Рабочая программа по культуре народов Республики Саха (Якутия) (6 класс)


МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
МР «Верхневилюйский улус (район)»
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ____
Руководитель МО
_________________
от «___» ____________2016 г. «Согласовано»
Зам. директора по УР
_____________/ Санникова С.П./
от «___» ____________ 2016 г. «Утверждено»
Директор МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
__________ /Кардашевский С.Н./
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
внеаудиторной деятельности
(духовно-нравственное направление)
по учебному предмету «Культура народов РС (Я)»
6 «А» класс
в неделю 1 ч, количество часов в год 35 ч.
на 2016-2017 учебный год

Учитель: Иванов Дьулустаан Спиридонович,
учитель культуры народов РС (Я)
Педагогический стаж: 2 год
2016
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса.
Республика Саха (Якутия) является субъектом Российской Федерации, где проживает более 120 национальностей. По этническому составу жителей является небольшой моделью нашего государства. Важной особенностью является сохранение национального своеобразия. Особое значение в общеобразовательной школе является развитие и воспитание личности каждого ребенка, знающей культуру своего коренного народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности развивать и сохранять культуру и язык коренных народов Республики Саха ( Якутия).
Место учебного курса в учебном плане.
С 1992-1993 учебного года в базовые учебные планы якутской школы с родным языком впервые был введен цикл новых предметов «Якутская культура». В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития культур;
культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;
Основной целью предмета «Национальная культура коренных народов Республики Саха» в основной школе является:
Приобщение обучающихся к материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики Саха, их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников общеобразовательных школ города.
Формирование интереса детей к национальной культуре, к известным исполнителям, создателям материальных и духовных ценностей народа;
Воспитание подлинного чувства уважения, основанного на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа.
Задачи курса:
Формирование основных знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания.
Умение соблюдать обычаи и традиции коренного народа, представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Воспитание позитивного отношения к культуре других народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), понимания и сотрудничество с людьми другой культуры, верования и национальной принадлежности.
Развитие умений:
соблюдать традиции коренного народа в повседневной жизни;
ставить приоритеты ценностей ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к окружающим, к себе, к социальному миру;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения как в республике так и в России.
Программа разработана как системный курс, рассчитанный для обучающихся 5-11 классов, и состоит из нескольких разделов:
«Материальная культура народа-саха. Традиционные занятия».
«Духовная культура народа-саха. Представления народа-саха о вселенной».
« Якутский фольклор»
«Современная якутская культура и искусство. Якутский театр»
«Культура народов Севера. Устное народное творчество»
Программа рассчитано на 35 часа (по 1ч в неделю, реализуемых в учебной деятельности). Уроки национальной культуры должны носить практический характер. Программа предусматривает посещение музеев, библиотек, встречи с интересными и талантливыми жителями наслега и улуса. На уроках предусмотрено использование проектной деятельности, позволяющие развивать кругозор каждого ученика. Целью программы « Культура народов Республики Саха(Якутия)» в средней общеобразовательной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Учебно-тематическое планирование
6 «А» класс (35 ч)
Базовые ценности Тематическое планирование Характеристика деятельности
Введение (1 час). Диалог культур (микроуровни) 1 раздел. Из истории народов Республики Саха (Якутия). Древний мир Якутии (5 часов)
Наука. Возникновение человеческой цивилизации на территории современной Якутии.
Из истории происхождения народов Якутии. Общечеловеческая значимость материальной и духовной культур, возникших в условиях вечной мерзлоты.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Узнавать из других дополнительных источников об истории происхождения народов Якутии.
Человечество. Историческое прошлое народов Якутии.
Сведения из истории древней Якутии и о народах, населявших её.
Краткие сведения об этногенезе якутов, различные подходы исследователей к данному вопросу.
Формирование народа саха на территории Якутии. Исторические предания о знатных и знаковых представителях народа саха (ЭллэйБоотур, Тыгын Дархан и др.).
