Презентация по изо Зимующие птицы нашего края


Урок изобразительного искусства «Птицы нашего края»
Цели: 1.Воспитывать любовь к природе.
2.Познакомить с зимующими птицами нашего края. Объяснить понятия: птицы- кочевники, промысловая птица, оседлые птицы. 3.Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.
Задачи урока:. 1.Расширение экологических представлений младших школьников.
2.Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
3.Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
4.Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
5.Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.
УУД (универсальные учебные действия)
Познавательные: понимание значения красоты окружающего мира ,решение творческого задания поставленного на уроке.
Личностные: развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и мотивов, умение использовать цвет для достижения своего результата, повышение культуры речевого общения, развитие способности к творческому самовыражению
Регулятивные: уметь самостоятельно поставить цель творческой работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой работы.

Оборудование: рисунки птиц ,кормушки, выставка книг о птицах ,видео-фильм
.
Ход урока:
1.Организационный момент
(Звучит мелодия из передачи " В мире животных”.)
Учитель. Внимание!
Начинаем очередной выпуск телепередачи "В мире животных”.
Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
( Звучит запись с голосами птиц)
2Сообщение темы занятия.
Учитель. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь в нашей передаче?
Тема передачи "Птицы нашего края”.
Прочитайте стихи на доске и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя, на солнце, снег лежит.
( А. С. Пушкин.)
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
3.Знакомство с новым материалом.
( На фоне музыки говорит учитель.)
А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой.(Презентация)
Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу.
Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы (рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев.
Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.
Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель.
Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.
Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. (Слушаем голос птиц)
Воробьи встречаются повсюду, они образуют солидную часть птичьей фауны всех стран и местностей; маленькие прыгуны-скакуны облюбовали поля севера и территории высоких гор, их много и в жарких низменностях тропиков, в лесах и на полях, в многолюдных городах и в безлюдных степях.
Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Вес имеет не более 35 грамм, длина тела — до 20 см. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.
Воробьи неплохо летают. Все внешние чувства у воробья высоко развиты: отличное зрение, слух и осязание, скорее всего, также очень тонки.
Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц. То есть выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда. Конечно, в тех местах, где воробьи слишком нападают на посевы и ягоды (а такие территории есть), следует их отгонять.
Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь — певчая птица рода снегирей (Pyrrhula), семейства вьюрковых.
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.
Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов.
Снегирь по габаритам примерно такой же, как воробей. Телосложение имеет плотное. Природа наделила снегиря клювом толстым, широким. Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Большой пёстрый дятел – настоящий красавец. Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные.

4.Игра «Птицы»
Учитель. Сегодня в нашей телестудии четыре команды, которые продемонстрируют свои знания о зимующих птицах.
За первым столом команда:
Дети отвечают «Синицы»
За вторым столом команда:
Дети отвечают: "Воробьи”.
За 3 столом «Снегири»
За 4 столом «Дятлы»
На столе лежат вопросы и задания. Надо прочитать их и подготовить ответы. (Дети работают около 3-4 минут).
Вопросы «Синицам».
1.Опишите внешний вид синицы.
2.Каких зимующих птиц вы знаете?
3.Где их можно встретить?
Вопросы «Воробьям»
1.Опиши внешний вид воробья.
2.Где зимой птицам можно добыть еду?
3.Почему птицы селятся ближе к жилью человека?
Вопросы «Дятлам»
1.Опиши внешний вид дятла.
2.Почему дятел не улетает на зиму из родных мест?
3.Почему дятлов нужно охранять?
Вопросы «Снегирям»
1.Опиши внешний вид снегиря.
2.Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест?
3.Каким кормом можно подкармливать птиц?
Дополнительно по теме:
Кроме этих птиц в наших лесах остаются: тетерева, глухари, куропатки (показываю рисунки).
Это промысловые птицы.
Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо.
Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы (показываю картинки). Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
-Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?
-Почему кормушки для птиц надо, каждый год, устанавливать в одном и том же месте?
-Чем можно кормить птиц?
5.Презентация кормушки
(Ученик читает стих Яшина "Покормите птиц зимой”)
6.Физкультминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
7.Самостоятельная работа
У вас на столе лежат шаблоны птиц, давайте нарисуем их.
-Чтобы нарисовать воробья какие цвета вам понадобятся?
-Чтобы нарисовать синицу? снегиря? дятла?
8.Загадки. -А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?
(Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)
Озорной мальчишка
В сером армячишке По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)
Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири.)
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
( Ворона.)
Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Какой корм дадим каждой птичке?
(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)
воробей- зерно
снегирь - ягоды рябины
дятел - насекомых
синица - насекомых, сало, зерно
сова - мыши
ворона – зерно
9.Выставка работ.
10.Рефлексия.
11.Домашнее задание
Ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно, но для этого надо много знать о жизни птиц. Поэтому вы дома будите наблюдать за жизнью птиц, подкармливать их и записывать самое интересное в свои дневники наблюдений.
А за вашу заботу птицы отблагодарит вас весёлой песней.
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: " Охранять природу - значит оранять свою Родину”.
Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
Наша передача подошла к концу. На память о ней я хочу вам подарить вам призы(раскраски с зимующими птицами).
Звучит музыка из передачи " В мире животных”.