«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевкого муниципального района
Республики Татарстан
.
«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Выполнила учитель начальных классов:
Морозова Т.Н.
2015г.
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС НОО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
Важнейшей задачей современной системы образования является
требования к освоению обучающимися образовательной программы.
Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
В практике начальной школы широко используются следующие технологии деятельностного типа:
-технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон)
-технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова)
- технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы (О.Б.Логинова)
Что означает современный урок .
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
В основание новой технологии урока заложены 3 постулата
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. 
Проектирование современного урока.
Если обратиться к Большому Энциклопедическому словарю, то узнаем, что «Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок)».
Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки «открытия» нового знания; рефлексии;
общеметодологической направленности; развивающего контроля.
Урок современного типа
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Этапы современного урока.
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5 минут.
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
VII Включение нового знания и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.
Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.
Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
В технологической карте урока мы выделяем важные этапы урока:
Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.
Следующий шаг - построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.
Главное - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
Приведем пример технологической карты урока литературного чтения, спроектированного на основе технологий системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, технологий продуктивного чтения и проблемного диалога
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок.
Планируемые достижения
Предметные: Метапредметные: Личностные:
Знания:
- знать отличительные признаки бытовой сказки;
Умения:
- применять знания о жанровых особенностях народной сказки;
- читать правильно осознанно, выразительно;
- размышлять о поступках героев;
- делать выводы об идее (главной мысли) произведения;
- определять жанр произведения;
- различать жанровые разновидности сказок: о животных, волшебные, бытовые;
- группировать книги на выставке в соответствии с заданным условием. Познавательные (в т.ч. логические) УУД:
- использовать учебник и словарь в качестве источников информации,
-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,
- контролировать выполнение плана,
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя,
- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;
- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. - становление мотивационной основы учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование интереса к чтению, читательской компетенции.
Задачи: Ознакомление учащихся с жанром бытовой народной сказки, формирование умений выявлять особенности жанровых разновидностей народных сказок на примере русской народной сказки «Самое дорогое».
ЭТАПЫ УРОКА
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся ПР (формируемые УУД)
Мотивационно-ориентировочный этап
Создание мотивационной основы учебной деятельности
Учебная задача. Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг (навести порядок, помочь библиотекарю организовать выставку и т.п.).
На выставке представлено 8—10 книг. Это в основном знакомые детям народные сказки (о животных, волшебные), 2—3 другие книги (стихи для детей, авторская сказка, сборник малых жанров фольклора), а также бытовые сказки (в т.ч. сказка «Самое дорогое»). Детям предлагается найти книги, которые попали на выставку случайно, исключить лишние, аргументировать выбор. Ученики принимают предложенную учителем ситуацию, анализируют представленные на выставке книги по информации с обложек: ориентируются по названиям, автору, исключают лишние, аргументируют свое решение.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.
Коммуникативные УУД:
формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.
Когда на выставке остались только народные сказки, учитель предлагает вспомнить, какие разновидности народных сказок существуют (о животных, волшебные).
Для этого на верхнюю полку поставить только книги о животных, а на вторую – волшебные.
Группируют книги в соответствии с заданным условием, аргументируют свое решение.
Познавательные УУД: анализировать, группировать в соответствии с заданным условием.
Коммуникативные УУД:
формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.
Актуализация знаний.
Учитель предлагает вспомнить особенности сказок о животных. Это осуществляется в ходе проверки домашнего задания. Учитель предлагает прочитать индийскую сказку «Ссора птиц», определить, кто является героями сказки, основную мысль.
Учитель предлагает вспомнить и назвать особенности волшебных сказок, сравнить их с особенностями сказок о животных, вспомнить, какие волшебные предметы, фантастические существа в них встречаются, какие происходят чудеса.
Целесообразно основные признаки сказок о животных и волшебных сказок зафиксировать на доске. Выразительно читают сказку «Ссора птиц», отвечают на вопросы учителя, формулирую основную мысль, выделяют существенные признаки сказок о животных.
Ученики обобщают свои представления о волшебных сказках, называют их отличительные существенные признаки, в качестве аргументов приводят примеры из ранее прочитанных сказок.
Коммуникативные УУД:
формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.
Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения.
Познавательные УУД: выдвигать предположения
Создание проблемной ситуации
На третьей полке осталась одна книга со сказками (бытовыми), которая не попала ни в первую группу, ни во вторую. Дети читают ее название, учитель предлагает сделать предположение, о чем пойдет речь в сказке, кто будут ее герои? Задает вопросы, например: «О чем бы вы рассказали в сказке с таким названием?» или «Что для вас самое дорогое?»
