Конспект урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на тему Птицы зимующие и перелётные (4 класс)


Тема урока: «Птицы зимующие и перелётные»
Цели:
1.Расширить и обобщить представления учащихся о перелётных и зимующих птицах; учить различать и классифицировать птиц по группам.
2.Дать представление о жизни птиц зимой, познакомить с мероприятиями по охране птиц.
3.Развивать произносительную сторону речи, мелкую моторику рук, навыки самоконтроля.
4.Коррекция пространственного мышления, слухового восприятия, обогащение пассивного словаря детей.
5.Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, упражнение, иллюстрация, демонстрация.
Оборудование: иллюстрации птиц, загадки, карточки для индивидуальной работы, презентации «Перелетные птицы», « Зимующие птицы», дидактические игры, раздаточный материал: семена для птиц, кормушки для птиц.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
II. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня на уроке развития речи мы с вами познакомимся с перелётными и зимующими птицами; узнаем о жизни птиц зимой; научимся различать птиц по группам.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Зима на улице. Всё белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц.
Разговор Скворца и Цапли (сценка)
Цапля: Здравствуй, Скворушка!
Скворец: Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте! Какой-то чижик, важно вышагивая чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то мороз. Может быть это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель: Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Дети: Потому, что эти птицы улетают на юг. Они перелётные.
Учитель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать.

1.Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
4. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
5. На большой берёзке,
Под густым кустом,
Скачут длиннохвостки,
Дёргают хвостом.
(Сорока)
6. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Учитель: Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.)
Учитель: А каких птиц называют перелётными?
Дети: Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными
Учитель: Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
Учитель: Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Как называют таких птиц?
Дети: Зимующими.
Стук в дверь. – Кто там?
Голос за дверью:
Вам письмо!
Учитель (читает текст):
«SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!»
Учитель: Кто послал его?
Дети: Птицы
Учитель: Чтобы им помочь, надо знать, какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей,
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

(По ходу чтения стихотворения появляются слайды с изображением птиц)
Работа в группах
Задание – собери птичку: у вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу и назовите её.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
Учитель: Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?
Дети: Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики.
Учитель: Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и ей тепло под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.
Дятел: Чего ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, дятел, это я радуюсь.
Дятел: Нашёл время радоваться…
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел: В такой мороз – птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет. Я им еловых веток натаскал, а клестиха- мать греет их как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Учитель: Ребята. Почему у клёста зимой птенцы выводятся?
Дети: Да потому что им есть что кушать.
Учитель: Да. Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме есть корм. Весной малыши уже улетают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв - ни у кого такого нет. Он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами. Как все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им приходится во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им , мы должны… А что мы должны?
Дети: Подкармливать птиц.
IV. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Учитель: Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим. (Дети рассматривают образцы семян, лежащие на партах в конвертиках). Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.
На доске:
КОРМ ДЛЯ ПТИЦ
Семена:
-подсолнечника (все птицы);
-овса (овсянки, синицы);
-арбуза (синицы, поползни);
-пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы);
-тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи);
-кедровых орешков (поползни, дятлы);
-рябины, калины (снегири, свиристели);
-льна (все птицы);
-клевера (щеглы, чечётки, воробьи, синицы);
-сало, мясо (синицы).
-Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.
Сорока: Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут.
Щегол: Семечки в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.
Клёст: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель: Успокойтесь птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.
(Демонстрация слайдов с изображением кормушек).
- Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто ещё не сделал, сделаете.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поют синица и щегол. (Включается запись с голосом птиц)
2)Работа с текстом:
- Составьте рассказ о птицах, используя слова для справок:
(перелётные, зимующие, тёплые края, корма, заботе, помощи, холод, голод)
- Птицы бывают ….. и …….  Перелетные птицы  улетают на зиму в ……потому, что нет…..  Зимующим    птицам  очень трудно зимовать. Они нуждаются в …. и ….. людей. Зимой птицам не так страшен …, как ….
3)Индивидуальная работа: «Найди одинаковых птичек» (посчитай птиц)
-А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах.
ПРИМЕТЫ:
·Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
-Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
-Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
4). Индивидуальная и дифференцированная работа в тетрадях.
Обвести птицу по шаблону, написать название птицы.
V. Итог урока.
-Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы  узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
-Как называют птиц, которые не улетают на юг?
-Почему их так называют?
-Каких зимующих птиц вы запомнили?
-Какая птица вам очень понравилась? Почему?
 -Как называют  птиц, улетающих в тёплые края?
-Каких перелётных птиц вы запомнили?
 Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять.
VI. Домашнее задание
Раскрасить птицу в тетради.
Литература.
Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.
Интернет-ресурсы.
Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005