План-конспект и самоанализ повторительно-обобщающего урока по истории в 7 классе Смутное время

конспект
повторительно-обобщающего урока по истории по теме
«Смутное время в России»
(7 класс)
Автор: Тимакова И.Л., учитель истории, обществознания и права
МБОУ «СОШ №5» Ступинского муниципального района














«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»
М.Горький
Учитель. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время в России». Из этого следует, что на уроке мы должны повторить, закрепить и обобщить знания, полученные в ходе изучения этой темы.
План работы на уроке следующий: большую часть урока мы работаем устно по понятиям, событиям, персоналиям, а в конце урока пишем хронологический диктант.
Чтобы работа проходила более динамично, класс делится на 3 группы:
1 ряд: 1598-1606гг.
2 ряд: 1606-1610гг. на доске
3 ряд: 1611-1613гг.
Учитель. Представьте, что вы попали в Россию в эпоху Смуты, но только в разные периоды. Свидетелями каких событий вы могли бы стать?
Несколько учащихся получают индивидуальные задания:
1(кроссворд) «Исторические деятели эпохи Смутного времени».
Задание: 1. Руководитель крестьянского восстания.
2. Фамилия самозванца.
3. Фамилия царя, занявшего престол в 1613г.
4. Первый патриарх на Руси.
5. Крестьянин, герой Смутного времени.
Примечание: если кроссворд разгадан правильно, то в красном вертикальном столбце должно получиться имя одного из российских царей.

1.Б
О
Л
О
Т
Н
И
К
О
В

2. О
Т
Р
Е
П
Ь
Е
В


3. Р
О
М
А
Н
О
В


4. И
О
В

5. С
У
С
А
Н
И
Н


2(тест)
1. Смутное время в России началось после смерти царя:
а) Ивана Грозного б) Фёдора в) Бориса Годунова
2. Настоящее имя Лжедмитрия I:
а) Григорий Отрепьев б) Истома Пашков в) Пр. Ляпунов
3. Сколько ополчений было создано в России в годы Смуты?
а) 1 б) 2 в) 3
4. Крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова происходило в:
а) 1605-1606гг. б) 1606-1607гг. в) 1607-1608гг.
5. Первого представителя династии Романовых звали:
а) Иван б) Фёдор в) Михаил

3(из предложенных портретов выбрать те, которые относятся к изучаемой теме, и соотнести со стихотворными отрывками):
1) На славное царство Российское,
Дал Господи царя нечестивого,
Называется, собака, прямым царем,
Дмитрием, царевичем московским.
2) Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!

3) Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

4) Брал он, расстрига, в проклятой Литве,
У Юрия дочь его, злу еретицу, безбожницу.

5) Выезжает вор-собачушка на добром коне.
На добром коне во чисто поле.
Становился вор-собачушка под столицею.
Под столицею, в славном рубеже.

6) Куда ты ведешь нас?...
Не видно не зги!-
Мы вязнем и тонем
В сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться
С тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно,
Нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Итак, задания получены. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте ответим на следующие вопросы:
- Наша тема называется «Смутное время». А что такое Смута?
- Какой период российской истории назван Смутным временем?
- В чем выразилась Смута?
После ответов учитель продолжает:
«Итак, представьте себе заснеженную Москву 1598г. 20 февраля. В Кремлевские палаты входят князья Воротынский и Шуйский, и мы слышим их разговор:
Звучит отрывок из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина
Какой странный диалог. Кто сможет объяснить, о чем говорят князья?
Ответ. Идет рассказ об убийстве царевича Дмитрия, о смерти царя Федора и воцарении Б. Годунова.
Вопрос. Чем же вам запомнились годы правления Б. Годунова?
Ответ. Рассказ о каменном строительстве, об учреждении патриаршества в 1589г., а также о неурожае, голоде и волнениях 1601-1603гг.
Карта. Показать города, в которых вспыхивают народные волнения.
Вопрос. И на фоне всеобщего бедствия и недовольства Годуновым появляются слухи о том, что
Ответ. царевич Дмитрий жив. Идет рассказ о Лжедмитрии I, акцентируется внимание на понятии «самозванец». О смерти Б.Годунова, о вступлении Лжедмитрия I в Москву, о признании его Марфой Нагой.
Карта. Путь Лжедмитрия I к Москве.
Вопрос. Но что-то насторожило бояр в поведении новоявленного царя.
Ответ. Несоблюдение русских обычаев и традиций, большие расходы из казны, неприятие невестой Лжедмитрия I Мариной Мнишек православной веры. В. Шуйский организовал восстание в Москве, Лжедмитрий I убит, на престоле В. Шуйский (1606).
1 ряд закончил работать. В перерыве проверяем, как разгадан кроссворд.
Вопрос. Но с воцарением на престол Шуйского мир и спокойствие не вернулись на русскую землю. Вот, что написано в летописи: «Собрахуся боярские люди и крестьянеи стрельцы и казаки и начаша по градам воеводы имати»
О чем пишет летописец?
Ответ. (у карты) Восстание Ивана Болотникова.
Вопрос. Но и подавление восстания Болотникова не привело к успокоению страны. На смену одному самозванцу уже спешил
Ответ. О Лжедмитрии II, о помощи Швеции, о вступлении в войну Речи Посполитой. Понятие «интервенция».
Карта. Путь Лжедмитрия II к Москве, Тушино, Смоленск, Балтийское побережье и г. Корела.
Вопрос. Как же повели себя бояре в этой непростой обстановке?
Ответ. Низложение В. Шуйского, семибоярщина, приглашение на русский престол Владислава, вступление польских войск в Москву (1610г.)
2 ряд закончил работу. Проверяется работа с тестом.
Вопрос. Итак, в России царит полная неразбериха. Кто же в этих условиях взял дело спасения России в свои руки.
Ответ. (у карты) О создании народных ополчений, о Минине и Пожарском, об освобождении Москвы.
Вопрос. Итак, Москва освобождена, но в стране ещё хозяйничают интервенты, да и царя нет. Как вышли из этой ситуации?
Ответ. О соборе 1613г. и избрании М. Романова, о Столбовском мире со Швецией (1617г.) и Деулинском перемирии с Речью Посполитой (1618г.)
Карта. Столбово и территория, отошедшая к Швеции. Деулино и территория, отошедшая к Речи Посполитой.
3 ряд закончил работу. Проверка задания с портретами.
Учитель. Устная часть урока закончилась, переходим к хронологическому диктанту (8 минут).
1 вариант 2 вариант
1598 1589
1601-1603 1605
1606 1606-1607
1608 1609
1610 1613
1617 1618

