«Спи, дитя моё, усни!» (урок внеклассного чтения по колыбельным песням русских поэтов в 5-м классе)


«Спи, дитя моё, усни!»
(урок внеклассного чтения по колыбельным песням русских поэтов в 5-м классе)
Прикосновение к фольклору, погружение в его чистые ключи всегда благотворно и живительно как для взрослого, так и для маленького человека. Ведь создавался он веками, время очищало его от проходного, невыразительного, оставляя только прозрачное, светлое, доброе, несущее свет, память, традицию. А традиция – великая сила, поддерживающая и укрепляющая нацию; она помогает народу ощущать себя через сотни поколений единым целым, любить родную землю, лелеять свой язык. Поэтому все школьные программы обязательно включают в себя знакомство с фольклором на разных возрастных этапах. Хорошо бы ещё это знакомство дополнять обращением к произведениям тех поэтов и писателей, которые продолжают традиции устного народного творчества и на их основе создают литературные шедевры. Мы найдём их и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Некрасова, и у Есенина, и у А. Толстого, и у многих других.
Хочу предложить вашему вниманию урок внеклассного чтения в 5-м классе, посвящённый колыбельным песням русских поэтов. На предыдущем уроке ребята познакомились с народными колыбельными, их особенностями и композицией, теперь будет интересно узнать авторские колыбельные. Для анализа берутся «Колыбельные» Аполлона Майкова и Александра Блока и «Вечерний хоровод» Саши Чёрного.
Прежде чем приступить к их анализу, повторим с пятиклассниками особенности этого фольклорного жанра: вспомним о его назначении, содержании, ритме, персонажах, используемой лексике. Скажем, что народные колыбельные песни вдохновили многих русских поэтов на создание собственных стихотворений в жанре колыбельных. А затем прочитаем стихотворение Аполлона Майкова:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"
Спросим пятиклассников:
На что больше похожа эта колыбельная песня? Что она напоминает? Почему?
Ребята не сразу находят ответ: они не различают ещё типы высказываний и литературные жанры и потому говорят о монологах, диалогах, и лишь потом с радостью догадываются: песня напоминает сказку! В ней есть сюжет: мама позвала в няньки к малышу «солнце, ветер и орла», но только ветер не покинул ребёнка и три ночи укачивал его, за что потом подвергся строгому допросу собственной матери. Ветер – персонаж говорящий, что тоже свойственно
сказке.
Как вы думаете, почему мать пригласила в няньки именно «солнце, ветер и орла»?
Солнышко ласковое, - говорят дети, - оно обогреет ребёнка, погладит по щёчкам; орёл защитит его от опасности, а может, своими мощными крыльями прикроет колыбельку, оберегая от назойливых насекомых; ветер будет тихонько покачивать колыбель.
Кто же оказался самой лучшей нянькой? Почему вы так считаете?
Опишите, каким вы видите ветра. Нарисуйте его портрет.
Самой лучшей нянькой оказался ветер, потому что не улетел домой, как орёл, не ушёл спать, как солнце: он неусыпно «дитя оберегал» и качал «колыбелочку».
Дети интересно описывают ветер: некоторым он кажется похожим на дедушку с длинной седой бородой, которая серебристыми кольцами овевает колыбель; другие видят его кудрявым мальчишкой с румяными щеками, за которыми ветер держит тёплый мягкий воздух и периодически выдувает его на спящего младенца; кто-то рисует ветер, сидящим на пушистом белом облачке, с которого он спускает невидимые лёгкие паутинки, зацепляет их за кольца люлечки и потихоньку то тянет к себе, то отпускает – вот и качается люлечка, и малыш сладко спит.
Найдите в стихотворении слова, взятые из народной речи. (Учащиеся называют слова и выражения : «колыбелочка», «Али звёзды воевал?», «Али волны всё гонял?»). В сочетании с литературным языком они создают тихое лирическое настроение, которое поддерживается и ритмом стихотворения.
Как вы думаете, заснёт ли дитя под такую песню? Почему? (Дети отвечают утвердительно: ведь песня нежная, добрая, красивая.)
Попробуем спеть это стихотворение как колыбельную песню.
