Конспект. Ель, сосна и другие хвойные растения


Тема: Сосна, ель и другие хвойные деревья.
Цель урока: научить учиться различать хвойные деревья.
Задачи:
1. Способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками хвойных деревьев.2. Создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение, закрепить умение работать с таблицами.3. Способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края.
Тип: комбинированный.
Вид: занятие-исследование.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: - Сегодня прекрасный зимний день. Надеюсь, настроение у всех отличное и оно останется таким до конца нашего занятия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Объявление целей, плана занятия.
– Сегодня у нас необычный урок. Вы все станете исследователями. Кого называют исследователями? (того, кто исследует, изучает объект и делает открытие). Показ презентации.
Слайд 1.
- Посмотрите дети на эти картинки.
- Как одним словом назвать эти растения? (деревья)
- Вспомните, какие части есть у всех деревьев?( ствол, ветки, корень, цветок или плод с семенами.)
- Покажите части дерева.
- По какому признаку можно разделить деревья на две группы?
- Чем могут отличаться эти деревья друг от друга? ( У лиственных деревьев - листья, а у хвойных – хвоя.)
- Какие деревья называются хвойными?
-Хвойными называются те деревья, у которых листья имеют форму игл.
- Почему хвойные деревья получили такое название?
- Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя».
- Что такое хвоя?
- Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев?
- Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.
- Назовите самые распространённые виды хвойных деревьев.
- Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
3. Актуализация знаний. Объявление темы занятия.
Тема нашего занятия «Ель и сосна и другие хвойные деревья».
- Сегодня мы должны узнать и запомнить, чем похожи и чем они различаются, будем наблюдать, сравнивать, играть, работать в группах, отгадывать и загадывать загадки, разыграем небольшую сказку.
Слайд 3.
- Посмотрите на картинку. Как называется это дерево?
- Ель.
- Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый, ельник.
- Посмотрите на картинку. Как называется это дерево?
- Сосна. Как называется лес, в котором растут только сосновые деревья?
- Сосновый.
4. Постановка проблемы и “открытие” нового знания.
– Как вы считаете, все ли хвойные деревья зимой и летом одним цветом? (да, нет).
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю отправиться на экскурсию в природу, понаблюдать за хвойными деревьями.
- Где лучше всего это можно сделать?
- Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер и т.д. ) Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес.
Слайд 4.
5. Просмотр видеосюжета. Шишкина школа «Хвойные деревья».
Слайд 5.
- Какие деревья вы увидели в лесу?
- Как называются эти деревья?
– Что помогала нам показать такая музыка? (Мощь деревьев, их величие, гигантские размеры).
– Что вас удивило во время экскурсии? (Хвойное дерево огромных размеров).
– А кто желает узнать про хвойное дерево под названием секвойя? Тогда предлагаю послушать мой рассказ и ответить на вопрос «почему это дерево называется секвойя».
Слайд 6.
6., Просмотром видеоролика. Америка. Штат Калифорния, Национальный парк Секвойя. Рассказ педагога.
Секвойя  род  древесных растений семейства Кипарисовые. Отдельные экземпляры секвойи достигают высоты более 110 м — это одни из самых высоких деревьев на Земле. Максимальный возраст — около двух тысяч лет. Название роду было дано в честь Секвойи Джорджа Гесса  — вождя индейского племени. Лечебных свойств у секвойи не меньше, чем у сосны и пихты. Эфирные масла секвойи используют для очищения воздуха и ароматизации помещения, они благотворно влияют на дыхательные органы человека. Растут секвойи только в экологически чистых местах. Дерево не подвержено атакам вредителей, гнили и болезням. Срок продолжительности жизни секвойи около 6000 лет. Эти исполинские растения пришли к нам со времён динозавров. Из-за хищнического отношения к ним человека на Земле осталось около 500 экземпляров. Все растения находятся под строжайшей охраной и представляют собой памятники природы.
Проверка:
– Что вы узнали? Почему это дерево назвали «секвойя»? Какой срок продолжительности жизни секвойи? Что используют в лечебных целях? Чем особым поражает это дерево?
7. Сравнение деревьев сосны и ели.
Слайд 7 - 14. Хвойная викторина.
Вопрос: Какого размера хвоинки ели и сосны и как они расположены?
Ответ: У ели хвоинки короткие, расположены одиночно, а у сосны длинные и узкие, располагаются парами.
Вопрос: Какие шишки по размеру и цвету у ели и сосны?
Ответ: У ели шишки большие ярко-красным окрасом и размером с лесной орех, а у сосны маленькие светло-желтые шишечки, размером с вишневую косточку.
Вопрос: Какая страна считается исторической родиной рождественской, а потом и новогодней ёлки?
Ответ: Германия.
Вопрос: Как растут ветки у ели и сосны?
Ответ: У сосны ветки во все стороны растут, а у елки - вверх.
Вопрос: Какие по толщине стволы у сосны и ели?
Ответ: У сосны ствол толще он гладкий, внизу нет веток и не растут иголки. У елки ветки растут до самого низа.
Вопрос: Какой цвет коры у сосны и ели?
Ответ: Цвет коры у сосны светлее, у ели намного темнее.
