Использование игровых технологий на уроках чтения при работе с детьми с ОВЗ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Шамраева В.П., учитель
МБОУ «Новотаволжанская СОШ
имени Героя Советского Союза
И.П. Серикова Шебекинского
района Белгородской области»
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что эффективность дальнейшего обучения школьников с ОВЗ всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Недостаточная сформированность техники чтения лишает выпускников возможности получать хотя бы минимальную информацию, предлагаемую через печатные издания, адаптироваться в обществе.
Основная задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом помогают дидактические игры. Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Для использования игровых технологий на уроках чтения и развития речи при работе с детьми с ОВЗ, прежде всего, необходимо:
1) разработать комплекс упражнений, позволяющих воспитывать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, формировать чувство языка, например:
а) упражнение «Зоркий глаз»;
б) упражнение «Буксир»;
в) упражнение «Кто быстрее?»;
г) упражнение «Эхо» и т.д.;
2) применять на уроках чтения системы игровых приемов для формирования компонентов навыка чтения обучающихся 5-9 классов, например:
а) «Задуйте свечу»;
б) «В цветочном магазине»;
в) «Выдох со счетом» и др.
Как показал опыт, использование игровых технологий может быть на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности с детьми, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения. Использование технологий дает возможность педагогам повысить эффективность работы по формированию навыка чтения, и, как следствие, добиться повышения качества чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Уроки строятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой, что немаловажно для детей с ОВЗ.
Благодаря систематическому использованию такого подхода удалось достичь появления у учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главное не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.
Показатели качества знаний учащихся подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.
В заключение хочется отметить, что положительные тенденции при формировании навыка чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы с применением игровых приёмов и методов, учитывающих особенности мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.
Разработанная и экспериментально апробированная система игровых приемов имеет потенциальные возможности и может способствовать качественным изменениям в развитии навыка чтения детей.