Урок для 4 класса Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон Ель


Литературное чтение 4 класс, система Л.В. ЗанковаТема урока: Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон «Ель»
Цель: формирование умения использовать простейшие приёмы анализа текста
Планируемые результаты:
Предметные: научатся делить произведение на части и составлять картинный план, понимать текст на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора; выборочно пересказывать текст, составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану; соотнесение результата с целью и оценивания его.
Познавательные: формировать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, соотносить иллюстрации с содержанием текста; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать собственное чтение.
Личностные: формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание педагогического взаимодействия Формирование УУД
Деятельность учителя Деятельность учеников I. Актуализация знаний.
Этап мотивации самоопределения к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи
Проверка домашнего задания. Работа с учебником
Слайды 1,2,3,4
Работа с иллюстрациями, которые дети приготовили дома.
Д.з.
Организует беседу, выявляющую тему предстоящего урока
1) Звучит музыка. М. Мусоргский «Картинки с выставки» «Гном»
- Ваше впечатление, ассоциации по поводу прослушанной музыки.
- Кто такие – гномы?
2) Макар прочитает вам стихотворение. От имени какого героя прозвучало стихотворение?
- Кто такие тролли?
- На доске портреты писателей. Что общего? Разделите на две группы. Кто лишний?
Биография Туве Янссон. (Приложение)
- Продолжим знакомство с жителями страны Муми Дола. Наша задача провести исследование произведения Т. Янссон «Ель» и выяснить какими человеческими чертами характера наделены тролли.
- Определите задачу для себя.
- С. 158, прочитать второй абзац снизу.
- Как тролли готовятся к зиме мы узнаем из предисловия к сказке «Шляпа Волшебника»
Инсценирование
- Какими вы представили троллей?
Совместно с учениками организует выставку детских иллюстраций.
- На иллюстрациях, изображая троллей, вы показали своё отношение к героям сказки, раскрыв характер героя.
- Вспомним содержание сказки «Ель».
- Опишите, как шаг за шагом муми-семья открывает для себя тайну Рождества и то, что нужно, «чтобы справиться» с ним. (С.170, 4 вопрос)
- Прочитайте подписи к иллюстрациям.
- У нас получился картинный план текста. Дома подготовьте краткий пересказ сказки.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
(маленькие волшебные человечки)
(Муми - тролля)
_Это писатели, которые сочиняли сказки. Русские писатели и зарубежные. Лишний портрет в этом ряду Т.Янссон, у неё герой сказки придуманный, фантастический. У остальных герои – в образе людей, наделённых волшебной силой.
Быть внимательным на уроке. Активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы учителя. Научиться давать характеристики персонажам сказки и т.д.
Участие в инсценировании сказки (6 человек)
Любознательны, добрые, любят друг друга и заботятся обо всех членах семьи, готовятся к зиме серьёзно и обстоятельно.
Зачитывают подписи о проиллюстрированном сюжете, демонстрация своих рисунков. Работа с текстом
Роль желтых варежек и «застенчивого малыша» Вопросы учебника – с.170-171 Коммуникативные: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией одноклассников.
II Физминутка. III Открытие новых знаний.
Работа в парах
Слайд 6
Слайд 7 Организует деление класса на пары для обмена мнениями и уточнения содержания частей, составления характеристики героев сказки. Регулирует работу пар, по мере необходимости помогает в выполнении заданий
Наша задача провести исследование произведения Т. Янссон «Ель» и выяснить какими человеческими чертами характера наделены тролли.
- У вас на столе лежит карточка, 1 на двоих, работаем в паре. Выделите слова, которые раскрывают характер героев сказки. 1 ряд – Муми-тролль, 2 ряд – Муми-мама, 3ряд – Муми-папа.
Организует обсуждение характеров героев сказочной повести.– Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства героев (что хорошо и что плохо).
Совместно с учениками составление плана рассказа , записывается на доске.
Внешний вид.
Обычаи, нравы и привычки.
Черты характера.
Ставит цель на выявление черт характеров героев с подтверждением из текста сказки, роли и значения каждого из персонажей.Регулирует работу в паре.  
В парах ведётся работа по составлению характеристики героев. Согласовывают в парах усилия по решению учебной задачи. Озвучивают ответы, заслушивается  сообщение об одном герое, о его личностных качествах. Осуществляют взаимоконтроль выполнения заданий.
 Выступление учащихся. Дать характеристику героя сказки по плану.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать речь других.
 
Коммуникативные УУД: согласовывать  усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения одноклассников.
 
Регулятивные УУД: 
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебника.
Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметные умения: 
учиться работать в паре, выполнять различные роли; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Познавательные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте. Личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предметные результаты: относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
Предметные умения: составлять устный рассказ о герое.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: строить высказывания, понятные для партнёров, понимать на слух ответы одноклассников.
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
IVПрименение знаний Обобщение. Слайды
Читаем характеристику героев сказки и отгадываем этого героя. Ответы подтверждает следующий слайд. Самопроверка Ученики делают выводы, какие отрицательные качества осуждает автор в своих героях.Рассказывают о понравившемся герое.Участвуют в беседе по обсуждению характеров героев
Коммуникативные УУД: согласовывать  усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения одноклассников.
Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимо контроль; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
V Итог урока. Рефлексия
Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле сказочной повести.
-Так, что же оказалось самым главным в свершившемся Рождестве? Долина, в которой обитают Муми-тролли и их друзья – сказочный уголок, остров детства. Героев Туве Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры. Дети и взрослые совершают великое путешествие в неведомое.
– Какие впечатления остались у вас после чтения сказки? Что вы чувствуете?Организовывает оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.- Оцените свою работу на уроке, выполнили ли вы те задачи, которые перед собой ставили.
Организует обсуждение и запись домашнего задания Ученики высказывают свои предположения. 
 