Народные идеалы о мирной, счастливой жизни, отраженные в преданиях и эпических сказаниях. Примеры взаимопомощи, взаимовыручки. Установление добрососедских отношений, культурных связей между народами Якутии. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Приводить примеры взаимопомощи, взаимовыручки, установления добрососедских отношений, культурных связей между народами Якутии
2 раздел. Материальная культура народов Республики Саха (Якутия) (12 часов)
Семья. Жилище коренных народов Якутии. Внешнее пространство и внутреннее убранство жилище.
Жилище якутов. Якутский балаган, сэргэ, юрта, алаас, их разновидности, особенности конструкции и практическое и философское значение.
Жилище коренных народов Севера. Юрта, чум, стойбище, их разновидности, особенности конструкции и практическое и философское значение. Экология и гигиена жилище.
Взаимовлияние культур в убранстве жилищ. Детали с точки зрения целесообразности и эстетических воззрений народов. Домашняя утварь. Посуда. Домашний очаг. Колыбель. Понятие «родительский (отчий) дом».
Традиции и современность.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Понимание, представления изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Привести примеры взаимовлияния культур в убранстве жилищ.
Коллективное обсуждение понятий «домашний очаг», «родительский дом» у разных народов.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Труд. Национальная кухня народов Якутии.
Продукция скотоводства, оленеводства, охоты и рыболовства – основной рацион традиционного питания северян. Экологически чистая, натуральная, полезная для здоровья пища народов Якутии. Основные блюда, их приготовление. Культура, режим питания и традиции праздничного угощения у разных народов. Заготовка, способы хранения съестных припасов, ягод и растений. Способы заготовки и хранения продуктов. Современные блюда. Национальная кухня коренных народов Якутии. Мастерство Иннокентия Тарбахова.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями.Различать продукцию скотоводства, оленеводства, охоты и рыболовства.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Труд. Традиционные промыслы.
Традиционные способы обработки продуктов животноводства, в охотничьем промысле.
Освоение местными мастерами секретов изготовления оружий, орудий труда, охотничьих и рыболовных снастей, предметов домашнего обихода и других изделий русского и иностранного производства. Развитие гончарного ремесла. Мастерство народных умельцев по изготовлению деревянной, кожаной, глиняной, берестяной посуды.
Кузнечное ремесло. Изготовление орудий труда. Сведения по кузнечному ремеслу. Качество изделий из железа. Потомственные кузнецы. Творчество мастера МандарУус. Разновидности орудий труда у коренных народов.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями.Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Провести наблюдения за традиционными способами обработки продуктов животноводства, охотничьим промыслом.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников о развитии гончарного ремесла.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями.Готовить сообщения о кузнечном ремесле, творчестве кузнецов.
Сравнивать и различать названия орудий труда у разных народов
Труд и творчество. Народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
Виды декоративно-прикладногоискусства народов Якутии. Художественная обработка мамонтовой кости, дерева, камней и благородных металлов.
Ювелирное мастерство. Знаменитые мастера. Отражение мировоззренческих представлений народов в семантике форм и орнаментов.
Различать виды декоративно-прикладногоискусства народов Якутии.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры ( научно-популярной, справочной, со словарями, атласами.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Провести наблюдения за ювелирным мастерством, художественной обработкой в музеях.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
3 раздел. Духовная культура народов Республики Саха (Якутия) (15 часов)
Традиционные российские религии.
Природа. Духовные традиции народов Якутии.
Представления народов Якутии о природе и человеке.
Религиозные воззрения народов Якутии. Противоборство добрых и злых сил. Культ солнца, огня, родной земли. Обожествление природы.
Шаманизм у сибирских народов. Их генетическая и типологическая общность.
Возникновение религий мира и их основатели. Священные книги религий мира. Мировые религии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) в Республике Саха (Якутия). Принятие христианства народами Якутии. Извлекать из дополнительных источников сведения об истокахосновных религиозных верований народов республики.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Коллективное обсуждение о религиозных воззрениях коренных народов Якутии, о принятии христианства.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Человек и природа. Обрядовый фольклор народов Республики Саха (Якутия).
