на тамбовщине, первые
секты. «Бунташный век» на Тамбовщине.
Административное деление Тамбовского края в XVIII веке. Эпоха Петра
Великого. Пугачёвский бунт. Г.Р, Державин в Тамбове.
ЧАСТЬ II. Тамбовская губерния в 1796 - 1917 годах. 8 класс (17ч.)
Территория и население. Природная среда. Новые сёла и деревни. Сельское
хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Крупнейшие помещики.
Быт крепостных. Государственные крестьяне. Развитие городов губернии.

Тамбовские губернаторы. 1812 г. и Тамбовский край. Тамбовские
декабристы. Годы Крымской войны. Культура Тамбовского края в XIX веке.
Отмена крепостного права. Правители губернии и общественные деятели во
второй половине XIX - начале XX века. Труд и быт свободных крестьян.
Изменения в повседневной жизни помещиков. Образцовые имения. Развитие
промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период. Труд и
жизнь рабочих. Городская жизнь. Тамбовские революционеры: народники,
социал-демократы. Революция 1905-1907 гг. в Тамбовской губернии.
Культурная жизнь в 1860-1910-е годы.
ЧАСТЬ III. Тамбовщина от революции 1917 года до начала ХХ! века 9
класс (17ч.)
Тамбовщина от революции 1917 г. до 1941 г.
Влияние Первой мировой войны на тамбовское общество. Февральская
революция в Тамбовской губернии. Демократизация общественной жизни.
Вопрос о земле и ситуация в тамбовской деревне. Обострение ситуации в
городах. Крестьянское восстание осени 1917 г. и «Распоряжение №3».
Приход большевиков к власти, утверждение советской власти в деревне.
Предпосылки Гражданской войны. Тамбовский край в годы Гражданской
войны. Крестьянское восстание под предводительством А.С.Антонова. Наш
край в 1920-1930-е годы. НЭП. Культура и образование. Коллективизация.
Тамбовщина в Великой Отечественной войне, послевоенное
восстановление хозяйства.
Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко-фашисткими захватчиками.
Боевые подвиги наших земляков. Госпитальная работа. Экономика и
общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны.
Промышленность и транспорт. Тамбовское село в годы войны. Власть в годы
войны. Социально-демографические последствия войны. Промышленность и
транспорт в 1945 - 1953 годах. Условия жизни населения. Сельское
хозяйство и село в 1945 - 1953 годах.
Тамбовский край с середины 1950-х г. до н. XXI в.
Новый этап в промышленном развитии края. Социально-экономическое
развитие с сер.1950-х - сер.1960-х гг.. Экономика Тамбовской области во
второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.. Культурное развитие
Тамбовского края в 1950 - 1980-е годы. Развитие образования. Литературная
и театральная жизнь. Изобразительное искусство. Музыкальная жизнь.
Основные факторы демографических изменений. Общественно-политическое
развитие и культурная жизнь в новейшей истории края. Основные символы
нашего края. Трудности и перспективы развития области.




























Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию
культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и
практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами
интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности,
ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и
позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире,
значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях
природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального
использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из
важнейших информационных средств - карту, статистические материалы,
современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных краеведческих данных; применять полученные знания для
объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы
ценностей и ценностной ориентации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Кол-во
часов
Письменные работы
1 Тамбовский край с древнейших
времен до конца 18 в.
17ч. Викторина
2 Тамбовская губерния в 1796-1917
гг.
17ч. Тест
3 Тамбовщина от революции 1917
г. до начала 21в.
17ч. Тест















ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Историческое краеведение : история Тамбовского края. Учебное пособие для
учащихся 7-9-х классов.-Тамбов. ООО «Издательство Юлис» 2007.
Умнякова И.В. Историческое краеведение : история Тамбовского края:
Рабочая тетрадь для учащихся 7-9 кл. -Тамбов: ТОИПКРО, 2008г.
Занимательное краеведение :учебное пособие .-Тамбов: ТОИПКРО 2006г.
Энциклопедия Тамбовской области, Тамбов 2005г.
Литература для учащихся:
1. Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской
епархии. В 2-х ч. - Тамбов, 1911.
2. Андриевский А.Е. Города и районы Тамбовской области // Экономико-
статистический справочник. - Тамбов, 1940.
3. Гоноровский П.А., Григоров А.П. и др. История родного края. Тамбов,
1967
4. Гоноровский П.А., Дьячков Л.Г. и др. История Тамбовской области.
Воронеж, 1971
5. Двухжилова И.В., Слезин А.А. История Тамбовского края: избранные
страницы // Учебное пособие. - Тамбов. ТГТУ. 2004
6. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993
7. Калашников Д.В. Край родимый. Тамбов, 1959
8. Кученкова В. Русские усадьбы. - Тамбов, 2003
9. Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992
10. Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в 17-18 века. Тамбов, 1990
11. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов
Тамбовской области. - Воронеж, 1988
12. Материалы по истории Тамбовской области. - Тамбов, 2002
13. Орлова В.Д. Краеведение в системе работы учителя истории. - Тамбов.
ТОИПКРО, 2002






