Высказывают свои мнения.
Все чудеса совершаются на Рождество. Семья мумии – троллей, неожиданно проснувшись среди зимы, смогла снова собраться вместе, дружно совершить подготовку к празднику, порадоваться и позаботиться о своих любимых детях и родителях и о других обитателях долины. Недаром для людей праздник Рождества является семейным праздником
Герои сказки добрые, дружные, отзывчивые, весёлые. Туве Янссон зачастую помогает нам понять что-то очень важное… 
Самооценка Коммуникативные: умение работать в паре.Предметные результаты: относить произведение к одному из жанров.Личностные результаты:развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные
анализировать и оценивать собственную  деятельность, самооценка.Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя
Приложение 1
Биография Туве Янссон
Туве Янссон, самая известная финская писательницы. Несмотря на то, что она сама считала себя больше художницей, всемирную славу ей принесли волшебные истории о Муми-троллях. Эта чудесная книжная серия в 1950-1960 годах расходилась многомиллионными тиражами и была издана по всему миру. Одну только книгу «Шляпа волшебника» перевели на 34 языка. Благодаря, полученным гонорарам от Муми-троллей, писательница даже смогла купить себе остров Кловхарун в Финском заливе, где она частенько пряталась от журналистов и надоедливых фанатов её историй.
В 1963 году Туве Янссон получила государственную финскую премию, а в 1966-м ее признает остальной мир, вручив Золотую медаль Ганса Христиана Андерсена. В чём же секрет необыкновенной популярности Муми-героев? Возможно, в их непосредственности, искренности, оптимизме, чувстве юмора, чудачествах, а также глубине переживаемых чувств Всех этих милых персонажей знают и любят не только дети, но и взрослые во многих странах мира. Ну, а живут Муми-тролли, конечно, в Финляндии неподалеку от города Наантали в Муми-world. Сегодня Муми-world – это один из лучших тематических парков для детей во всем мире. Уже в 2005 году The British Independent Newspaper включила «Страну Муми-Троллей» в Наантали в список 10 лучших детских тематических парков мира.
Здесь, на архипелаге Турку, на своем собственном острове и располагается весь сказочный мир. Вы повстречаетесь с живыми героями хорошо известных вам книг и увидите многие из тех мест, о которых вы читали в сказках о Муми-троллях. Посетите голубой Муми-дом, заберитесь на Муми-чердак, спуститесь в Муми-подвал, где хранится варенье. А рядом вы найдете домик Хемуля и ботик Муми-папы.
Приложение 2
Определите характер Муми-папыИскренний, добрый, отзывчивый, любит своих родителей и приключения, очень заботливая и нежная тролля, смелый и отчаянный, смешной, веселый, изобретательный бегемотик, проказник и шалун, как все малыши. великодушен всегда галантен и изысканно вежлив, добра, радушна, гостеприимна и вечно хлопочет по дому, похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен, волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое её новые гости. Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву...
Определите характер Муми-мамыИскренний, добрый, отзывчивый, любит своих родителей и приключения,очень заботливая и нежная тролля, смелый и отчаянный, смешной, веселый, изобретательный бегемотик, проказник и шалун, как все малыши, великодушен всегда галантен и изысканно вежлив, добра, радушна, гостеприимна и вечно хлопочет по дому, похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен, волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое её новые гости. Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву...
Определите характер Муми-тролляИскренний, добрый, отзывчивый, любит своих родителей и приключения, очень заботливая и нежная тролля, смелый и отчаянный смешной, веселый, изобретательный бегемотик, проказник и шалун, как все малыши, великодушен ,всегда галантен и изысканно вежлив, добра, радушна, гостеприимна и вечно хлопочет по дому, похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен, волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое её новые гости. Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву...
Муми-Тролль похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен,великодушен, искренний, добрый, отзывчивый любит своих родителей и приключения. Ужасно трогательный, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...
Муми-Мама очень заботливая и нежная тролля. как все мамы, добра, радушна, гостеприимна и вечно хлопочет по дому, Волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое её новые гости. Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву...
Муми-Папа смелый и отчаянный, всегда спокоен, любознателен
галантен и изысканно вежлив, он курит трубку, читает газеты и пишет мемуары,
Приложение 3
Правила работы в группе
Выслушай точку зрения каждого;
говори спокойно и ясно;
говори только по делу.
Планрассказа о персонаже
Внешний вид
Обычаи, нравы и привычки
Черты характера
Приложение 4
Рефлексия. Продолжи предложения
1. Я научился…
2. Я понял…
3. Теперь я могу…
4. Было трудно…
5. Было интересно…
6. Сегодня я узнал…