«Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в условиях ФГОС: опыт работы».

«Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в условиях ФГОС: опыт работы».
Борченинова Е.Н.
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 4 г. Ливны

Быстрое обновление знаний в настоящее время требует от человека  непрерывного образования на протяжении всей своей жизни. Научить ребенка  учиться, работать с информацией  становится ведущей задачей школы. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.                                                                                             
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, c 1 сентября 2012 г. все российские школы по мере их готовности должны осуществить переход на ФГОС основного общего образования.
Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований для реализации основной образовательной программы и комплекс необходимых мероприятий, которые должны обеспечить эффективное введение государственных образовательных стандартов на всех уровнях их реализации.
В соответствии с основными требованиями ФГОС ООО изучение предметной области «Физическая культура» должно обеспечить- физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности обучающихся, с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области, а также развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях.
Выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта в предметной области способствует введение третьего часа уроков физической культуры, который в основном направлен на приобретение опыта организации самостоятельных занятий физической культурой, выполнение и соблюдение правил техники безопасности и профилактики травматизма, освоение умений оказывать первую доврачебную помощь.
Конечно введение третьего часа и ФГОС требует от учителя физической культуры творческого подхода к организации учебного процесса и внеурочной деятельности, с учетом внедрения современных образовательных технологий и использования личностно- деятельного подхода. Введение третьего часа дает возможность углубленно изучать виды спорта, больше внимания уделять достижениям российских спортсменов, воспитывать патриотизм и гордость за российский спорт и готовность продолжать традиции в спортивных достижениях школы и города, а так же реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт в предметной области «физическая культура», формировать и развивать установки активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Элементы здоровьясбережения есть на каждом уроке физической культуры, но третий час дает нам возможность уделить большое внимание оздоровительной направленности учебных занятий, решая такие задачи, как снижение негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня двигательной активности, обучения основам и методикам самостоятельного выполнения физических упражнений, рефлексии динамики личностных физических качеств.
С введением третьего часа физической культуры учителями нашей школы, прежде всего была изучена документация по данной проблеме, переделаны рабочая программа и календарно-тематическое планирование.
При разработках планирования за основы были взяты программы А.П.Матвеева и В.И Ляха. Эти программы включают в себя две основные части: базовую и вариативную. Освоение базовых основ обязательно для каждого ученика. Вариативная или профильная часть – ориентируется на реализации индивидуальных особенностей детей, а так же на качественную подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию в области физической культуры, и мне как учителю, конечно, хотелось бы видеть своих учеников в будущем связавших свою жизнь со спортивной деятельностью.
В профильную часть включается учебный материал, направленный на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта. Введение третьего часа способствует эффективному решению целей и задач вариативной части рабочих программ по физической культуре.
Большое внимание федеральный государственный образовательный стандарт уделяет развитию двигательной активности, формированию потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. Для реализации этой задачи на базе нашей школы работают различные спортивные секции: секция легкой атлетики, баскетбола, волейбола, бадминтона, спортивной гимнастики.
Рациональная здоровьесберегающая организующая третьего часа физической культуры в МБОУ СОШ № 4 начинается с диагностики в начале учебного года, которая позволяет выявить интересы и увлечения детей их информированность и интерес о различных видах спорта, физическую подготовленность и личностные возможности. Так, например, в параллели моих вторых классов по результатам диагностики в трех классах из пяти особое внимание уделено баскетболу, в двух остальных классах – легкой атлетике и подвижным играм.
В соответствии с этим для внеурочной деятельности мною было разработано пример
·ное планирование секций ОФП с элементами легкой атлетики и баскетболу. Сегодня мне хотелось бы остановиться на секции баскетбола. В планирование этой секции были включены различные тесты, история возникновения данного вида спорта, подводящие упражнения и подвижные игры с элементами спортивной деятельности.
На первых занятиях мы знакомимся с ребятами с историей возникновения спорта, что такое баскетбол ( корзина- мяч), разметка площадки(15-28м), размеры мяча, диаметр баскетбольного кольца (45 см),основные правила и т.д.
Каждое занятие у нас начинается разминкой с баскетбольным мячом на месте и в движении. После чего ребята, с моей помощью посредством игровых действий стараются определить заранее запланированный мной ход занятия, мы ставим перед собой задачи тренировки. Наиболее полюбившиеся ребятам игры: «Невод»( Площадка – пруд, все играющие рыбки, двое водящих берутся за руки и начинают ловить рыбок, затем я усложняю задание, водящие ловят рыбок с ведением баскетбольного мяча), «Зеркало» ( два игрока стоят напротив друг друга, на расстоянии 3-4 м. Первый выполняет разнообразные варианты ведения мяча на месте, а второй старается как можно точнее и быстрее повторить их),
« Гонка баскетбольных мячей в тройках» можно проводить в четверках, в пятерках и в кругу, но для этого увеличивается количество мячей ( команда состоит из трех человек, на одну команду требуется два баскетбольных мяча, первый игрок передает мяч второму, в это время третий игрок передает мяч первому, а второй третьему и т. д., до «зарона») эта игра способствует развитию быстроты реакции и ловкости. После того, как мы провели игру, ребята делают вывод, что сегодня на занятии мы ставим перед собой задачу продолжить обучение ловли и передачи мяча двумя руками от груди. Затем мы приступаем к подводящим упражнениям, в которых мы отрабатываем навыки работы с баскетбольным мячом.

