рекомендации родителям детей, страдающих заиканием


Общие педагогические правила для родителей ребенка, страдающего заиканием
Доброжелательно относитесь к ребенку.
Добивайтесь, чтобы требования к ребенку всех окружающих взрослых были одинаковы.
Помогайте ребенку вести правильный образ жизни, регулярно чередуя занятия и отдых.
Особое внимание уделяйте прогулкам на свежем воздухе, своевременному сну и полноценному питанию.
Следите, чтобы ребенок больше читал вслух и тщательно готовил устные уроки.
Научите ребенка следующим правилам речи:
Прежде чем начать говорить, обдумай то, что ты хочешь сказать.
Перед началом фразы сделай вдох и сразу начинай говорить на плавном выдохе.
Координируй вдох, подачу голоса и артикуляцию. Эти три компонента речи должны быть строго согласованны.
Пользуйся длинным выдохом.
Гласные звуки произноси четко, выделяя ударный звук в слове.
Согласные звуки произноси без напряжения, легко и свободно.
Не говори очень громко.
Говори мягко, на «теплом» выдохе.
Первое слово фразы говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
Длинные предложения дели на смысловые отрезки, строго соблюдая паузы между ними.
Все слова в отрезке фразы произноси слитно, плавно.
Говори неторопливо, ритмично.
Не допускай «уловок» (замен слов, лишних слов).
Держись с достоинством. Во время речи будь уверенным, спокойным, свободным.
Важное значение имеет подбор текстов для работы над техникой речи. Они должны быть понятны и интересны именно вашему ребенку. Стихи полезны для речевой «зарядки», тренировки ритма, правильного речевого дыхания, расстановки пауз и выразительного чтения. Проза, по сравнению со стихами, обычно более трудна для произнесения, но зато ближе к естественной речи. Нужно помнить, что дети лучше воспринимают тексты, содержащие описание действий и событий.
Одно из главных условий правильной, красивой речи — ясность и четкость произношения. Наиболее распространенный дефект — речь сквозь зубы, почти не раскрывая рта. Устранению этого недостатка способствует гимнастика для органов речи. Прежде всего, это работа над гласными звуками, которые являются основой нашей речи. Гласные звуки следует произносить наиболее отчетливо, согласные — коротко, легко прерывая звучание гласных. Каждый гласный звук нужно произносить длительно, на плавном, спокойном выдохе. Упражнения на артикуляцию лучше выполнять перед зеркалом, чтобы легче было контролировать их выполнение. Упражнение на каждый звук вначале выполняют беззвучно, а затем с присоединением голоса:
А (Я) — рот широко раскрыт, язык у нижних зубов;
О (Ё) — губы овалом;
У (Ю) — губы вытянуты в трубочку;
И — губы растянуты в улыбку, между зубами расстояние около двух миллиметров;
Ы — челюсть слегка выдвинута вперед;
Э (Е) — рот полуоткрыт.
Следите за тем, чтобы мышцы ребенка при выполнении им упражнений были расслаблены. Следите также за соблюдением правил речевого дыхания и за хорошей артикуляцией.
Можно использовать так называемый «мягкий» голос — как бы «бархатное» звучание, чуть приглушенное, с «теплым» выдохом. Этого можно достичь следующим образом: произнося слова с начальным гласным, добавлять перед ними звук «X», например вместо Аня — Ханя, вместо Август — Хавгуст, а затем постараться эти же слова произнести уже без добавления «X», но сохраняя «мягкость», придаваемую им гласному звуку.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп. Регулирование темпа — необходимая составная часть большинства методов восстановления речи заикающихся. Спокойный и даже замедленный темп способствует уменьшению числа запинок, позволяет лучше контролировать свою речь. Кроме того, спокойный темп речи благоприятствует более четкому произнесению слов и лучшему их восприятию.
Поэтому необходимо создать ребенку условия, в которых он мог бы использовать спокойный темп речи хотя бы дома, для чего:
родители должны тщательно контролировать темп собственной речи;
добиваться необходимого темпа от ребенка прямыми требованиями (доброжелательно, но настойчиво);
использовать для этого различные косвенные приемы:
а) просьбу повторить из-за того, что вы «не расслышали»;
б) предложить сначала подумать, а потом сказать;
в) хвалить речь ребенка, когда он говорит в спокойном темпе.
Спокойная уверенность взрослого будет надежной опорой усердия ребенка!