Познавательная, воспитывающая, развивающая функции фольклора. Вера в магическую силу слова.
Обрядовый фольклор у разных народов Якутии, разновидности обрядовой культуры.
Благопожелания и их виды. Значение, особенности исполнения в повседневной жизни. Экология души.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами.Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях.
Развитие умения корректно исправлять ошибки по отношению к выполнению обрядов.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Выявлять сходство и различие в обрядовых фольклорах у разных народов.
Искусство Музыкальное искусство народов Якутии.
Национальные музыкальные инструменты коренных народов Якутии.
Хомус как музыкальный символ народа саха. Основные разновидности и стили исполнения. День хомуса в Республике Саха (Якутия). Вклад общественного движения хомусистов, мастеров-хомусистов в развитии варганного искусства народов мира. Установление рекорда ГИННЕСА.
Популярные народные мелодисты. Возрождение народного песенного стиля в творчестве молодых эстрадных исполнителей.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, художественной).
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Готовить устные сообщения о возрождении народного песенного стиля в творчестве молодых эстрадных исполнителей.
Повторение всего материала (2 часа)
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения оценивать качество культуроведческих знаний и умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе
В результате изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета«Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
-самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России -учебной,художественной,научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразияи т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительство, диаспора); синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столице РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Якутии как общности (мы – якутяне), и шире (мы – россияне) и т.д.);
доказательство (на примере экстремальных условий Севера и т.д.)
- умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; алаас, сэргэ – символ якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Список используемой литературы
Сергина Е.С. Айылгы Аартыга. 2014с.
Кулаковский А.Е. труды. Я., 1979. С. 215-256.
Васильев Д.Е. проза Софрона Данилова. Я.1989.
Копирын Н.З. Поэт фрониовик.//Полярная звезда. 1965. №3.
Тарский Г. Серебряная березка.//Соц. Якутия.1965 16 ноября.
Боескоров Г. Творчество !!. Тобурокова.Я. 1981.
Огдо Аксенова. Тундровичок. Красноярск.1979.
Огдо Аксенова. Барахсан. Красноярск. 1973.
Огдо Аксенова. Талые воды.М.1989.
Кымытваль А. Кто это? Магадан,1968. Нелоседа. Магадан, 1974. Этот праздник веселый- кильвей.М., 1980
Кеулькут В. Пусть стоит мороз.М., 1958. Маленький каюр. Магадан . 1965. Солнце над Чукоткой.М., 1965.
Рытхэу Ю.волшебная руковица.М.,1963. Морж раздора.М.,1964.Медвежий компот.М.,1965.
Курилов Г.Рассказы Юко. М.,1974.Стихи лебеди. Провода. Песенка. И опять я бегу по равнине… олени. Мои резвые кони, мои легкие кони.. Память. Сеть..вы знаете тот край.; В сб. «Песни тайги». М., Дет.лит.1979. Чига(пьеса для кукольного театра)// «Полярная звезда». 1984. №4.
Курилов Н.Примета.Оленята.Ездовые собаки: сб.стихов.М.,Современник.1985. Сказка, которая сбудется. Мои соседы – чайки:Сб. «Близок Север» М., 1982.
Песни тайги: Сб. стихов.М: дет.лит.1979.
Кривошапкин А. Поездка к оленям/Рассказы. Я.1981.
Платонов А.Песни эвенка. Сб.Д.,1938, Стихи: Сб.Л.,1940.
Апросимов Д.Три родника.М.,1981.
Калитин Н. Слушай, моя тайга: Сб. Я.,1982. Сны в инее: Сб.М.,Современник.1985.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Электронные учебники.
Видеофильмы, соответствующие тематике.
- электронные учебные пособия Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П. «Өбүгэ олоҕунутума» («Жизненный уклад предков»), Иванова А.В. «Якутия многонациональная»;
- DVD-диски «Образы народов Российской империи 60-х годов XIX века (из фотоархива Российского этнографического музея)»; «Первая этнографическая выставка России 1867 г.»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы (www.depnar.ru; www.sakha.gov.ru/depnarod; Федеральный информационный портал SakhaNews; www.vikipedia.orgwww.identity2010.ruи др.), тематически связанные с содержанием предмета.