Фиксация затруднения:
- Можем ли мы с уверенностью сказать, на какую полку нужно поместить эту книгу? (К какому виду относится эта сказка (о животных, волшебная или к другому виду)? Почему? Прогнозируют сюжет, героев по обложке книги.
Оценивают наличие необходимой для ответа на вопрос информации, выделяют пробелы.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Поисковый этап
Обучение планированию деятельности
Учитель задает ученикам вопросы: «Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?».
Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы.
В результате на доске могут быть записаны следующие этапы:
1. Прочитаем сказку «Самое дорогое», определим героев, их характер, последовательность событий, основную мысль.
2. С опорой на таблицу проверим, является ли эта сказка произведением о животных или волшебной сказкой.
3. При необходимости, определим основные черты нового вида сказок, запишем их в таблицу. Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают варианты решения проблемы.
Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра. Регулятивные УУД: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение
Практический этап (реализация плана)
Учитель организует следующую работу:
1. Первичное чтение сказки «Самое дорогое» (учителем или детьми). При чтении сказки детьми можно использовать приемы: чтение с остановками и антиципацию (Как вы думаете, как поступят герои? Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? Сравнение сделанных детьми предположений и концовки сказки).
2. Работа над сюжетом и характером героев может быть организована в процессе беседы и выборочного чтения. Анализ содержания направлен на выяснение идеи произведения. Учитель учит детей формулировать главную мысль. (Благодаря какому «чуду» герои живут хорошо и счастливо? Подберите пословицу к сказке. Какова основная мысль данной сказки? В чем проявляется мудрость и характер русского народа?).
3. Работа в группах. Учитель предлагает детям обсудить и с помощью таблицы определить, можно ли отнести прочитанную сказку к сказкам о животных или к волшебным сказкам).
Проверка выполнения задания осуществляется в ходе коллективной дискуссии: заслушиваются ответы, аргументы, учащиеся делают вывод о том, что данную сказку нельзя отнести ни к первой группе, ни ко второй.
4. Выделение особенностей новой сказки и коллективное заполнение таблицы осуществляется в ходе обобщающей беседы: главные герои – люди, описывается ситуация из жизни, могут встречаться волшебные предметы и существа, но герои выходят из трудной ситуации без их помощи, а благодаря своим качествам (трудолюбию, смекалке и др.).
Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что в сказке «Самое дорогое» дается описание случая из жизни людей. Предлагает подобрать синонимы слова «жизнь» (использовать при необходимости словари): повседневная жизнь, уклад, быт.
Учитель предлагает назвать новую группу сказок, опираясь на подобранные синонимы. В таблицу записывается название – бытовые. Читают или слушают сказку, прогнозируют концовку, отвечают на вопросы.
Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа.
Формулируют с помощью учителя основную мысль сказки.
Выделяют существенные признаки прочитанной сказки, сравнивают с информацией таблицы, выявляют сходства и отличия прочитанной сказки от признаков сказок, указанных в таблице, делают выводы.
Формулируют устные высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод
Делают выводы, формулируют ответы на основе проведенных наблюдений, коллективно заполняют таблицу.
Подбирают синонимы, работают со словарем.
Предлагают свои варианты названия. Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.
Познавательные УУД:
Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре.
выдвигать предположения
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель организует рефлексию, например, в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока.
Рефлексия относительно достижения результата – разрешения проблемы:
На какую полку мы поставим последнюю книгу? (Можем оставить ее на третьей полке). Как называется третья группа сказок? Каковы ее особенности?
Рефлексия относительно способов учебной деятельности:
Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого?
Рефлексия относительно мотивов деятельности:
Понравилась ли вам прочитанная на уроке сказка? Чему она нас учит?
Вы можете продолжить работу дома и выполнить одно из заданий по выбору:
- прочитать сказку выразительно по ролям, передавая характер героев;
- пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры);
- найти и прочитать другую бытовую сказку, где главными героями также будут старик и старуха. Предлагают свои варианты решения проблемы.
Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы.
Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились.
Характеризуют полученные впечатления в ходе чтения, формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям.
Планируют дальнейшую работу со сказкой исходя из личных предпочтений к различным видам творческой деятельности. Регулятивные УУД:
оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.
Таким образом, вместо распространенного в массовой практике составления конспекта урока, представляющего собой набор различных форм работы и заданий, «навязанных» ребенку учителем, проектирование технологической карты урока на основе ЛООС представляет собой четкую структуру планирования взаимодействия учителя и детей на уроке, в рамках которой каждый учащийся:
- может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную задачу, осознать свою роль в ее решении;
- будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности;
- получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
- научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Все это в совокупности позволит учителю решать на уроке центральную задачу ФГОС – формирование самостоятельной учебной деятельности.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны
Литература
Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта / Начальная школа плюс До и После. – 2014, № 6. – с. 5 – 12.
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1988.