«Технология художественного рукоделия с элементами декоративно-прикладного искусства» Тема урока: «Накладные узоры»


5 класс
Тема раздела: «Технология художественного рукоделия с элементами декоративно-прикладного искусства»
Тема урока: «Накладные узоры»
(аппликация)
План урока по технологии
№ урока 14
Дата 12 декабря 2015года
Тема урока Накладные узоры (аппликация)
Общеучебные умения и навыки Ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов.
Специальные умения и навыки Организация рабочего места. Технология вырезания узоров и орнаментов. Приемы работы с инструментами и материалами.
Цель урока Совершенствование умений и навыков при вырезании узоров и орнаментов.
Формирование интереса к культуре и искусству, формирование творческих способностей учащихся.
Развитие сенсорных и моторных навыков, глазомера учащихся при работе с ножницами.
Методы обучения Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, упражнения по выполнению приемов вырезания узора из ткани.
Повторяемый материал Правила ТБ при работе с ножницами, при выполнении ВТО. Знать терминологию ВТО.
Виды и формы контроля знаний Выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль.
Практическая работа Вырезание узоров и орнаментов из ткани, дублирование ткани.
Домашнее задание Практическая работа «Выкраивание узоров и орнаментов»
Конспект урока
Цель урока:
1.Совершенствование умений и навыков при вырезании узоров и орнаментов.
2.Формирование интереса к культуре и искусству, формирование творческих способностей учащихся.
3.Развитие сенсорных и моторных навыков, глазомера учащихся при работе с ножницами.
Оборудование:
Обмылок, простой карандаш, ножницы, наперсток.
Материалы:
Хлопчатобумажные ткани, прокладочный материал.
Дидактическое обеспечение:
*Раздаточной материал с образцами швов,
*Лекала орнаментов,
*Предметы домашнего обихода оформленные накладными узорами.
На классной доске выписан термин: узор
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие
2.Отметка явки
3.Проверка к готовности к уроку
4.Проверка организации рабочих мест
II. Сообщение целей и темы урока.
Ситуация на размышление.
- Девочки, посоветуйте мне, как поступить в данной ситуации. У меня две подружки, скоро «Новый год», я хочу им подарить подарки, самые лучшие подарки, это подарки, сделанные своими руками. Я решила им подарить прихватки, но мне не хотелось бы, чтобы они были совсем одинаковые. Помогите мне решить эту проблему. Выслушивание ответов детей.
( вышить разные виды узоров, нашить узор, выполнить узор, используя технику лоскутного шитья и т.д.)
- Т.е. одним словом нанести декоративную отделку на прихватку.

Таким образом, тема сегодняшнего урока «Накладные узоры» (аппликация)
III. Актуализация знаний.
Работа в парах. Каждая группа получает карточку-задание с эскизами ручных швов, образцами ручных швов, изготовленными из материала в натуральную величину (таблица 1).
Цель задания: развитие наблюдательности, умения анализировать и оценивать.
Задание для учащихся: соотнести образцы ручных швов, их эскизы с образцом шва, выполненного в материале.
После выполнения задания проводится взаимоконтроль, который состоит в том, что группы учащихся обмениваются карточками между другими группами и оценивают правильность выполнения задания по эталону.
Самоконтроль, взаимоконтроль
Учащиеся контролируют работу друг друга по критериям, определённым заранее учителем.
5 баллов- все эскизы, и образцы соответствуют названиям ручных швов
4 балла- допущены одна- две ошибки в выполнении задания
3балла- допущены три- четыре ошибки в выполнении задания
2балла- допущены пять- шесть ошибок в выполнении задания
1балл- все эскизы, и образцы не соответствуют названиям ручных швов

IV. Изложение нового материала и его закрепление.
Составление кластера. Ассоциации со словом «узор».

- А кто мне сформулирует, что такое узор?
(1.рисунок, представляющий собою сочетание всякого рода цветных изображений предметов выполненных в стилизованной форме. 2. сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок.)
- Каким образом я могу украсить узором прихватку?
вышивание
Способы украшения кухонных прихваток:лоскутное шитье
аппликация
- Как называется узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов?
(орнамент)
Дидактическая игра «Визуализация свидетельств»
Работа в группах. Учащиеся получают конверт, с карточками, задача каждой группы состоит в выполнении практического задания (таблица 2)
Цель задания: развитие наблюдательности, умения анализировать и оценивать.

