Эссе Моё педагогическое мастерство


Эссе «Моё педагогическое мастерство»
Меня зовут Чуприкова Эльза Тагировна, я учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ «Александро-Слободская ООШ». Родилась и выросла в Казани, окончила Казанский государственный педагогический институт. Казань – это город моего детства, юности, моя тихая пристань и ностальгия.
Но вот уже 26 лет я живу и работаю в селе Александровская Слобода Республики Татарстан, селе со своей уникальной историей, памятниками архитектуры, красивой природой. Здесь живут люди, которые любят свой край, умеют работать на земле, растят хлеб, воспитывают детей.
Когда-то у Е.Евтушенко прочитала стихотворение "Людей неинтересных в мире нет" и поняла, что каждый человек - это большой целый мир, тайну которого вряд ли можно познать.
Вот я стараюсь познать этот мир, понять и помочь каждому своему ученику. У меня, как и у любого другого учителя, есть своя миссия. Я хочу, чтобы качественное и доступное обучение и воспитание было доступно максимальному числу моих учеников (во времена тотальной оптимизации для моей основной школы это очень актуально!).
Я хочу, чтобы мои дети были счастливы, веселы и здоровы;
пребывание в школе прибавляло им уверенности в себе и своих силах;
чтобы общение со взрослыми становилось уроками человеческого достоинства и взаимоуважения;
чтобы каждый открыл свой талант и сферу подлинного интереса в жизни,
чтобы они понимали меру своей ответственности за окружающий их мир: семью, школу, настоящее и будущее России;
чтобы они умели дружить и любить;
чтобы они были образованы и воспитаны.
Каким же  должен быть современный учитель? Какими качествами он должен обладать, чтобы поспевать за современной действительностью? Прихожу к следующему выводу: чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. И я учусь ! Учусь у  коллег, у своих родителей, у детей…
Люблю свою профессию, и это помогает  мне преодолеть  сложности в работе. Мне действительно интересно постигать тайны, искать ответы на интересующие вопросы, а потом - непременно делиться ими с детьми. Меняется страна, меняется школа, и учитель обязан измениться тоже. Сейчас главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь для получения информации. А еще - научить разбираться в сути вещей и явлений, самостоятельно их анализировать, иметь свою точку зрения и убедительно ее отстаивать. Учитель развивает детей морально и духовно, а это, зачастую, гораздо сложнее. Мы выводим новое поколение из школы в жизнь. И каждый ученик уносит часть нашего труда в будущее.
Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.
Память о прошлом, желание  и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной    жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
Думаю, что не только в моей педагогической деятельности наступил момент, когда стало очевидно, что одних уроков для формирования у наших учеников нравственных качеств патриота, гражданина явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением. Они не понимают даже многих слов, привычных для моего поколения – веретено, коромысло, сундук и т.д. Да что там веретено! Выяснилось, что некоторые дети не знают слово «бублик». Не все понимают, почему нужно было носить пионерский галстук, почему надо было собирать металлолом («А я бы отказался»). Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?
Являюсь большой поклонницей технологии музейной педагогики. Моей задачей, как педагога является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг ребенка, среды, которая  способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем-словесником. Прежде всего, развитие речи учащихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь только тогда, когда ребенок стал участником процесса познания.
Поэтому считаю, что технология музейной педагогики позволяет открыть ребенку мир не только прошлого, но и осуществить связь времен и поколений.
Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого. Технология музейной педагогики даёт возможность детям проявить себя как нельзя лучше в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.
Технология музейной педагогики обладает еще одним неоценимым преимуществом: межпредметными образовательными связями разных школьных предметов – литературы и истории, истории и географии, литературы и музыки, музыки и живописи.
Давно и успешно сотрудничаю с учителем истории, совместно проводим внеклассные мероприятия, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества. Традиционными в нашей школе стали уроки, созданные и проведенные совместно с учителем истории накануне 9 Мая «У войны не женское лицо», «Был город-фронт, была блокада…», «И помнит мир спасенный…», «Великой Победе – 70 лет» и многие другие. Здесь уже для подготовки материала используются возможности не только школьного музея, но и современные цифровые образовательные ресурсы, возможности виртуальных экскурсий.
Так при подготовке к мероприятию «Великой Победе – 70 лет» мы рассказали истории разных людей – героев войны и простых людей, переживших все тяготы страшных лет: о судьбе Людмилы Павлюченко – Героя Советского Союза, снайпера, и о судьбе Матрены Ивановны Яковлевой из села Буб Сивинского района Пермского края, которая в годы войны продала дом, всю живность и все сбережения отдала на покупку самолета. Или история кубанской крестьянки Епистимии Федоровны Степановой, которая вырастила 15 детей и девятерых отдала Великой Отечественной войне. А потом я включаю аудиозапись воспоминаний жительницы села Марии Ивановны Рагузиной, которая в годы войны девчонкой работала в колхозе и она рассказывает современным детям, какой хлеб пополам с лебедой они ели тогда, как хотели учиться и красиво одеться, а возможности не было, и понятна и близка становится та далекая война для моих учеников, потому что знали они Марию Ивановну, жили с ней на одной улице. И говорить о воспитании патриотизма и гражданственности уже не нужно…
Или урок по рассказу Б.Васильева «Экспонат №…» сопровождается показом школьного музейного экспоната – похоронки на Дубинина Дмитрия Сергеевича, жителя села Александровская Слобода, переданного нам его родными.
После таких уроков мои ученики никогда не станут заплетать георгиевскую ленточку в волосы или использовать ее в качестве шнурка в кедах.
Перечень мероприятий проводимых на базе музея позволяет сказать, что музей активно включается в учебно-воспитательный процесс школы.Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении и воспитании подростков. Музейная педагогика помогает прожить ребенку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, о которых расскажет каждый экспонат музея. В сфере музейной педагогики нет места вандализму, она помогает не разрушать, а создавать. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков.
И уже в данное время для себя мы, я и мои ученики, поняли и «ощутили» слова Д.С. Лихачева: «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».