Конспект открытого урока по познанию мира Полезные ископаемы и их значение.


Краткосрочное планирование урока познания мира в 4 классе.
Дата:23 нояября 2016 г.
Неделя 4 День Урок7
Тема урока Полезные ископаемые и их значение в жизни людей
Общая цель
совершенствовать знания о самых рапсоространенных ПИ инаиболее часто используемых ископаемых в РК; познакомить с их свойствами, применением и способом добычи.
-развивать наблюдательность , умение ориентироваться по карте
- воспитывать патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края, воспитывать бережное отнношение к недрам земли.
Ожидаемые результаты
А.Имеют представление о группах полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
В. Различают группы полезных ископаемых,знают их свойства, способы добычи и использование человеком.
С. Анализируют знания о группах полезных ископемых, их свойствах, использовании и значении в жизни человека.
Тип урока Урок изучения нового материала
Задания  Групповая , парная работа, составление постера,презентация.
Необходимые материалы
Учебник, карточки,макреры,флипчарт,цветные стаканчики,смайлики,клей.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя  Действия ученика
Вводная часть
мин
Психологический настрой.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Проверка домашнего задания. Тест
1) Что относится к жидким горным породам?
А) соль б) гранит в) нефть
2. Что относится к плотным горным породам?
А) песок б) глина в) гранит
3.Укажи рыхлую горную породу.
а) песок б) вода в) камень
4. Эту плотную породу используют для фундамента зданий.
А) известняк б) гранит в) кварц
5. Его добавляют для производства стекла
А) глина б) песок в) известняк Проговаривают стихотворение.
Работа в паре
Определение целей и задач урока учащимися.
Презентация
мин Введение в тему.
Наша область называется Западно-Казахстанской. Большая часть местности расположена на Прикаспийской низменности , и через сю область тянется долина реки Урал. Река Урал берет свое начало в Уральских горах т впадает в Каспийское море.На территории не только нашей области , но и всего Казахстана много полезных ископаемых.
(Выходит мальчик в академическом костюме)
Ученый Всезнайка. ПИ бывают на поверхности. Но чаще их приходиться искать глубоко в земле.На Руси издавна существовали разведчики рудознатцы, которые по окраске почвы , по видам растений определяли залежи Пи. Сейчас поиском ПИ занимаются геологи. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места.
Учитель. В недрах нашей Республики есть огромные залежи ПИ.С некоторыми из нних вас познакомят геологи. Слово геологам.
Геолог. мы геологи , специалисты по геологии. А геология наука о строении и составе земной коры и о способах извлечения ПИ.
1-й ученик. Гранит состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга никак не удается. Это говорит о его прочности. К тому же он хорошо полируется и после этого становиться очень красивым. Его применяют для строительства набережных рек, станции метро, памятников. Бывает серого и розового цвета.
2-й ученик. Глина , песок -это очень распространенные ПИ.Они образовываются при разрушении горныхпород( напрмер: гранита) используется в строительстве, для изготовления стекла.Из них делают посуду, черепицу крыш, посуду. Наша страна богата этими ПИ.
3-й ученик Каменный уголь- онбразуется в недрах Земли из оставшихся древних растений.Его важное свойство -горючесть.При горении он дает много тепла.Добывают в шахтах и карьерах.Перевозят обычно по железной дороге в открытых вагоназ.(оказывается антрацит-уголь самый твердый и дает много тепла.
Учиель: : В Казахстане распространен буры и каменный уголь
4-й ученик: Железо есть везде, оно есть и в воде и в растениях. Если бы не было железа в цветах, то они потеряли бы свои краски и аромат. Есть оно и в организме человека, если его недостаточно человек заболеет. Без железа оказывается без пищи, без одежды, без жилья..Железо прочное, тяжелое, твердое.
5-й ученик: Природный газ, по -мнению ученых, образуется из остатков растений и животных, которые жили на планете. Он бесцветный, горит голубым пламенем. Очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электрических станциях, заводах. Получают пластмассы и другие ценные материалы. Чтобы добыть его из-под земли бурят скважины.