Экранно-звуковые пособия
Аудиоматериалы
Видеофильмы
Слайды - «Оҕо сааһым түһүлгэтэ» Ариадны Винокуровой, Нади Дмитриевой;
- «Эхо тундры и тайги» М. Дуткина;
- этнической музыки «Семья народов»: Кангар-оолОндар (Республика Тыва), ансамбль «Родничок» (Красноярский край), ансамбль «Этиген» (Бурятский автономный округ), ансамбль «Хан-Сын» (Республика Хакасия) и др.Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер.
Слайд-проектор. Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков.
С диагональю не менее 72 см.
Оборудование
Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Игры и игрушки
Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей республики, изучаемых народов.
Настольные развивающие игры. Календарно – тематическое планирование
№ п/п № урока Тема урока
Содержание Требования к уровню подготовки учащихся Кол-во часов Дата
По плану По факту
1 четверть, 8 уроков
Введение. Диалог культур
1-3 1-3 Диалог культур 1.Российская Федерация: национальный состав по регионам. Особенности расселения различных народов, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
2.Российская Федерация как одно из многонациональных государств мира.
3.Конституция РФ, основные принципы национальной политики.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду в целом.
3ч 5.09
12.09
19.09
1 раздел. Из истории народов Республики Саха (Якутия). Древний мир Якутии
4 4 Возникновение человеческой цивилизации на территории современной Якутии.
1.Из истории происхождения народов Якутии.
Общечеловеческая значимость материальной и духовной культур, возникших в условиях вечной мерзлоты.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Узнавать из других дополнительных источников об истории происхождения народов Якутии. 1ч 26.09 5-8 5-8 Историческое прошлое народов Якутии.
1.Сведения из истории древней Якутии и о народах, населявших её.
Краткие сведения об этногенезе якутов, различные подходы исследователей к данному вопросу.
2.Формирование народа саха на территории Якутии.
3.Исторические предания о знатных и знаковых представителях народа саха (ЭллэйБоотур, Тыгын Дархан и др.).
4.Народные идеалы о мирной, счастливой жизни, отраженные в преданиях и эпических сказаниях. Примеры взаимопомощи, взаимовыручки.
Установление добрососедских отношений, культурных связей между народами Якутии. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Приводить примеры взаимопомощи, взаимовыручки, установления добрососедских отношений, культурных связей между народами Якутии 4ч 3.10
10.10
17.10
24.10
2 четверть, 8 уроков
2 раздел. Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)
9-12 1-4 Жилище коренных народов Якутии. Внешнее пространство и внутреннее убранство жилище.
1.Жилище якутов. Якутский балаган, сэргэ, юрта, алаас, их разновидности, особенности конструкции и практическое и философское значение.
2.Жилище коренных народов Севера. Юрта, чум, стойбище, их разновидности, особенности конструкции и практическое и философское значение.
3.Экология и гигиена жилище. 4.Взаимовлияние культур в убранстве жилищ.
Детали с точки зрения целесообразности и эстетических воззрений народов.
Домашняя утварь. Посуда. Домашний очаг. Колыбель.
Понятие «родительский (отчий) дом». Традиции и современность.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Понимание, представления изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Привести примеры взаимовлияния культур в убранстве жилищ.
Коллективное обсуждение понятий «домашний очаг», «родительский дом» у разных народов.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала. 4ч 7.11
14.11
21.11
28.11
13-16 5-8 Национальная кухня народов Якутии. 1.Продукция скотоводства, оленеводства, охоты и рыболовства – основной рацион традиционного питания северян.
2.Экологически чистая, натуральная, полезная для здоровья пища народов Якутии.
Основные блюда, их приготовление.
3.Культура, режим питания и традиции праздничного угощения у разных народов.
Заготовка, способы хранения съестных припасов, ягод и растений.
Способы заготовки и хранения продуктов. Современные блюда.
