Мастер — класс «Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Мастер-класс «Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Задание в группах:Формирование каких УУД вы заметили и на каких этапах фрагмента урока?
Урок открытия новых знаний. Русский язык 3 класс.
План урока:
1.Актуализация темы:
- Это здорово,что наши открытия помогают и иностранным детям осознанно изучать русский язык. Поаплодируйте,если вы согласны со мной...
-Исходя из просьбы наших друзей,обозначьте тему урока...
- Как поступим, будем помогать? Где будем искать эту информацию?
-Я предлагаю в нашей классной лаборатории открыть способ определения спряжения для проверки личных окончаний ...и выслать в помощь видеоролик для английских учащихся...
-Итак,за работу...
-Поразмышляйте...Если они знают особенности двух типов спряжения,они сумеют правильно написать безударное личное окончание ,если им дать точое написание в другом изменении,(кроме 1 л.ед.числа)? Попробуем и мы с вами оценить свои знания...

Ловушка про 1 лицо...

-Почему это было легко сделать? (Любое окончание входит в один из двух наборов,поэтому зная одно,можно знать и другое!)
2.Постановка учебной задачи:

-А если неизвестно ни одно из личных окончаний?
-Что нужно знать о глаголе,чтобы проверять орфограммы в его безударных личных окончаниях? (спряжение)
-Как же легко и быстро определить спряжение?
-Есть способ,я могу его рассказать или помочь вам самим открыть его. Что выбираете?Тогда,коллеги, принимаемся за дело...Почему я вас назвала коллегами?( общее дело,мы-команда)
-Для того,чтобы понять этот способ ,предлагаю разобраться в одной интересной особенностии инфинитива...

3.Решение учебной задачи:
-Для наблюдения я предложила бы несколько слов... Как удобнее с ними работать?(в группах) Прочитайте алгоритм действий,договоритесь о совместной работе, распределите роли...



Алгоритм действий:
1.Запишите друг под другом данные слова в инфинитиве,а рядом те же слова в форме 1л.ед.числа.
2.Выделите в каждом значимые части.
3.Обратите внимание на суффиксы в Инфинитиве ,сравните их с формой 1 лица.
Сделайте вывод и попробуйте зафиксировать в модели.
5.Озвучьте вашу модель.
(выступления учащегося из групп)
-Первый шаг для открытия вы совершили:Если суффикс инфинитива выпадает,усекается,назовем такие основы усекаемыми. Если суффикс сохраняется при изменении по лицам,то назовем такие основы неусекаемыми.
Самооценка работы группы:(пожмите друг другу руки,если вы остались довольны работой своей группы)
-Как эта особенность позволяет быстро определять спряжение?
2 шаг на пути к открытию:
-Даны слова в двух столбиках по спряжениям.Укажите особенность основы инфинитива каждого слова.Что для этого нужно сделать дополнительно?(можно устно изменять слова,можно письменно)(Слов больше,можно объединиться по желанию в 2 группы)
1 спр. 2 спр.
сказать слышать
шептать держать
слушать смотреть
чернеть видеть
белеть любить
гнить
колоть
тянуть
кашлять
выть
-Сравните с образцом на слайде...Сколько ошибок допустили?

-Какой общий признак у слов 2 спряжения? Можно ли уверждать,что все слова с Усекаемой основой относятся ко 2 спряжению? Почему?

-Выделите суффиксы. Объедините в каждом столбике слова с одинаковым суффиксом скобкой.

-Какие суффиксы встречаются в 1 спряжении,во втором? Слова с -и,-е есть и в 1 и во 2 спр. Одинаковые ли основы у слов с этими суффиксами в каждом из спряжений?Можно ли по этому признаку определить, к какому из спряжений относятся слова на -ить и -еть?

-Можно ли утверждать,что все слова на -ать с Усеченной основой относятся ко 2 спряжению? Встречаются ли шипящие звуки перед -ать в словах 1 спряжения? Сумеете ли вы теперь определить, к какому спряжению относится слово на -ать?

-Попробуйте изобразить признаки слов 2 спр.и порядок их проверки с помощью схемы-модели.
(Демонстрация своих схем у двух групп)
Если вы можете определить ,относится ли какое-нибудь слово ко 2 спр, то нужно ли знать признаки слов 1 спряжения? Почему?

Подумайте,нужно ли что-нибудь проверять в словах на -оть,уть,ыть,ять,сть,зть,чтобы решить, к какому спр.они относятся?

Суффиксы -а,е,и бывают только в инфинитиве на-ть. Нужно ли специально проверять спряжение слов на-ти,чь?

Теперь вы знаете способ,который позволяет определить спряжение слова -Для чего он нам был нужен?(проверять орфограммы в его личных безударных окончаниях.) Осталось только научиться применять этот способ на письме.

Д.З. Но мудрецы говорят:Дорогу осил_т идущий. С этого афоризма мы и начнем следующий урок. Подумайте над его смыслом.
Запишите словами Алгоритм своих действий при проверке безударной гласной в личном окончании этого глагола.
Рефлексия урока:

Кому интересно было на уроке в роли Теоретика? Теоретики что открыли?Кому в роли Практика понравилось? Я рада,что всем нашлось дело на уроке,открыт способ определения спряжения,который поможет и нам в работе, и другим ребятам.
Как вы считаете,кто в вашей группе достоин сегодня почетного звания «Лучший теоретик»,наградите его. А все остальные получают карточки за достойную активную работу на уроке,которые обменяете на отметки.


Анализ на кафедре учителей начальных классов:

Формирование каких УУД вы заметили и на каких этапах фрагмента урока?
15