Можно попытаться спеть хором, если класс не очень шумный, а можно
предложить это сделать желающим. Дети встречают предложение с энтузиазмом и поют охотно, получается у них трогательно хорошо.
А теперь, когда мы спели стихотворение, опираясь на знакомые мелодии колыбельных песен, послушаем, как положил его на музыку композитор П.И.Чайковский. (Включается запись.)
Дети слушают внимательно. Я даже удивляюсь, потому что привыкла, что пятиклашки поначалу больше жестикулируют и кривляются под музыку, чем слушают. Но эту песню они принимают с открытым сердцем – может быть, потому, что сами только что пели.
Когда спрашиваю, понравилась ли песня, дружно отвечают: «Да!» А потом объясняют, почему: она плавная, кажется, что музыка несёт колыбель на воздушных волнах, очень им нравятся переходы между куплетами и сама мелодия – нежная и спокойная.
Видите, как поэт и композитор, опираясь на народное творчество, сумели создать замечательную колыбельную песню, обогатив её своим талантом и в то же время сохранив народные традиции.
А теперь познакомимся с ещё одной колыбельной песней, которую написал поэт Александр Блок.
Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:
"Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.
Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.
Встречу брата и пойду,
Спрячусь в Божием саду,
А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.
Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,
Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…
Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…"
Кто же герои этой колыбельной песни? (Конечно, дети, для которых предназначена песня, и Луна и Солнце).
Откуда приходят к детям Луна и Солнце?
«С неба!» - торопятся ответить ученики. Конечно, с неба, но в стихотворении указывается ещё более точный «адрес» брата и сестры.
Назовите его. («Божий сад»).
А что же это за «Божий сад» на небе? И какой он?
«Это рай! - догадываются дети. – Там очень красиво: много цветов, птиц,
больших деревьев, ручейков…Там всем хорошо и тепло».
Да, вот из какой красоты приходят к детям Солнце и Луна…И Солнцу и Луне очень хорошо в «Божием саду», но Господь их посылает на землю, к людям, чтобы подарить им свет и тепло. А на земле свой мир… Попробуйте доказать, что и земной мир по-своему красив. Найдите в стихотворении строчки, где он описывается.
Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят…
Мы видим засыпающую мирным сном землю, её окропляет «Божия роса», освещают звёздочки, и тихонько разговаривают речки… Хорошо!.. А в окна заглядывает Луна. Какой она вам видится? На кого она, может быть, похожа?
Луна кажется детям похожей на маму или бабушку ( у неё сарафан «в серебре»), она румяная, тёплая, ласковая. Заглядывает в окошко, покачивает головой, повязанной цветным платком, и баюкает детей.
Перечитаем её колыбельную. Что она сулит детям?
Она обещает им новый прекрасный день, когда их разбудит брат Луны – Солнце, и они отправятся гулять. А потом «под вечер брат уснёт», и на смену ему снова придёт сестра, чтобы баюкать детей.
Какие слова помогают убаюкивать ребёнка в этой песне? ( «Спят луга, спят леса…»,«Спите, спите, поздний час…», «Спите, спите, спать пора»).
А ещё Луна обещает детям «тихую», «сонную» сказку. Как вам кажется,
какой должна быть сонная сказка?
Вероятно, она должна быть неторопливой, по-своему монотонной, без особых приключений – ведь она должна усыпить детей. Попробуем вместе рассказать такую «сонную сказку» маленьким детям и постараемся придать ей мерный, «колыбельный» ритм. Я буду начинать, а вы будете добавлять слово в конец строки:
Шёл по лесу мужичок,
Нёс в лукошке… (пирожок).
Сел у речки на… (пенёк),
Вынул лакомый…(кусок).
Вдруг зайчонок прыг да…(скок):
«Дай, дружочек… (пирожок),
А то выскочит… (волчок),
Унесёт тебя в… (лесок)
И упрячет под… (кусток).
Закрывай скорей…( роток),
Отдавай свой … (пирожок)
И ложися на… (бочок),
А под щёку…(кулачок).
Спи до утра, мужичок!»
У ребят эта совместная «сонная сказка» вызывает радость: они просто с упоением её сказывают. В ней закрепляются обороты народной речи, ритм колыбельной, развиваются творческие задатки детей.