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение исторического краеведения направлено на достижение следующих целей:
осознание учащимися места Тамбовского края в истории России, взаимосвязи истории края с отечественной историей, вклада Тамбовщины в российскую культуру.
освоение знаний о историческом, экономическом, социальном и культурном развитии края, о памятниках истории и культуры, традициях земли Тамбовской.
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и интереса к изучению исторического краеведения, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края, ориентированного правильного понимания развития событий в жизни людей нашего региона;
овладение умением анализировать исторические события, оценивать их значение, высказывать о них собственное суждение;
применение полученных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
развитие внимания, мышления обучающихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности; овладение школьными знаниями о понятиях, cобытиях, датах, фактах; развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи исторического краеведения с другими предметами.

Настоящая программа по историческому краеведению 7 -9 классов составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании».
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
4. Приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
5. Историческое краеведение : история Тамбовского края. Учебное пособие для
учащихся 7-9-х классов.-Тамбов. ООО «Издательство Юлис» 2010.



Роль и место предмета исторического краеведения в образовательном процессе .

Учебный курс «Историческое краеведение» охватывает период обучения с 7-го по 9 класс.
Принципиальной основой курса «Историческое краеведение» является его опора на региональный компонент, региональное историческое, этнокультурное наследие.
Данный курс отражает основные этапы, процессы, события истории Тамбовского края с древнейших времен до конца 20 века. Знание прошлого своего родного края необходимо каждому гражданину Российской Федерации. Предмет учитывает образовательный минимум предмета истории России в основной школе и дополняет его материалами по истории Тамбовского края.
Курс построен на неразрывном единстве новых знаний по истории Тамбовщины и практических действий по решению конкретных исторических проблем:
- курс учит школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
- курс призван учить школьников давать свои обоснованные оценки событиям, происходившим в своем регионе.
Содержание курса реализуется по принципам последовательности и системности. В процессе реализации курса, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержание базовой программы по истории России, с другой стороны, происходит осознания особенностей родного края. Существенное значение имеет развитие собственного отношения обучающихся к прошлому своего региона, их самостоятельного взгляда на роль Тамбовского края в истории страны.
В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю родного края, осознанного воспитания ее особенностей.
Программа содержит объём знаний за три года (7-9классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части.
В курсе для 7 класса представлены темы части 1: «Тамбовский край с древнейших времен до конца ХУШ века»
В курс 8 класса входят темы части II: «Тамбовская губерния в 1796 - 1917 годах»
В курс 9класса входят темы части III: « Тамбовщина от революции 1917 года до начала ХХ! века»

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Тамбовской области на изучение исторического краеведения в 7 классе отводится 17 учебных часов из расчёта 0,5 учебного часа в неделю, в 8 классе отводится 17 учебных часов из расчёта 0,5 учебного часа в неделю, в 9 классе отводится 17 учебных часов из расчёта 0,5 учебного часа в неделю.
Предмет «Историческое краеведение» учитывает образовательный минимум предмета истории России в основной школе и дополняет его материалами по истории Тамбовского края.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по историческому краеведению в 7-9-х классах реализуется базовый уровень. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.


Распределение учебного времени по
предмету историческое краеведение.

Класс
7

Количество недельных часов
1

Количество годовых часов
17




Класс
8

Количество недельных часов
1

Количество годовых часов
17






Класс
9

Количество недельных часов
1

Количество годовых часов
34



Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения исторических знаний о родном крае обучающихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.





Формы организации образовательного процесса:
устный опрос,
тестовые работы,
проверочные работы,
самоконтроль.
беседы (информационные, диалоговые, с параллельным контролем).



Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
закрепление изученного;
урок применения знаний и умений;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности –информационный, исследовательский.