Задание для учащихся: разложить (классифицировать) изображения по любым основаниям (разложите на группы).
1группа. Выберите изображения, которые относятся к вязанию крючком.
2группа. Выберите изображения, которые относятся к аппликации из бумаги.
3группа. Выберите изображения, которые относятся к аппликации из ткани.
4группа. Выберите изображения, которые относятся к вязанию спицами.
5группа. Выберите изображения, которые относятся к вышивке крестом.
6группа. Выберите изображения, которые относятся к вышивке цветной гладью.
7группа. Выберите изображения, которые относятся к вышивке лентами.
После выполнения задания проводится самоконтроль учащихся. Группы учащихся по очереди демонстрируют и объясняют, на какие группы разложили карточки и по каким критериям они определили, что данные карточки относятся именно к этим группам.
В конце задания учитель подводит итог, о том, что эти карточки можно разделить на множество разных видов групп, в зависимости от критерий по которым мы их будем делить.
Демонстрация слайдов «Накладные узоры»
V. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя.
Вводный инструктаж.
1.При отделке изделий накладными узорами сначала подбирают узор или орнамент. Подбирают ткани по качеству, чтобы они были одной текстуры и по цвету, чтобы они были контрастные и в то же время сочетались. Правильный подбор ткани по цвету имеет большое значение. Не надо стремиться к большому разнообразию используемых материалов в одном изделии. Достаточно использовать 3-5 цветов. Ткань, из которой мы будем вырезать узор, дублируют материалом с клеевым покрытием. Это необходимо сделать, для того чтобы края узора не осыпались. Отдельно изготавливают из бумаги лекало узора. На продублированной ткани с изнаночной стороны обводят мелом или другим средством лекало узора. Затем узор вырезают и накладывают на основную ткань. Наметывают сметочной строчкой и соединяют мелким краевым стежком в ручную или на швейной машине (зигзагообразным, тамбурным, петельным, крестообразным и т.д.). Для того чтобы упростить практическую работу, я вам раздам изготовленные мною лекала узоров, а вы нанесете их на заготовленный материал.
Сегодня мы с вами изготовим узор, а на следующем уроке мы с вами прикрепим узор к ткани при помощи иглы и ниток.
Сейчас я раздам вам технологические карты «Изготовление узора из ткани» для выполнения практической работы, но сначала мы с вами вспомним технику безопасности при работе с ножницами и утюгом.
Техника безопасности при работе с ножницами
1.Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе
2.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты
3.Передавать ножницы кольцами в перед с сомкнутыми лезвиям
Техника безопасности при работе с утюгом
1.Перед работой утюгом следует проверить исправность утюга
2.Утюг включают и выключают сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур
3.Утюг во время работы ставят на специальную подставку
4.Необходимо смотреть за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура
5.По окончании влажно-тепловой обработки ткани утюг следует выключить.
Текущий инструктаж
Учитель проверяет организацию рабочего места, выполнение правил техники безопасности, умение пользоваться приспособлениями и инструментами, контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, а также индивидуально консультирует учащихся.
Самоконтроль, взаимоконтроль
Учащиеся выполняют работу по технологическим картам «Изготовление узора из ткани», контролируют работу друг друга по критериям, определённым заранее учителем.
5 баллов- ровность вырезания орнамента, сложный орнамент
4 балла- ровность вырезания орнамента, простой орнамент
3балла- незначительные погрешности в вырезании сложного орнамента
2балла- незначительные погрешности в вырезании простого орнамента
1 балл- неаккуратно вырезан орнамент
VI. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня вы познакомились с новым видом творчества: накладные узоры. Давайте сравним выкроенные вами узоры. Посмотрите, у кого узор получился более аккуратный, кто успешнее справился с работой. Оценки за выполнение узоров и ткани: …… .
Критерии оценивания за урок
оценка Домашнее задание (баллы) Дидактическая игра «Визуализация свидетельств»
Практическая работа
Сочетание цветов орнамента и ткани используемой для фона Вырезание орнамента (баллы)
5 5, 4 все карточки разложены правильно по группам удачно подобрано сочетание расцветок тканей 5, 3
4 5, 4, 3 незначительные погрешности в распределении карточек по группам удачно подобрано сочетание расцветок тканей 4, 2
3 3, 2, 1 значительные погрешности в распределении карточек по группам неудачно подобрано сочетание расцветок тканей 3, 2, 1
Домашнее задание: Приметать вырезанный орнамент к ткани фону сметочным стежком, длина стежка 8–10 мм., принести иглу, нитки, ножницы, изготавливаемый образец.
Таблица 1
Виды ручных швов
Эскиз ручного шва Название ручного шва Образец ручного шва
35560-396875 Сметочный
20955-546735 Копировальный
Петельный
Тамбурный
крестообразный Таблица 2













Технологическая карта
«Изготовление узора из ткани»
№ п/п Наименование и описание
действий Инструменты, приспособления Самоконтроль
1 Выбрать лекало узора для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков). Учитывая свои возможности
2 Выбрать ткань для узора и ткань-фон на которую будет нашиваться узор. Ткань для узора и ткань-фон должны иметь контрастные цвета и гармонировать. Ткань-фон должна быть больше, чем сам узор.
3 Продублировать ткань материалом с клеевым покрытием Утюг, гладильная доска. Чтобы поверхность ткани после дублирования осталась ровной, без воздушных пузырей.
4 На продублированной ткани обводят мелом или другим средством лекало узора Мел, простой карандаш Намеленные линии ровные, элементы орнамента симметричны
5 Вырезать из ткани узор Ножницы Срезы узора ровные вырезанные строго по намеленным линиям, элементы орнамента симметричны
6 Наметить местоположение узора на ткани выбранной для фона.
Вырезанный узор должен быть расположен строго в центре ткани-фона
7 Узор приколоть к фону булавками. Булавки Приколотый узор должен быть расположен строго в центре ткани-фона, приколот ровно, гладко к поверхности ткани-фона

Образец для взаимоконтроля учащихся