Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»


Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»




Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку окружающего мира в 1 классе на тему «Кто такие птицы?», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность.
Современный ФГОС НОО обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект разработки технологической карты урока окружающего мира «Кто такие птицы?» на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности.
Считаем, что данная тема урока окружающего мира имеет большое значение в содержании образования. Умение определить место и значение птиц в окружающем мире показывает обучающимся, как важно знать место изучаемого объекта, применять полученные знания в ежедневной жизни. Тема «Кто такие птицы?» представляет определенную сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.

Основная часть.
а)Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала (технологической карты и дидактических материалов) к уроку окружающего мира в 1 классе на тему: «Кто такие птицы?», направленного на систематизацию знаний обучающихся, совершенствование проектировочных компетенций и навыков работы в группе.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1 класс Часть 1.
Разработать технологическую карту урока по теме «Кто такие птицы?»
4. Разработать дидактический материал для проведения урока.


Цель урока: знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи: 
б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
в) Ресурсы:
- книгопечатная продукция - Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- рабочая тетрадь к учебнику;
- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, аудизапись с голосами птиц, с песней "Кто такие птицы?";
- электронное приложение к учебнику;
- дидактический материал - карты с изображением пресноводных и морских рыб, карточки для рефлексии с изображением солнышка, тучки.

Планируемые результаты.
Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц, наблюдать за сезонной миграцией птиц
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать  семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 66 часов в год. (33 уч.нед.)
Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Кто такие рыбы?» и последующим материалом «Кто такие звери?».
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение на создание готовности к уроку и эмоционального настроя.
Формируются УУД - Коммуникативные:
осознанно формируют умение слушать и слышать.
Задание 2. Повторение изученного
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания.
Задание 3. Постановка цели урока, формулирование темы урока.
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Актуализация знаний
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 5: Получение новых знаний. Практическая работа учащихся.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 6. Применение изученных знаний.
Формируются УУД – Регулятивные: реализуют алгоритм выполнения самостоятельных заданий, осуществляют пошаговый контроль своих действий;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 7. Контроль и самоконтроль полученных и усвоенных знаний.
Формируются УУД – Регулятивные: реализуют алгоритм выполнения самостоятельных заданий, осуществляют пошаговый контроль своих действий;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, уважать мнение собеседника.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 8. Коррекция знаний. Нахождение проблемы. Нахождение пути выхода.
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, уважать мнение собеседника.
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД; коммуникативные - КУУД; регулятивные – РУУД;личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока
Этапы урока и вид деятельности
Содержание деятельности учителя
Методы и приемы работы
Содержание деятельности учащихся
Формируемые УУД

Организационный, мотивация к учебной деятельности
Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала
-Здравствуйте, ребята, сели.
Хорошо закроем двери.
Шум оставим за дверями
И урок начнем мы с вами.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные: стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний
а). Проводит беседу с учащимися
-кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе?
- Кто узнал, есть, ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?
-отгадайте загадку
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (сом)
б). раздает перфокарты с названиями рыб.
-закрасьте кружочки: речные рыбы -зеленым цветом, морские рыбы -синим цветом.

Презентация
Слайд № 1






Слайд № 2

Работа с картами с изображением пресноводных и морских рыб
Отвечают на вопросы учителя, рассказывают об исследовательской работе дома.
Отгадывают загадку.



Работают с перфокартами.
Познавательные:
умение выделять существенную информацию из изученного материала, умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Коммуникативные:
строить понятные для собеседника высказывания;
Регулятивные:
Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения.