Технологии обучения:
Объяснительно – иллюстративное обучение;
Развивающее обучение;
Индивидуально – дифференцированное обучение; разноуровневое обучение;
Проблемное обучение;
Обучение на основе схемных и знаковых моделей;
Обучение на основе выделения ключевых задач.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
оценивание устных и письменных работ; эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
различные виды деятельности: проведение сравнительного анализа, сопоставления, рассуждения;
развитие умения выделить в тексте главное;
работа с различными информационными источниками;
работа с таблицами, схемами;
решение познавательных творческих задач;
развитие умения формулировать проблему и цель своей работы.

Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей, диагностической, развивающей, воспитывающей функциями.

Виды контроля:

предварительный,
текущий,
рубежный (периодический)
итоговый.

В процессе реализации программы формируются также ключевые компетенции:
- информационные компетенции,
- познавательные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- рефлексивные компетенции.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применения одного из них;
- владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного занятия;
- владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно –следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать , сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в жатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания проводить информационно – смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираются выразительные средства языка и знаковые системы (тест, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; умения раскрыть содержание иллюстрации умение обобщать и систематизировать полученную информацию; умение определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
уметь определять и объяснять понятия;
уметь рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма; раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
уметь анализировать исторические явления, процессы, факты,
уметь давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх; определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты


Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории края ученик должен:
Знать/понимать
- даты важнейших событий истории края;
- места, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий в истории Тамбовского края;
- крупнейших общественных деятелей края;
-черты социально-экономической жизни края;
-важнейшие достижения материальной и духовной культуры;
Уметь
- устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- соотносить факты истории края с историческими явлениями в жизни России;
- рассказать об исторических событиях и их участниках;
- описывать условия, образ жизни и занятия жителей края;
Работать с различными видами исторических источников по истории края, анализировать и сравнивать их;
- определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- формирования положительной мотивации к прошлому края;
- правильного понимания развития событий в современной жизни людей нашего региона;
- объективной оценки экономического, социального и культурного развития края;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии Тамбовского края;
-использования знаний об историческом пути и традициях родного края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.




Информация об используемых учебниках.

Название учебника: Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7 -9 классов.
Автор учебника: коллектив авторов.
Издательство: Тамбов.ООО «Издательство Юлис»,2007



Учебник адресован обучающимся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Тамбовской области и входит в региональный перечень учебников 2012года.

Учебник соответствует региональному компоненту государственного стандарта основного общего образования по историческому краеведению. Теоретические и практические задания соблюдают преемственность с учебным материалом старшей школы. Формулировки определений излагаются доступно и понятно. В учебнике хорошо подобраны задания для повторения и закрепления материала. В учебнике достаточно
Красочных иллюстраций.
Учебник адресован обучающимся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Тамбовской области.





СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

7 класс (17ч.)

Часть I. Тамбовский край с древнейших времен до конца ХУШ века 7
класс (17ч.)
Родоначальники тамбовского краеведения
Творчество и деятельность С.А. Березнеговского, И.И. Дубасова, А.Н.
Норцова, П.Н. Черменского. Тамбовская губернская учётная архивная
комиссия ( ТГУАК). Проблемы исторического краеведения. Виды
исторических источников. Книги о истории края
Знать: имена тамбовских краеведов, их деятельность по изучению истории края.


Жизнь наших предков в далёком прошлом
Стоянки первобытных людей. Жилище древнего человека. Неолит на
территории Тамбовского края. Поселения эпохи бронзового века. Занятии
населения. Курганы. Расселение племён городецкой культуры.
Хозяйственная деятельность. Скифы и сарматы. Происхождение и
расселение мордовского народа. Занятия мордвы. Верования мордвы.
Цель: охарактеризовать жизнь наших предков в далеком прошлом, рассказав о занятиях населения, происхождении и расселении мордовского народа.
Знать: особенности жизни наших предков в далеком прошлом на территории Тамбовского края.

