Технологические карты сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся по английскому языку на тему «Влияние английских заимствований на сферу лексики русского языка»


Технологические карты
Технологическая карта 1
ПЛАН-ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ
УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ по теме
«Влияние английских заимствований на сферу лексики русского языка»
1 ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Почему русская речь теряет свою индивидуальность и самобытность в результате засилья слов английского происхождения?
2 ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ Значимость английского языка в жизни русского общества.
3 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Лексические единицы английского происхождения и их производные.
4 ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заимствованные англицизмы в современном русском языке последних десятилетий.
5 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Выявление степени влияния английского языка на русский язык, в частотности использования заимствований английской лексики в современном русском языке.
Исследовательские задачи:
Обосновать причины заимствований английских элементов в русском языке.
Проанализировать теоретические материалы, связанные с заимствованиями.
Уточнить этапы эволюции англицизмов.
Рассмотреть способы образования англицизмов.
Классифицировать наиболее употребляемые англицизмы по сферам общения.
Выявить отношение сверстников к исследуемому явлению.
Установить английские заимствования в названиях фирм и учреждений Чапаевска и сделать выводы.
Привести интересные факты происхождения некоторых заимствований.
6 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ, ВЫБОР
ГИПОТЕЗЫ
Если предположить, что в наши дни английских слов в русском языке огромное количество, то значит - английский язык нужно изучать для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком.
7 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений.
2. Приём систематики и классификации.
3. Социологический опрос, анкетирование.
8 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Процесс заимствования из английского языка в русский усиливается в настоящее время, поскольку английский язык является основой многих профессиональных языков, широко используется в молодёжном сленге. С одной стороны, этот процесс неизбежен, но с другой, должна сохраняться культурная основа языка. Отсюда, мы полагаем, что англицизмы должны соответствовать следующим требованиям:
1. любое заимствование должно быть необходимо, без него нельзя обойтись в русском языке;
2. иноязычное слово должно употребляться правильно и точно в том значении, которое оно имеет в языковом источнике;
3. оно должно быть понятно тем, кто его употребляет.
9 ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выступление в форме доклада.
Презентация.
Мини-словарь англицизмов.
Технологические карта 2
Программа опытно-экспериментальной работы
Этапы опытно-экспериментальной работы Содержание и методы
деятельности на этапе
1.Констатирующий
Диагностический – выявление проблемы и обоснование актуальности.
Прогностический – разработка программы эксперимента.
Организационный – создание условий для проведения эксперимента.
Нахождение проблемы:
• анализ фактов, явлений,
• обнаружение неполноты имеющихся знаний,
• постановка вопросов по существу проблемы,
• умение видеть противоречия и формулировать проблему
Формулирование темы, цели и задач исследования:
• выбор темы в контексте проблемы,
• определение объекта исследования,
• определение задач для достижения цели.
Методы эвристического обучения: эмпатии, смыслового и образного видения, эвристических вопросов, наблюдения, сравнения, ошибок, целеполагания, мозговой атаки, анализа, конструирования понятий, открытых вопросов.Планирование исследования:
• выдвижение возможных вариантов решения проблемы,
• выбор оптимальных вариантов,
• анализ имеющихся ресурсов,
• выяснение условий, в которых может проводиться эксперимент,
• сотрудничество,
• отстаивание своей точки зрения по поводу предложенного пути решения проблемы,
• умение слушать и слышать оппонентов,
• принятие решения по поводу метода решения проблемы и проверки гипотезы,
• планирование последовательности действий при проведении опытов,
• отбор необходимых материалов,
• подготовка анкет и опросников.
Методы планирования, анализа, сравнения, конструирования правил. Школьный эксперимент.
Образцы и примеры выполненных учащимися исследований.
Работа с информацией:
• создание необходимых условий работы,
• проведение наблюдения и измерения,
• осуществление поиска информации в печатных изданиях, Интернете, путем социологических опросов,
• фиксирование результатов поиска информации и опытов,
• работа с литературой.
Методы анализа, сравнения, обобщения и систематизации, агглютинации.
2.Формирующий
Практический – проведение эксперимента, корректировка.
Обобщающий – оценка и анализ результатов эксперимента.
Работа с информацией:
• математическая обработка результатов,
• анализ данных, полученных из наблюдений, опросов и опытов,
• соотношение полученных выводов с гипотезой,
• анализ результатов исследования,
• оценивание значения результатов,
• систематизирование полученных данных.
