Статья «Использование информационных технологий при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»


Людмила Ивановна Денисенко,
педагог дополнительного образования, учитель информатики,
МБОУ коррекционная школа – интернат № 8
г. Саяногорска, республики Хакасия
Использование технологии програмированного обучения в работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья
Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования, используемых методов и приёмов. Педагог должен помочь школьнику с ОВЗ усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться.
Необходимо создавать специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
И чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях и уроках будет являться одним из таких средств. 
   Компьютер развивает не только перечисленные выше познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты.
Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, направлено на ослабление недостатков  в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал.
У детей с ОВЗ при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.Повысить эффективность усвоения материала на уроках информатики позвляет технология програмированного обучения (Беспалько В.П.). Усвоение учебного материала происходит с помощью обучающей программы (электронного учебника, тренажера и других ЦОР). Для детей предлагаю материал урока как последовательную серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности:
информационный блок;
тестово-информационный блок (проверка усвоенного материала);
коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа – дополнительное обучение);
проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
блок проверки и коррекции.
Созданные мною обучающие ЦОР, представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
Для детей с ОВЗ использую адаптивные обучающие ЦОР, предоставляю обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. Диагностика знаний обучающегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Освоение информационно - коммуникационных технологий способствует  социальной адаптации к современному информационному миру. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни.
Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера. В качестве средства обучения компьютер в первую очередь  позволяет усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Не только новизна работы с компьютером и занимательность, но и возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Работая на компьютере, обучающийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя. Компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Ученики более охотно отвечают компьютеру и не боятся ошибиться. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Использование информационных технологий позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.