Тамбовский край в XI - XIII веках
Появление русских поселений на территории края. Рязанское княжество и
цнинская мордва. Мордовские земли накануне монгольского вторжения.
«Батыево нашествие» и его последствия.
Цель: показать развитие Тамбовского края в11-13 веках, раскрыть значение
появления русских поселений на территории края, охарактеризовать последствия «Батыева нашествие».
Знать: русские поселения на территории края; жизнь цнинской мордвы и Рязанского княжества в 11-13 веках.
Уметь:
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма; раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
уметь анализировать исторические явления, процессы, факты
Наш край в XIV - XVIII веках.
Распад Золотой Орды и его последствия для нашего края. Переход к
активной колонизации южнорусских земель. Верхоценская волость.
Сторожевая служба. Набеги татар. Крепость в Козлове. «Татарский» вал.
Рост населения Тамбовского края. Состав населения. Хозяйственная жизнь
Тамбовского края, развитие торговли. Монастыри на тамбовщине, первые
секты. «Бунташный век» на Тамбовщине.
Административное деление Тамбовского края в XVIII веке. Эпоха Петра
Великого. Пугачёвский бунт. Г.Р, Державин в Тамбове.
Цель: охарактеризовать развитие Тамбовского края с древнейших времен до конца XVIII века.
Знать:
исторические события XIV - XVIII вв.и их последствия для нашего края;
Уметь: рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма; раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты,
определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края


8 класс (17ч.)

ЧАСТЬ II. Тамбовская губерния в 1796 - 1917 годах (17ч.)
Территория и население. Природная среда. Новые сёла и деревни. Сельское
хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Крупнейшие помещики.
Быт крепостных. Государственные крестьяне. Развитие городов губернии.

Тамбовские губернаторы. 1812 г. и Тамбовский край. Тамбовские
декабристы. Годы Крымской войны. Культура Тамбовского края в XIX веке.
Отмена крепостного права. Правители губернии и общественные деятели во
второй половине XIX - начале XX века. Труд и быт свободных крестьян.
Изменения в повседневной жизни помещиков. Образцовые имения. Развитие
промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период. Труд и
жизнь рабочих. Городская жизнь. Тамбовские революционеры: народники,
социал-демократы. Революция 1905-1907 гг. в Тамбовской губернии.
Культурная жизнь в 1860-1910-е годы.
Цель: охарактеризовать Тамбовскую губерниюв 1796 – 1917 годах, раскрыв особенности социально-экономического ,культурного развития края.
Знать:
даты важнейших событий истории края;
- места, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий в истории Тамбовского края;
Уметь:
определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края.



9 класс (17ч.)


ЧАСТЬ III. Тамбовщина от революции 1917 года до начала ХХ! века 9
класс (17ч.)
Тамбовщина от революции 1917 г. до 1941 г.
Влияние Первой мировой войны на тамбовское общество. Февральская
революция в Тамбовской губернии. Демократизация общественной жизни.
Вопрос о земле и ситуация в тамбовской деревне. Обострение ситуации в
городах. Крестьянское восстание осени 1917 г. и «Распоряжение №3».
Приход большевиков к власти, утверждение советской власти в деревне.
Предпосылки Гражданской войны. Тамбовский край в годы Гражданской
войны. Крестьянское восстание под предводительством А.С.Антонова. Наш
край в 1920-1930-е годы. НЭП. Культура и образование. Коллективизация.
Цель: охарактеризовать развитие края , показав влияние Первой мировой войны, революционных событий 1917 годов на экономику, общество Тамбовской губернии. Раскрыть особенности Гражданской войны и крестьянского восстания под предводительством А.С.Антонова .
Знать:
даты важнейших событий истории Тамбовского края от революции1917г. до 1941года;
места, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий в истории Тамбовского края с 1917-1941 годы;
крупнейших общественных деятелей края;
черты социально-экономической жизни края;
важнейшие достижения материальной и духовной культуры;
Уметь
- устанавливать последовательность
определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий 1917- 1941 годов и личностей в истории края.

Тамбовщина в Великой Отечественной войне, послевоенное
восстановление хозяйства.
Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко-фашисткими захватчиками.
Боевые подвиги наших земляков. Госпитальная работа. Экономика и
общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны.
Промышленность и транспорт. Тамбовское село в годы войны. Власть в годы
войны. Социально-демографические последствия войны. Промышленность и
транспорт в 1945 - 1953 годах. Условия жизни населения. Сельское
хозяйство и село в 1945 - 1953 годах.
Цель: показать боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, охарактеризовать экономику и общество в годы войны.
Знать: вклад Тамбовщины в борьбу с немецко- фашистскими захватчиками,
боевые подвиги земляков, жизнь села и городов края в годы войны, послевоенное развитие.
Уметь: определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий 1941- 1953 годов и личностей в истории края.
Тамбовский край с середины 1950-х г. -начала XXI в.
Новый этап в промышленном развитии края. Социально-экономическое
развитие с сер.1950-х - сер.1960-х гг.. Экономика Тамбовской области во
второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.. Культурное развитие
Тамбовского края в 1950 - 1980-е годы. Развитие образования. Литературная
и театральная жизнь. Изобразительное искусство. Музыкальная жизнь.
Основные факторы демографических изменений. Общественно-политическое
развитие и культурная жизнь в новейшей истории края. Основные символы
нашего края. Трудности и перспективы развития области.
Цель: охарактеризовать социально-экономическое развитие Тамбовской области с сер. 1960-х гг.- начала XXI в., общественно-политическое
развитие и культурную жизнь в новейшей истории края; показать трудности и перспективы развития области.
Знать: основные события истории края с сер. 1950-х гг.- начала XXI в.,имена героев современной истории Тамбовщины.
Уметь: определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края