Ловля мяча двумя руками после его отскока от стены. Встать возле стены на расстоянии 2-3 шагов, ноги слегка согнуты в коленях. Бросить мяч в стену и поймать его. При ловле мяча надо вытянуть руки вперед и сделать один шаг ему навстречу. Пальцы рук должны быть широко расставлены и слегка согнуты (как я говорю сделать «корзинку»);
Ловля мяча двумя руками в парах, стоя на месте. Выполняя это действие, следует точно передавать мяч партнеру и правильно ловить мяч;
Ловля мяча двумя руками в парах с передвижением приставными шагами.(приставлять ногу нужно только после того, как мяч передали партнеру);
Передача мяча двумя руками от груди, стоя возле стенки. (Встать возле стенки на расстоянии 2-3 шагов, руки слегка согнуты, мяч в руках, слегка присесть и придвинуть мяч к груди, затем выпрямляя одновременно и руки, и ноги, толкнуть мяч вперед-вверх)
Передача мяча двумя руками от груди, с передвижением приставными шагами вдоль стены. (Сначала нужно толкнуть мяч вперед, сделать приставной шаг и поймать отскочивший от стены мяч, мяч после отскока не должен опускаться ниже груди);
Передача мяча двумя руками от груди в парах. (Выполняя это упражнение, следует передавать мяч партнеру на уровне груди);

В конце занятия я провожу подвижные игры для закрепления и овладения техникой работы с баскетбольными мячами. Это различные эстафеты с ведением баскетбольного мяча, «Пятнашки», «Захват знамени с ведением баскетбольного мяча», «Передал- садись», «Мини- баскетбол».
После игр, мы садимся в круг и обсуждаем наше занятие. Выявляем ошибки, делаем выводы, я предлагаю ребятам оценить свою работу, даже не смотря на то, что это тренировочное занятие ребята оценивают себя, затем мы пытаемся заранее определить себе цель, чем мы будем заниматься на следующем занятии, что у нас уже получается, а над чем нам нужно еще поработать.
Большое внимание уделяется здоровьсбережению, охране труда и безопасности занятий, где я постоянно добиваюсь выполнения правил поведения и работы с баскетбольным мячом и другим оборудованием, во время общей физической подготовки, исходного положения, приемов страховки и самостраховки.
Мы систематически проводим мониторинг двигательной активности учеников нашей школы, которая складывается:
Ежедневной - (утренняя гимнастика, подвижные перемены, физкультминуты на уроках);
Периодической – спортивные секции, спортивные праздники, «Дни здоровья», соревнования, олимпиады и другие;

В рамках реализации региональной инновационной площадки, которой является наша школа по направлению «Инновационная деятельность образовательных организаций региона по реализации инклюзивного образования» большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организован учебный процесс для специальных медицинских групп, для каждого ребенка разработана индивидуальная программа с учетом заболеваемости и рекомендаций врача. С временно освобожденными учащимися от занятий физической культуры организуется работа с дидактическим материалом, настольными играми, подготовка рефератов и выступлений.









15