Мастер-класс «АРТ-технология как способ воздействия на эмоциональную сферу учащихся».


Мастер-класс . Выполнила: Калугина Ю. В. «АРТ-технология как способ воздействия на эмоциональную сферу учащихся».

(Слад №1)
Вступительное слово
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей. 
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует ФГОС. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Проведение уроков с использованием арт-технологии –  это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт-технологии даёт возможность расширить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.


- Сегодня на мастер-классе хотелось бы показать использование инновационной арт-технологии для того, чтобы расширить Ваше представление о разнообразии форм , методов и приемов воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности.

( Слайд№2)Цель мастер-класса: показать на практике методы и приемы инновационной арт-технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал личности ребенка.
(Слайд №3) Задачи мастер-класса.
(Слайд №4)Одна из целей моей воспитательной работы: формирование сплоченного классного коллектива и укрепление взаимоотношений родителей и детей внутри семьи, привлекая их к сотрудничеству со школой.
Дефицит внимания к детям со стороны родителей, в силу их занятости, я определила как проблему, над которой необходимо работать в рамках семейного направления своей воспитательной работы.

(Слайд№5) На протяжении четырех лет проводилась совместно с социальным педагогом в начале учебного года контрольное анкетирование по изучению уровня взаимоотношений родителей и ребенка внутри семьи. На начало 1 учебного года 14% составляла «группа риска» учащихся (это дети, испытывающие недостаток родительского внимания), в начале 2-го года обучения показатель снизился и составил 11%, в 3 классе этот показатель оставался неизменным, 4 класс показал 10,2%.


(Слайд №6) В достижении воспитательной цели мне помогает использование инновационной арт-технологии.

Авторская программа Александра Ивановича Копытина включает базовую информацию по арт-терапии .Сейчас арт-терапия приобрела социально-педагогическое направление. Поэтому в педагогике уместно понятие «арт-терапия».


Арт-терапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
(Слайд№7)Выделяют методы арт-терапии:
рисуночную терапию, библиотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, танцевальную терапию и др. Одной из разновидностей арт-технологии является техника коллажирования

С помощью данных методов удается помочь детям перенести свои внутренние переживания и ощущения в пространство, зафиксировать их визуально, тактильно для дальнейшей работы с ними.

Остаются сложности в привлечении к участию в школьной жизни родителей некоторых детей «группы риска». Это связано с образом жизни их родителей, неактивной жизненной позицией. Но постепенно включая их в творческую деятельность, я заметила, что они стали активнее проявлять интерес к ней и выражать желание поучаствовать. Была перспектива получить в 4 классе лучшие результаты. И мы к ним пришли.

(Слайд №8) 2-этап. Представление системы работы.
На примере классного часа на тему: «Традиции моей семьи» в форме «семейной гостиной» хочу продемонстрировать вам активную форму работы и некоторые методы и приемы арт-технологии.

3-й этап. Имитационная игра.

Сегодня мы поговорим о семейных традициях. И попробуем ответить на вопрос: для чего нужно создавать семейные традиции?

- На классный час была приглашена 1 семья (4 человека). Остальные дети и их родители тоже участвовали.
Выбираю 4 человека.
(Слайд №9)1)- Вам задание: назвать 4 традиции вашей семьи и рассказать от лица мамы, папы, сына, дочери. (Но в классе дети и родители менялись ролями).
Здесь работает (Метод театрализации, прием беседа о традициях). Цель: увидеть себя со стороны, глазами других членов семьи, что способствует укреплению взаимоотношений внутри семьи.

Слайд 10)2) - Остальным детям задание: сделать рисунок. Создать образы, настроение, выбрать цвета вам поможет музыкальная композиция. Время ограничено 3 мин.
(Метод Рисуночная терапия, прием - рисование). Цель: создать образ дружной и крепкой семьи.

(Слайд №11)3)- А родителям раздаю отдельные фразы из стихотворения. Потренироваться в выразительном чтении вам поможет та же музыкальная композиция.
МЕТОД(Библиотерапия). Цель: придать смысловую окраску отдельным фразам стихотворения для его правильного эмоционального восприятия. ПРИЕМ- воздействие музыкальной композиции на эмоциональный фон для того, чтобы понять главную мысль литературного произведения по одной фразе. Данный прием – это мой скромный вклад в метод библиотерапии.
(Слайд№12) Пока звучит музыка, учитель раздает отрывки из стихотворения гостям мероприятия.
1) Когда музыка заканчивается, учитель идет в гости в семью с чайным сервизом.
- А теперь я иду к вам в гости на чаепитие. Расскажите о традициях в вашей семье.
- Какие традиции вы бы взяли себе?
- Ребята, а вы хотите, чтобы и наш класс был как одна большая дружная семья? (работают все дети)
-А давайте создадим традиции нашего класса! Предлагайте. Напишите их на листочках.
- А для чего мы создали традиции нашего класса? (Чтобы класс был дружным, чтобы понимали др. друга и была взаимовыручка).

(Слайд№13)2) Предлагаю создать коллективный коллаж на доске на тему: «Мы вместе. А это значит», листочки с традициями используйте в коллаже. Личные мысли – части коллажа. (Это тоже мой прием-новинка.)
Цель: визуальное представление счастливой, дружной, надежной семьи.

3) -А сейчас послушаем стихотворение. Вообразите палитру красок и выберите цвета для описания картины чувств, которые вызовет это стихотворение . (Читают гости мероприятия.)


1.Не жалейте время на детей,

2. Разглядите взрослых в них людей, 3.Перестаньте ссориться и злиться, 4.Попытайтесь с ними подружиться. 5.Постарайтесь их не упрекать, 6. Вовремя послушать и понять, 7. Обогрейте их своим теплом, 8. Крепостью для них пусть станет дом. 9. Научитесь детям доверять 10. Каждый шаг не нужно проверять, 11. Мнение и совет их уважайте, 12. Дети – мудрецы, не забывайте. 13. И всегда надейтесь на детей, 14. И любите их душою всей 15.Так, как невозможно описать.

16. Вам тогда детей не потерять!

Вопросы к гостям.
-Какие цвета использовали вы? А чтобы вы нарисовали этими красками? (семью).
4) - А вот что нарисовали остальные участники. (Демонстрация рисунков.)
- Так какую же роль играют традиции в семье?
(Чтобы семья была дружной, чтобы быть здоровыми, чтобы чаще вместе проводить свободное время, чтобы дорожить друг другом, чтобы лучше знать друг друга, чтобы не ссориться по пустякам, чтобы долго оставались в памяти родственники, ушедшие навсегда.)

(СЛАЙД 14-16)Благодаря использованию данной технологии, родители наших детей стали активными участниками творческо-воспитательного процесса.

4-й этап Моделирование.

- А какие приемы вы могли бы сейчас предложить?

5-й этап. Рефлексия.

(Слайд№17) Я считаю арт-технологию и ее методы универсальными для любого направления в воспитательной работе, в учебном процессе, урочной и внеурочной деятельности, потому что воспитание и личностный рост происходит не только через осознание, а главным образом через эмоциональное восприятие.
(Слайд №18)- Я надеюсь каждый из вас пополнил свою копилку педагогического опыта. Спасибо за внимание!












15