Учебно-тематический план
по историческому краеведению, 7 -9 класс.




Разделы
Всего часов


Часть I. Тамбовский край с древнейших времен до конца ХУШ века 7
класс (17ч.)

17


ЧАСТЬ II. Тамбовская губерния в 1796 - 1917 годах (17ч.)

17


ЧАСТЬ III. Тамбовщина от революции 1917 года до начала ХХ! века 9
класс (17ч.)

17


Итого

51




Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию
культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и
практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами
интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности,
ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и
позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире,
значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального
использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из
важнейших информационных средств - карту, статистические материалы,
современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных краеведческих данных; применять полученные знания для
объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы
ценностей и ценностной ориентации.




ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Историческое краеведение : история Тамбовского края. Учебное пособие для
учащихся 7-9-х классов.-Тамбов. ООО «Издательство Юлис» 2007.
Умнякова И.В. Историческое краеведение : история Тамбовского края:
Рабочая тетрадь для учащихся 7-9 кл. -Тамбов: ТОИПКРО, 2008г.
Занимательное краеведение :учебное пособие .-Тамбов: ТОИПКРО 2006г.
Энциклопедия тамбовской области, Тамбов 2005г.
Литература для учащихся:
1. Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской
епархии. В 2-х ч. - Тамбов, 1911.
2. Андриевский А.Е. Города и районы Тамбовской области // Экономико-
статистический справочник. - Тамбов, 1940.
3. Гоноровский П.А., Григоров А.П. и др. История родного края. Тамбов,
1967
4. Гоноровский П.А., Дьячков Л.Г. и др. История Тамбовской области.
Воронеж, 1971
5. Двухжилова И.В., Слезин А.А. История Тамбовского края: избранные
страницы // Учебное пособие. - Тамбов. ТГТУ. 2004
6. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993
7. Калашников Д.В. Край родимый. Тамбов, 1959
8. Кученкова В. Русские усадьбы. - Тамбов, 2003
9. Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992
10. Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в 17-18 века. Тамбов, 1990
11. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов
Тамбовской области. - Воронеж, 1988
12. Материалы по истории Тамбовской области. - Тамбов, 2002
13. Орлова В.Д. Краеведение в системе работы учителя истории. - Тамбов.
ТОИПКРО, 2002



































Разделы
Всего часов


Тамбовщина от революции 1917 г. до 1941 г.




Тамбовщина в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление хозяйства.




Тамбовский край с середины 1950-х г. - начала XXI в.




Итого

17









Разделы
Всего часов


Родоначальники тамбовского краеведения




Жизнь наших предков в далёком прошлом




Тамбовский край в XI - XIII веках




Наш край в XIV - XVIII веках.




Итого








Разделы
Всего часов


Родоначальники тамбовского краеведения




Жизнь наших предков в далёком прошлом




Тамбовский край в XI - XIII веках




Наш край в XIV - XVIII веках.




Итого






Календарно-тематический план

сроки

Тема



1
Первые художники Земли



2-3
Архитектура страны фараонов



4
Изобразительное искусство и музыка Египта



5
Художественная культура Древней Передней Азии



6
Искусство доколумбовой Америки
Стр. 52-60 вопросы и задания, творческое задание стр. 60


7
Золотой век Афин
Стр. 63-76 вопросы и задания, творческое задание на стр. 77


8
Архитектура Древнего Рима
Стр. 77-85 вопросы и задания на стр. 85, реферат стр. 86-94


9
Театральное и музыкальное искусство Античности
Стр. 103-109 вопросы и задания, творческое задание на стр. 109, реферат или доклад


10
Мир византийской культуры