Конспект НОД по окружающему миру Зимующие птицы

Конспект занятия по окружающему миру в старшей разновозрастной группе «Зимующие птицы».

Воспитатель: Кузнецова И.Б.
Место работы: БОУ «Андреевская СОШ»,
дошкольная группа №2.

Цель: расширь представления детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях.
Задачи:
Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду
Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом
Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формировать желание заботится о птицах в зимний период.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц, модели с видами питания зимующих птиц, конверт.
Раздаточный материал: изображения птиц, разрезанных на части (голова, туловище, хвост)
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, материал для изготовления кормушки, семена подсолнуха.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре в группе, звучит аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: – Дети, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой веселой песенкой?
Дети: - Птицы.
В: - Когда вы слышали такое пение птиц?
Д: - Летом.
В:- А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?
Д: - Нет.
В: - А почему? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну.
Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какое время года?»- Зима. Месяц? – Январь. Вам нравится зима? Почему? Какая погода бывает зимой?
Дети садятся за столики.
В: Зима бывает разная. Она умеет проказничать. Послушайте, что однажды произошло. (отрывок из сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи Зимы»).
Появляется Сорока
С: Здравствуйте, дети! Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
В: Дети, давайте поможем Сороке разобраться. Каких ты птиц встретила в лесу?
С: А вот отгадайте мои загадки:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут её. (Ворона)

Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня(Синичка)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке
Словно кошки не боится –
Собирает крошки
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик - черик!»
(Воробей)

Вертится стрекочет, весь день хлопочет.
(Сорока)
(Сорока садится на стул).
Одновременно с отгадкой появляются иллюстрации птиц. Воспитатель сообщает краткие сведения о них.
В: эти птицы остались зимой с нами. Как их можно назвать, одним словом?
Д: Зимующие, они остаются с нами зимовать.
В: А ещё, Сорока, послушай, какие стихи знают дети о птицах.
Дети рассказывают стихи:
Ворона
Особа всем известная,
Она – крикунья местная
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона
Крикливая ворона.
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Сорока
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести,
Может, в них и мало прока
Но горда собой сорока.
Воробей
По тропинкам по дорожкам
Скачет серый воробей
Что он ищет? Ищет крошки
Для себя и для друзей.
Синица
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится-
Поет не уставая
Синица расписная.
Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный
И летит к чердаку своему
А гляди, не становится вредным
Оттого что так трудно ему.
В: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давай - те поиграем в игру «Узнай голоса птиц».
Игра:
Как – Кар - Ворона.
Чик – Чирик - Воробей.
Синь-Синь - Синичка.
А теперь самое трудное задание: Рюм – рюм - рюм – Снегирь
В: Молодцы! Дети, а как вы думае
·те, легко ли живется птицам зимой? А почему?
Ответы детей.
В: Правильно. Зима очень трудное время года для птиц. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птички голодные, они сильнее мерзнут и даже могут погибнуть. Как выдумаете. дети, как можно помочь птицам зимой?
Ответ детей.
В: Правильно, птиц нужно подкармливать. А чем питаются птицы?
Ответы детей.
В: Верно. Хотите, я вам расскажу по секрету, чем ещё питаются птицы?
Воробьи – зернышками, крошками. Обозначим их так:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Синицы – зернышками, крошками, а самое любимое лакомство синичек – сало:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Снегири едят семена, ягоды, у нас любят клевать рябину:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вороны, сороки – очистками, остатками пищи:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В: А теперь давайте, ещё поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите кто чем питается. Теперь я перемешиваю карточки, кто хочет их расставить? (Дети по одному выходят, берут карточку – модель корма, называют что на ней обозначено и говорят какая птица этим питается). Воспитатель хвалит детей.
В: А вы знаете,дети, птицы тоже умеют играть. Один раз подсмотрела, как играют вороны Давайте и мы поиграем с вами в эту игру.
Физкультминутка. (Дети выходят из-за столиков)
Вот под ёлкою зеленой (Дети бегаю, машут руками, скачут)
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают (Дети приседают, закрывают глаза, затихают)
И все вместе засыпают
Кар - кар-кар (тихо).
Во время игры воспитатель находит конверт
В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай - те сядем за столики и посмотрим. Да это конверт от старичка - лесовичка! Интересно, что в нем лежит?
Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.
В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Лесовичек просит у вас помощи. Давайте ему поможем – сложим птичек и накормим их. Старшие дети сложат птицу, а младшие накормят. Вот у нас подсказка, кто чем питается. (Модели корма).
Работа в парах.
В: Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?
Вот молодцы, дети! То-то удивится лесовичок, когда увидит, что все у птиц в порядке!
В: А не поможете вы мне, тоже разобраться, для чего здесь лежит коробочка, веревочка, семечки.
Д: Чтобы сделать кормушку и покормить птиц.
В: Верно. А давайте мы вечером смастерим кормушку, а завтра на прогулке, мальчики нам помогут её повесить, а девочки насыплют корм в кормушку. За окном у нас одна кормушка уже есть, а эту повесим на площадке. У кого дома сделаны кормушки для птиц? Как вы за ними наблюдаете? У кого ещё нет кормушки, сделайте дома вместе с родителями и для всех ещё есть у меня домашнее задание.
Ну, вот, теперь мы с вами помогли птицам. Давайте угостим нашу сороку семечками. Её тоже не легко живется зимой.
С: Спасибо, дети. Теперь я поняла, почему не все птицы улетели и что они едят. До свиданья, ребята!
В: Молодцы, ребята! Теперь мы сороке все рассказали о зимующих птицах, хорошо потрудились.
Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415