4.Национальная кухня коренных народов Якутии. Мастерство Иннокентия Тарбахова.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями.
Различать продукцию скотоводства, оленеводства, охоты и рыболовства.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
4ч 5.12
12.12
19.12
26.12 3 четверть, 10 уроков
17-18 1-2 Традиционные промыслы.
1.Традиционные способы обработки продуктов животноводства, в охотничьем промысле.
Освоение местными мастерами секретов изготовления оружий, орудий труда, охотничьих и рыболовных снастей, предметов домашнего обихода и других изделий русского и иностранного производства.
2.Развитие гончарного ремесла.
Мастерство народных умельцев по изготовлению деревянной, кожаной, глиняной, берестяной посуды. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Провести наблюдения за традиционными способами обработки продуктов животноводства, охотничьим промыслом.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников о развитии гончарного ремесла.
2ч 16.01
23.01
19-20 3-4 Кузнечное ремесло. Изготовление орудий труда. 1.Сведения по кузнечному ремеслу. Качество изделий из железа. Потомственные кузнецы. 2.Творчество мастера МандарУус. Разновидности орудий труда у коренных народов. Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями.
Готовить сообщения о кузнечном ремесле, творчестве кузнецов.
Сравнивать и различатьназвания орудий труда у разных народов 2ч 30.01
6.02 21-22 5-6 Народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
1.Виды декоративно-прикладногоискусства народов Якутии.
Художественная обработка мамонтовой кости, дерева, камней и благородных металлов.
2.Ювелирное мастерство. Знаменитые мастера.
Отражение мировоззренческих представлений народов в семантике форм и орнаментов.
Различать виды декоративно-прикладногоискусства народов Якутии.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры ( научно-популярной, справочной, со словарями, атласами.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Провести наблюдения за ювелирным мастерством, художественной обработкой в музеях.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
2ч 13.02
20.02 3.1 раздел. Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)
23-26 7-10 Духовные традиции народов Якутии. 1.Представления народов Якутии о природе и человеке.
2.Религиозные воззрения народов Якутии.
Противоборство добрых и злых сил.
3.Культ солнца, огня, родной земли.
Обожествление природы.
4.Шаманизм у сибирских народов.
Извлекать из дополнительных источников сведения об истокахосновных религиозных верований народов республики.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Коллективное обсуждение о религиозных воззрениях коренных народов Якутии, о принятии христианства.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др. 4ч 27.02
6.03
13.03
20.03 4 четверть, 9
3.2 раздел. Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)
27-29 1-3 Духовные традиции народов Якутии. 1.Генетическая и типологическая общность.
Возникновение религий мира и их основатели.
Священные книги религий мира. 2.Мировые религии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) в Республике Саха (Якутия). 5.Принятие христианства народами Якутии. Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др. 3ч 3.04
10.04
17.04 30-32 4-6 Обрядовый фольклор народов Республики Саха (Якутия).
1.Познавательная, воспитывающая, развивающая функции фольклора. Вера в магическую силу слова.
Обрядовый фольклор у разных народов Якутии, разновидности обрядовой культуры.
Благопожелания и их виды. 5.Значение, особенности исполнения в повседневной жизни.
6.Экология души.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях.
Развитие умения корректно исправлять ошибки по отношению к выполнению обрядов.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Выявлять сходство и различие в обрядовых фольклорах у разных народов.
3ч 24.04
1.05
8.05 33-35 7-9 Музыкальное искусство народов Якутии.
1.Национальные музыкальные инструменты коренных народов Якутии.
2.Хомус как музыкальный символ народа саха. Основные разновидности и стили исполнения. День хомуса в Республике Саха (Якутия).
Вклад общественного движения хомусистов, мастеров-хомусистов в развитии варганного искусства народов мира.
3.Установление рекорда ГИННЕСА.
Популярные народные мелодисты.
Возрождение народного песенного стиля в творчестве молодых эстрадных исполнителей.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, художественной).
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Готовить устные сообщения о возрождении народного песенного стиля в творчестве молодых эстрадных исполнителей.
3ч 15.05
22.05
29.05