Вопрос: Подумайте, почему у сосен ветки растут всегда в верхней части ствола, а у елей – до самого низа?
Ответ: Сосна любит солнышко. А елочка нет.
Вопрос: Как расположены и растут иголки на ветке у сосны и ели?
Ответ: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки. Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.
Вопрос: Какой формы еловая и сосновая шишки?
Ответ: Шишка еловая овальной формы, сосновая – круглой.Этого нет в презентацииВопрос: Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом?
Ответ: Ель живёт 300-400 лет. Ёлочки-долгожители могут жить до 500 лет
Вопрос: Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель нет. Почему?
Ответ: У сосны корни уходят глубоко в почву, а у ели они расположены близко к поверхности.)Вопрос: В каком лесу темнее – в еловом или сосновом ?
Ответ: (В еловом.)
Вопрос: Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет?
Ответ: (Сосна – светолюбивое растение.)
Вопрос: Процитируйте две первые строчки, известные абсолютно всем. («В лесу родилась ёлочка...»)
Ответ: В лесу родилась елочка,В лесу она росла,Зимой и летом стройная,Зеленая была.
8. Углубление и расширение знаний обучающихся.
Слайд 15.
– Ребята, обратите внимание на многообразие хвойных растений, представленных в презентации – сосна сибирская или кедровая, пихта, ель, кедр, секвойя. А чем отличаются эти деревья друг от друга, вы можете спросить у своих родителей, найдете ответы в книгах. Обращаю ваше внимание на то, что вы можете посетить библиотеку, узнать там дополнительную информацию. Прочитав эти книги, вы также сможете узнать, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.
9. Работа в группах.
1 группа. Отгадать загадки.
Я модница такая, Что всем на удивление! Люблю я бусы, блёстки, Любые украшения. Но на мою, поверьте, Великую беду Наряд мне одевают Всего лишь раз в году! 
(Ель)
Как мачты корабельныеНад лесом поднялисьСтоят стволы смолистые И смотрят сверху внизЗелёные короны Ни  перед кем не снимут,И лишь на небе облакаИх ласково обнимут
(Сосна)
Ему немало сотен лет.В тулуп зеленый он одет.Хотя в глухой тайге растет,Ему всегда большой почет.Ведь и для взрослых, для ребятОн очень шишками богат.А в шишках, что ни говори,Орешки вкусные внутри.
(Кедр)
У маленькой ёлки
Колкие иголки.
Шарики синие,
Словно в инее.
(Можжевельник)
Есть у родственницы ёлки
Не колючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Среди небесного покоя —стволы-гиганты, шишки, хвоя…Тысячелетьями тянуласьты в небо синее, ………! (Секвойя)В горах Америки твой дом —какой большой обзор кругом!
(Секвойя)
Это елочек наших собрат,Всё же он виден в еловой толпе:Хвоя светлее, да ствол красноват.
Прячусь я в чаще от зимних ветров,И провожу по полгода во сне,шишечки-ягоды редко на мне.
Хвоя моя ядовита, друзья,Так что жевать эту хвою нельзя.Мякоть моих шишкоягод едят,но семена в этих ягодах — яд.
(Тис ягодный)
Деревья все перед зимой Расстались со своей листвой. А вот она всё зеленеет - Менять наряд свой не умеет.
(Пихта)
2 группа. Составить и разыграть сказку «Жила-была ёлочка».
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Вот так и жилось бы ёлочке дружно, весело, но каждый раз, когда приближалась зима, ёлочка начинала дрожать. И дрожала она не от холода, а от страха. Потому что ежегодно перед новогодним праздником приходил к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
- Как вы думаете, каким образом можно ли предотвратить ежегодное истребление ёлочки? Наряжать искусственную ёлку.
10. Итог урока.
– Вот и закончилась на сегодняшнее занятие. Какие открытия вы сегодня сделали? Посовещайтесь и скажите, что узнали такого, чего еще не знали? Захотелось ли еще узнать что – то удивительное про хвойные растения?
11. Рефлексия.
Мы сегодня с вами тоже нарядим искусственную елку. Понравилось ли вам занятие? Посмотрите, какое количество смайликов вы набрали. Если у вас 5 и более смайликов, то возьмите улыбающегося смайлика, если есть от 1 до 4 смайликов, то возьмите серьёзного смайлика, а если нет ни одного, то возьмите грустного смайлика. Всем спасибо за хорошее настроение!
Все молодцы.
Литература
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.
Н. Ю. Васильева. Растения России: Начальная школа. Москва, «ВАКО», 2011г.
http://animalworld.com.ua/news/Rastenija_ne_tak_uzh_prosty_i_bezobidnyhttp://aerialcrystal.wordpress.com/2009/12/14/елки-сосны-новый-год/http://www.ua.all.biz/buy/goods/?group=1066825&page=2http://www.satoc.ru/notes_foto_el7.phphttp://klarinia.info/page/32/http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&noreask=1&lr=21&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0&rpt=image&ed=1http://www.sunhome.ru/wallpapers/2308http://www.mobus.com/nikolaev/163054.htmlhttp://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/derevya.htmlhttp://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/zagadki-o-derevjah-dlja-detei-s-otvetami.htmlhttp://playroom.ru/stihi-i-zagadki-pro-derevya