Вот и подошел к концу урок. Цель, поставленная в начале урока, выполнена.
Д/задание. Познакомиться с п.4 «Новые явления в экономике»


Самоанализ урока.

1.Характеристика класса.
2.Тип урока: повторительно-обобщающий.
3.Цель: повторение, закрепление, обобщение знаний по теме.
4.Задачи:
образовательные:
- создание целостного представления о причинах, ходе и окончании Смуты;
- формирование умений ориентироваться в исторической эпохе, приводить в соответствие событие и год;
- повторение и закрепление основных понятий темы (смута, самозванец, интервенция), дат, персоналий;
- закрепление навыков работы с наглядными пособиями, картой, тестами;
- формирование навыков самостоятельной работы (хронологический диктант, индивидуальная работа);
развивающие:
- развитие умений анализировать услышанное и делать правильные выводы (диалог Воротынского и Шуйского), анализировать текст, выделять главное в изучаемом материале;
- развитие умений выстраивать причинно-следственную цепочку, например: неурожай-голод-недовольство Годуновым - вера в живого Дмитрия);
- развитие воображения (диалог Воротынского и Шуйского);
-тренировка зрительной памяти (работа с картой, портретами);
-развитие культуры речи (пересказ, использование произведений А.С. Пушкина, фольклора);
-развитие навыков как устной, так и письменной речи.
воспитательные:
-воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому;
-воспитание чувства ненависти и презрения к любому угнетению и порабощению;
-воспитание чувства гражданского долга, самопожертвования, готовности в любой момент встать на защиту Родины (Минин, Пожарский, Сусанин);
-воспитание порядочности, неприятия лжи и предательства;
-воспитание порядочности.
5.Содержание урока.
Тема «Смутное время в России» изучается впервые. По счету это шестой заключительный урок, проведен в рамках программы. Основной акцент сделан на повторение и закрепление того, что уже пройдено. Задания составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки класса.
При подготовке к урокам по данной теме использовалась следующая литература:
-Данилов А.А. История России: конец 16 – 18 век: учебник для 7 класса.
-Методическое пособие под редакцией Преображенского;
-Ишимова А.О. История России в рассказах для детей;
-Ключевский В.О. Лекции по истории России;
-Петрушевский. Рассказы про старое время на Руси;
- Пушкин А.С. Борис Годунов. Соч. в 3-х т Т.2-М.: Худож. Лит., 1986-с. 354 – 355.;
-Лебедев. Организация и проведение исторических олимпиад.

6. Мотивация
Урок повторительно-обобщающий, чтобы заинтересовать, используется:
-художественная литература;
-наглядные пособия;
-тесты и кроссворды;
-эмоциональный настрой на уроке.
7.Методы
-по источникам знаний: словесные (пересказ); наглядные (карта); практические (хронологический диктант);
-по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа; самостоятельная работа;
-по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизводство по памяти); проблемный (на протяжении всего урока); частично-поисковый (в индивидуальных задания, при работе с портретами);
-по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий.
8.Формы
-общеклассная (опрос, самостоятельная работа);
-групповая (задания по рядам);
-индивидуальная (карта; индивидуальные задания)
9.Средства
Учебник, доска, карта, наглядные пособия, карточки, кроссворд, ручки, карандаши
10.Дифференцированный подход
При устном опросе сильные получали сложные вопросы и задания; средние и слабые – по своим силам, но задействованы были все. То же самое при индивидуальном задании.
11.Оценки и домашнее задание
Выставлены и прокомментированы; на дом п.4
12.Условия проведения урока
Дается характеристика кабинета, уровня температуры, освещения, морально-психологический климат на уроке.
13.Результат.
Цель достигнута.










15