Самоопределение к деятельности
Прослушайте песню моего нового знакомого. ( песня из мультфильма «Кто ж такие птички?» «Надо в дорогу» слова Б. Заходера, музыка А.Журбина)
Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию темы и целей урока,
Назовите признаки, по которым мой знакомый определил, что он птица?
Наблюдение
Слайд № 3



Слушают песню, выделяют из неё признаки птиц(летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)
Выдвигают предположения, обосновывают их, приводят примеры (например, насекомые тоже летают)
Познавательные:
умение выделять существенную информацию из текста песни; умение выдвигать предположение и его аргументировать.
Коммуникативные:
Умение слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; умение строить взаимодействие с одноклассниками и учителем;

Формулирование темы урока, постановка целей.
Организует диалог с учащимися.
- Предположите, о ком будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока на стр.36 учебника.
-Что необходимо нам научиться делать?
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Слайд № 4
Работа по учебнику стр. 36
Отвечая на вопросы, учащиеся стараются самостоятельно сформулировать тему урока, поставить перед собой цели.
-Будем говорить о группе животных – птицах. Научимся отличать птиц от других групп животных, научимся выделять существенные признаки птиц.
Регулятивные:
умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя, а впоследствии самостоятельно.


Этап изучения нового материала
-Рассмотрите верхний рисунок на стр. 36. Каких животных вы узнали?
- Что общего у всех этих животных?
-Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам?
-Но ведь курица летает плохо, а её ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц? Тогда что?
-Рассмотрите других птиц на стр. 37. Найдите общий признак всех птиц.
- Так, каких же животных мы будем называть птицами?
-Рассмотрите части тела на стр. 36 на примере голубя

-Найдите указанные части тела у дятла, совы, синицы.

-Что общего у всех этих птиц?
Наблюдение, создание проблемно-поисковой ситуации
Работа по учебнику стр. 36












использование
электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс»

слайд № 5
Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации животных
отвечают на вопросы.

Дети пытаются определить ,какое животное является птицей. ( курица) . Обосновывают свой ответ







Ребята определяют части тела сначала голубя, потом других птиц
У всех птиц тело покрыто перьями.
Познавательные:
анализировать изображение животных
с целью выделения
существенных признаков; умение анализировать
мыслительные
операции, обобщить
материал, сделать выводы.
Регулятивные:
умение принимать и
сохранять учебную
задачу.

Физминутка
Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем
Учитель показывает картинки с изображением птиц и рыб (приложение 1)
Учащиеся выполняют действия.


Продолжение работы по теме урока
Организует практическую работу по исследованию строения перьев птиц.
У вас на столах лежат перья. (перья голубя). Рассмотрите их внимательно, изучите внешний вид, строение.
-Чем различаются эти перья?

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
-А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
-Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
-Что случится, если подует ветерок?



-Отрежьте ножницами кончик пера. Что вы видите внутри?
Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.


-Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?
-Какой вывод из этого следует?


- Сделайте общий вывод.

-Давайте зарисуем перо в рабочих тетрадях. (стр 25)


-У вас на столах лежат разные по размеру перья. Подумайте, для чего нужны птицам большие перья?
А маленькие перышки?
Перья бывают разной величины. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта. Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его. Самые мягкие, пушистые перья ( пуховые) согревают птицу.
Есть птицы с декоративными перьями. Например, у павлина. У некоторых птиц разноцветные птицы.( попугай, колибри)
Яркое оперение у самцов. Самки имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Практическая работа


Слайд № 6








































Слайд № 7



Учащиеся рассматривают перо, делают выводы. (работа в парах). Рассматривают цвет, форму, размер.








Учащиеся делают выводы:
(если подует ветерок, перо полетит, потому что оно легкое)
(ничего, оно внутри пустое)




(нет, вода скатилась капельками)
(перья защищают птицу от воды и сырости)


Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.

Учащиеся высказывают свои предположения.










Регулятивные:
Умение
самостоятельно организовывать свое рабочее место во время практической работы в соответствии с целью выполнения заданий
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
Познавательные:
Умение осуществлять
выбор, сравнивать,
классифицировать,
выделяя
существенные
признаки

Закрепление изученного материала.
Отгадайте, о какой птице идет речь. Послушайте их голоса.
Ночь, как смола, черным-черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает (сова)
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует. (воробей)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.(синица)
Угадайте, что за птичка -Тёмненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два конца.
(ласточка)

Учащиеся отгадывают загадки, слушают голоса птиц
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме 


Рефлексия учебной деятельности.
-Кто такие птицы?
-Назовите основной признак птиц?
-Приведите примеры птиц.

Отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме 
Личностные:
Освоение личностного смысла обучения;
Познавательные: желание узнавать больше об окружающем мире













15