Методы: описание характеристик и процессов, сравнение, обобщение, классификация, структурирование текстов, категоризация, формулировка умозаключений и выводов.Оформление результатов исследования:
• подготовка компьютерной презентации,
• подготовка собственных отчётов и статей,
Публичная защита исследовательской работы:
• логичное и последовательное изложение информации,
• наглядное иллюстрирование выступления,
• умение слушать и слышать оппонентов,
• ответы на поставленные вопросы,
Рефлексия:
• критическая оценка исследовательской деятельности,
• определение путей, средств совершенствования своей деятельности.
Методы: эвристических вопросов, смыслового, образного и символического видения, публичных выступлений.
Технологические карта 3
Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся
Этапы Педагогические
задачи Средства
обучения Организационные формы и методы Деятельность учителя Деятельность
учащихся Результаты,
оформление
результатов
1 2 3 4 5 6 7
Подготовительный 1.Заинтересовать учащихся.
2.Выявить интерес к теме.
3.Определить тему, цель, задачи работы. Информационные источники: словари
СМИ: газеты «Аргументы и факты» и др.; телевизионные передачи: «К барьеру», «Час пик», «Аншлаг» и др. Выявление учащихся, предрасположенных к исследовательской работе.
Методы эвристики: целеполагания, мозговой атаки, анализа, конструирования понятий, открытых вопросов.
Роль учителя доминирующая. Подбор и предъявление учащимся фактов, противоречивой, привлекательной информации, создание проблемной ситуации. Помощь в определении предмета и темы исследования. Оказание помощи в формулировке цели и определении задач исследования. Оказание помощи в подборе литературы. Составление планы работы. Индивидуальная работа. Взаимодействие ученика и учителя тесное. Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрение проблемы. Формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Определение темы, цели и задач исследования. Поиск информации. Составление плана. План работы над исследованием.
Собранные источники.
Планирование 1.Разработать алгоритм.
2.Определить источники информации.
3.Определить способы сбора и анализа информации.
4.Определить способы представления результатов.
Работа с интернет-ресурсами.
Карточки для цитат.
Рабочие тетради. Создать условия для работы.
Создать материальную базу.
Методы планирования, анализа, сравнения, конструирования правил.
Школьный эксперимент.
Образцы и примеры выполненных учащимися исследований.
Предложение учащимся различных методов решения задач исследования.
Контроль за пошаговым выполнением исследовательской работы.
Консультации.
Определение срока написания работы Планирование и разработка методики проведения исследования, создание экспериментальной установки.
Выполнение работы по разработанному плану.
Определение срока написания работы. Определены сроки работ над алгоритмом.
Создары условия для работы.
Исследование 1.Конкретизировать тему работы.
2.Уточнить цели и задачи.
3.Сформулировать проблему.
4.Выдвинуть гипотезы решения проблемы.
5.Выбрать методы исследования и процедуру использования методов.
6.Уметь анализировать информацию, формулировать выводы. Сбор информации.
Исследовательские технологии. Собрание учащихся.
Консультирование с применением презентации.
Просмотр лучших работ.
Поощрение одаренных детей.
Методы анализа, сравнения, обобщения и систематизации, агглютинации.
Роль учителя недоминирующая.
Учитель является консультантом.
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
Сбор и систематизация полученной информации
Использование различных методов в работе: анкетирование, опрос и т.д. Активная деятельность по написанию работы.
Результаты и/или выводы Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов Исследовательские технологии.
Интернет. Консультирование.
Сравнение, обобщение,
Классификация. Учитель и ученик – равноправные партнеры. Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в анализе экспериментальных данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации
Консультирование.
Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов. Обработка результатов.
Завершение работы.
Представление или отчет Сформировать умения презентации материалов. Ноутбук, проектор, экран. Помощь в подготовке презентации.
Консультирование и индивидуальная работа по подготовке презентации и выступления. Консультирование по подготовке отчёта и публичной защиты исследования. Помощь и поддержка непосредственно перед защитой.
Подготовка отчёта. Подготовка презентации и выступления.
Отработка текста выступления. Презентация и защита результатов исследования. Презентация.
Выступление.
Оценка
результатов и процесса 1.Составить анкету. 2.Составить вопросы для организации рефлексии. 3.Оценить процесс и результат. Анкета. Вопросы для организации рефлексии. Предварительная консультация.
Методы рефлексии, анализа, самооценки, сравнения.
Организация рефлексии. Обработка результатов анкет и ответов на вопросы рефлексии. Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности.
Участие в анкетировании.
Обсуждение хода и полученных результатов работы.
Готовый продукт.
Цели и задачи для следующей работы.