И завершим мы знакомство с поэтическими колыбельными стихотворением
Саши Чёрного. Его читает учитель.
Вечерний хоровод
Добрый вечер, сад-сад!
Все березы спят-спят,
И мы скоро спать пойдем,
Только песенку споем.
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки…
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелёненьких жучков!
До свиданья, сад-сад!
Все берёзки спят-спят…
Детям тоже спать пора -
До утра!
Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
Стихотворение очень нравится детям своей занимательностью, повторяющимися словами, которые они сравнивают с тихим звоном
маленьких колокольчиков, нравится тем, как разделяются сны мальчиков и девочек.
Как вам кажется, почему стихотворение называется «Вечерний хоровод»?
Наверно, потому, что колыбельная песня поётся в саду, среди дремлющих и спящих деревьев, которые шелестят листвой, навевая необыкновенные сны. Кажется, деревья ведут тихий хоровод вокруг матери и детей, уводя их в сказочную страну…
Какую роль играет в песне сад?
Сад, будто волшебное сонное царство, в котором всё спит, только огоньки светлячков указывают тропинки, и всем, кто попадает в этот сад, тоже хочется спать. Шелест листвы наполняет воздух, он сплетается со стрекотанием кузнечиков…От сада веет сказкой и тайной. Сад выполняет здесь роль нянюшки или мамушки, потому что он убаюкивает и дарит сны.
Какие сны он обещает девочкам и мальчикам? Почему они разные?
Мальчикам обещается забавный сон про слона, который увидел во сне, как его разорвал « в клочки» мышонок. Девочкам сулят прекрасный сад, «полный красненьких цветов и зелёненьких жучков». Сны разные, потому что и природа мальчиков и девочек разная (вспомните детскую песенку «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?»): мальчикам хочется действий, приключений, чего-то смешного, а девочки более поэтичны, спокойны, любят цветы.
Каким образом создаётся ритм стихотворения-песни?
Ритм создаётся двойными повторами слов в каждой строфе: «сад-сад», «спят-
спят», «слон-слон», «сон-сон», «дин-дон». Он созвучен качанию колыбели, или укачиванию младенца на руках.
Давайте попробуем прочитать это стихотворение хором. Первое и
последнее четверостишие будем читать все вместе, второе будут читать только мальчики, третье – девочки. Представим, что на руках у нас братишка или сестричка, мы их покачиваем, поглаживаем и читаем, наша задача – убаюкать малышей. Постараемся читать медленно, нараспев, выразительно.
Чтение хором напоминает детям начальную школу, и они с огромным удовольствием выполняют это задание. Кроме того, оно помогает охватить
сразу всех детей. По привычке младших классов им всем непременно хочется почитать, но время не позволяет выслушать всех по отдельности, тем более им скоро надоест слушать одно и то же, и внимание рассеется, а так каждый ребёнок имеет возможность произнести стихотворение вслух. Читая, они непроизвольно перевоплощаются в старших братьев и сестёр, покачиваются в такт песне, и глаза у них при этом очень чистые и добрые.
Ну вот и прочитаны три колыбельные русских поэтов. Какая из них вам понравилась больше других? Почему?
Детям нравятся все три, в каждой они находят что-то привлекательное для себя, но, пожалуй, больше других они выделяют «Вечерний хоровод» Саши Чёрного. Им нравится его оригинальный ритм, в котором ощутимо качание ребёнка и обволакивающий сон. А может быть, им просто понравилось читать стихотворение хором…
Какая из колыбельных кажется вам ближе всего к народным? Обоснуйте.
Здесь пятиклассники единодушно называют стихотворение Майкова, говоря, что оно похоже на сказку, что в нём слышится народная речь, есть характерные «баюкательные» слова. А ещё говорят, что его легко петь.
Мы расстаёмся с жанром колыбельных песен, но не навсегда. Всем вам обязательно предстоит стать мамами и папами, и вы, конечно, будете петь своим детям колыбельные песни, а потом и внукам – детям ваших детей. Так и не прервётся связь поколений через десятилетия и столетия. И может, спустя
сотни лет кто-то, склоняясь над ребёнком, будет петь:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит во лесок …
А кто-то – читать поэтические колыбельные наших поэтов, которые со временем тоже могут приобрести статус народных и стать песнями…