Конспект урока Коми орнамент. Варежка


Технологическая карта изучения темы
Цель Научить изготавливать и разукрашивать пару варежек, работая в паре.
Задачи 1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
Планируемый результат Предметные умения УУД
Различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа.Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.Познавательные:логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатовКоммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Основные понятия Орнамент; мотивы: растительный, геометрический, животный; национальный орнамент; шаблон
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир (знание своей национальности). Развитие речи (обогащение словарного запаса). Фронтальная, парная, индивидуальная. 1) Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь», автор Л.А. Неменская, М.: «Просвещение», 2011.2) Презентация
Ход урока
1-й этап. Мотивация к деятельности
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы – Наш урок я хочу начать вот с такой загадки:Не боюсь морозца я –Есть две шубки у меня.Согревают две сестрички,А зовут их … (рукавички) (слайд 3)
2-й этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения Обучающие и развивающие задания
Актуализация знаний учащихсяЦель: актуализировать знания учащихся о назначении рукавиц; о различных узорах. – Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?
Расширение знанийЦель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента» – Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки. Посмотрите, какие разные варежки я нашла в нашем волшебном сундучке поделок. (Учитель показывает образцы варежек, среди которых одна пара без узоров).Какая из них вам понравилась больше всего? Почему?– Так зачем же человек украшает варежки узорами?(чтобы они не только грели, но и радовали нас своей красотой)– А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами)– А что же им помогала создавать узоры, мы узнаем, посмотрев вот на такой слайд (слайд 4)Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Вывод: природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры.– Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Повторим все вместе хором. (слайд 5) 
Орнамент – узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов (мотивов). И наши мамы и бабушки украсили свои вещи не просто орнаментом, а коми орнаментом. (слайд 6)
- А зачем нужен орнамент?
-Молодцы, вспомнили. Орнамент делает вещи более яркими и красивыми. Кроме того, орнамент служил оберегом – защитой от злых духов. А на каких вещах можно было встретить орнамент?
Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, скатерти, полотенца коми мастерицы (слайд 7).Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.
3-й этап Практическая работа в паре
Сообщение плана работы.Цель: формировать умение принимать учебную задачу. – А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке? (слайд 8)Из чего мы сможем сделать варежку? (из белого картона) А как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее? ( в паре) Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в паре.1. Работай дружно. Не ссорься.2. Советуйся с другом.3. Умей договариваться.4. Помогай другу.
Изготовление и украшение варежки.Цель: формировать умение вырезать пару по одному шаблону; научить ученика подбирать узор, договариваясь в паре, и украшать им варежку, постоянно контролируя свое действие с действиями друга. Ребята вам необходимо перевести на лист по одному шаблону варежку так, чтобы она составляла с варежкой вашего соседа пару. Вы изготавливаете одну пару варежек на двоих(слайд 9).
Если варежка Ани выглядит так, то варежка Саши должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?(один варежек одевается на левую руку, а другой - на правую).
Первый вариант переводит лекало варежки для левой руки, второй для правой. Можно приступить к работе.А как проверить получилась ли у вас правильная пара?
ФизминуткаПрежде чем приступим к выполнению задания, давайте отдохнем.Физкультминутка
( исполняется стоя, с движениями)
«У оленя дом большой!»
У оленя дом большой!
Он глядит в своё окошко,
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
- Тук – Тук!
- Дверь открой! -
- Там в лесу охотник злой!
- Заяц! Заяц, забегай,
- Лапу мне давай.
Изготовление и украшение варежки (продолжение)
Коми музыка
Вы же, ребята, сами сказали, что без узоров варежка нравится не всем. Я с вами согласна, поэтому наша с вами задача: украсить вашу пару варежек коми орнаментом, не забывая про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми (слайд 10). 1. Рассмотрите коми орнаменты, вывешенные на доске и выложенные на ваших партах.
Что обозначает этот орнамент(показать несколько орнаментов)?
Какие цвета вы будете использовать для коми орнамента?2. Выберите нужный вам орнамент.3. Посоветуйтесь друг с другом, как лучше его расположить на варежке; какой цвет вы возьмете для орнаментов и для цвета самой варежки.4. Теперь можно орнаменты нарисовать на варежку.
5. основной цвет варежки раскрашиваем цветными карандашами, орнамент фломастерами.Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.
4-й этап. Оценка результатов деятельности
Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. (Дети по рядам выходят к доске со своими работами)– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:1) составляют ли ваши варежки пару;2) одинаковые ли получились узоры;3) аккуратна ли ваша работа. Как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы (слайд 11)
(Учитель после занятия проводит анализ по формированию умения давать самооценку)
Уровни оценивания сформированности умения работать в паре: низкий – в узорах преобладают явные различия, нет сходства; в ходе работы не умеют договариваться, каждый настаивает на своем;средний – частичное сходство; высокий – одинаковый или очень похожий узор; в ходе работы обсуждают варианты, сравнивают работы для достижения результата.