Конспект внеклассного тематического занятия в начальной школе на тему: «Зимующие птицы нашего края»


Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области «Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Конспект
внеклассного тематического занятия в начальной школе
на тему: «Зимующие птицы нашего края»
Воспитатели: Котлярова Ксения Игоревна,
Матвеева Елена Константиновна.
2017 год
Цель: формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
Расширять представления детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»;
Активизировать словарный запас детей, используя стихотворения, песню, загадки, кроссворд, игру;
Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес и заботливое отношение к птицам;
Вызвать желание у детей помочь зимующим птицам.
Оборудование:Презентация «Зимующие птицы родного края», картинки с изображением зимующих птиц, кормушки, кроссворд на листе ватмана, игра «Телефон», шапочки с изображением птиц, книги о птицах, карточки с изображением зимующих, перелетных и домашних птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, изготовление кормушек старшеклассниками, разучивание песенки и стихотворений к занятию, изготовление шапочек птиц, выставка книг о птицах родного края, детские рисунки на тему: «Птицы зимой»
Ход занятия
Ведущий - Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Как называется этот зимний месяц? (Январь)
- Сегодня мы отправимся с вами за чудесами? А вот, о каких чудесах пойдет речь, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. Отгадайте, о ком идет речь в загадках.


1. Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу.
2. На когтях на ствол сосновыйВлез монтер красноголовый.Он трудился на весу,Но не вспыхнул свет в лесу…
3. Верещуньи, белобоки,И зовут их всех …
4. Ей на месте не сидится:Все летает целый день,Суетится, суетится,Целый день звенит: «Тень-тень!»Угадай-ка, что за птица?То веселая …
5. И в лесу, заметьте, дети,Есть ночные сторожа.Сторожей боятся этихМыши – прячутся, дрожа:Очень уж суровыФилины и …
Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.
В выделенных клетках – «Птицы»
Ведущий: Вот вы и узнали, о каких чудесах мы будем сегодня говорить – о птицах. Но не обо всех птицах.
- Ребята, как называются птицы, которые не улетают на зиму в теплые края, а остаются рядом с нами? (зимующие птицы).
Посмотрите, пожалуйста, презентацию о птицах, которые зимуют в наших краях.
Презентация «Зимующие птицы»
Ведущий – Вы заметили, ребята, что у наших гостей на голове шапочки, изображающие разных птиц, а еще, гости приготовили для вас загадки. Давайте послушаем их.
1 ребенок:
Хоть я не молоток –По дереву стучу;В нем каждый уголокОбследовать хочу.Хожу я в шапке красной,И акробат прекрасный. (Дятел)
2 ребенок:
Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ... (Снегири)
3 ребенок:
Птичка-невеличкаНожки имеет,А ходить не умеет.Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей)
4 ребенок:
Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая.Вещунья белобока,А зовут её ...(Cорока)
Ведущий: Ребята, вы хотите поиграть?
Подвижная игра «Вороны и воробьи»
Ведущий – Ребята, игра очень простая, но будьте внимательны. Если я скажу «Ворона», нужно встать и поднять руки вверх. А на слово: «Воробей» нужно присесть. (Ведущий очень медленно по слогам произносит каждое слово: во-ро…). Тот, кто неправильно выполнил действия, выходит из игры и садится на место. Самый внимательный ребенок получает приз.
Ведущий – Послушайте, ребята, какое стихотворение о зимующих птицах написал Александр Яшин.
1 ребенок - Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
2 ребенок - Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна будет им зима.
3 ребенок - Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
4 ребенок - Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
5 ребенок - Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Ведущий – Следующий конкурс «Домашние и перелетные птицы». На двух столах разложены картинки с изображением разных птиц. Команде девочек необходимо отобрать картинки с изображением домашних птиц, а команде мальчиков – с изображением птиц, улетающих зимовать на юг и возвращающихся к нам весной. Птиц нужно назвать, за каждый правильный ответ начисляется очко. Победившая команда получает приз.
Конкурс «Домашние и перелетные птицы»
Ведущий – Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы с вами разучили песню о наших друзьях – птицах.
Песня «Что манит птицу»
Ведущий – Я надеюсь, ребята, что сегодня вы узнали что-то новое и интересное. Крепче станет дружба между людьми и птицами.
- По нашей просьбе ребята-старшеклассники изготовили две кормушки для зимующих птиц. Сегодня одну из них мы повесим у спального корпуса, а завтра другую кормушку повесим у социального дома, где проживают наши подшефные бабушки. Они тоже хотят подкармливать зимующих пташек.