6-й ученик: Нефть образовывается глубоко в земле из остатков растений и животных, которая образовалась много миллионов лет назад. Это густая маслянистая жидкость темного цвета. У нее резкий запах, горюча. Это ценное ПИ получают из него жидкое топливо, смазочные масла, лаки, пластмассы , стиральные порошки.
Минутка интересного. Учитель: Вы обращали внимание , что сыр снаружи окрашен в красный или желтоватый цвет. Это цвет не сыра , а парафина, который предохраняет его от высыхания и плесени. Шоколад и шоколадные конфеты завертывают в масляную бумагу , которая также пропитана парафином. Получают парафин путем переработки нефти. При добычи нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?
7-й ученик. Я - эколог, специалист , изучающий взаимосвязь живых организмов и человека с окружающей средой.Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязняется воздух, вода. Нефтепродукты попадают в реки , гибнут звери и птицы. Ученым удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязненные участки в течение 5 лет очищаются, на их месте появляются водоросли.
Воспитательный момент. Если такие разливы будут продолжаться, природа потеряет свои красивые уголки. Каждый должен позаботиться о природе.
Рассказ о Карачаганаке Карачаганакское месторождение - нефтегазовое месторождение, расположенное В ЗКО , вблизи города Аксай.
Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение (КНГКМ) было открыто в 19979 году, разработка месторождения началась в 1984 г.. Карачаганакское месторождение является бесценным сокровищем Западного Казахстана .Его освоение началось в 1984 году, но лишь с приходом иностранных инвесторов Карачананак стал настоящей жемчужиной. Международные компании -британская "Би ДЖИ Групп" , итальянская "Энни", американская "Шеврон" и российская "ЛУКОЙЛ"- обьединились для того , чтобы богатства кладовой подземной Казахстана стали достоянием его народа.
Карачаганское газо-конденсатное месторождение являестя уникальным в мировом значении ( единственный , неповторимый), т.к. имеет большие запасы газа, конденсат, залегает на большой глубине. разработку ведет казахсатнские специалисты и специалисты из других стран. Для добычи ПИ, глубоко от поверхности строят шахты или бурят скважины для добычи нефти и газа. Здесь пробурено более 250 скважин различного назначения. Газ залегает на глубине 4-5 и более км.
Сказка "Кто главнее."
Учитель:. Как вы думаете , какое ПИ главнее и важнее всего! (ответы) На этот вопрос вам помогут ответить герои сказки.
Жили-были на земле ПИ. Вот как то раз собрались они на уик-энд: мстер Каменный уголь, мистер Торф, мисс Нефть , и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке и целый день веселились танцами. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.
Мистер Каменный уголь доказывал Мистеру Торфу, что он главнее его, кричит"Я тепло да.!" А этот в ответ : " Я тоже из горючих материалов." А тут еще Нефть не выдержала , вмешалась:" Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают". тут и Руда заговорила:" ЕСли бы не я , то вас бы без железа и добывать нечем было!".
Долго спорили они, а за сопром не заметили , как к ним подошел живущий неподалеку отшельник-булыжник.Слушал, слушал их и говорит:" Глупцы нашли из-за чего спорить ! В этом мире мы все главные!! Ведь даже я булыжник, нужен для стройки дорог!".
Застыдились тут ПИ , поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.
Учитель; Какой вывод можно сделать? Составление краткого конспекта.
Измерение температуры.
Основная часть
20-25 мин Работа по кроссворду.
Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белыйВ школе не лежит без дела:Пробегает по доске,Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе,Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже,Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный.Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежитНи такси, ни мотоцикл.Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долгоВ доменной печи,На славу получилисьожницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги,А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги,Улицы в селении, А еще он есть в цементе,Сам он – удобрение. (Известняк)
7. Росли на болоте растенияСтали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий.Он несет в дома тепло.От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Работа по учебнику.(первичное чтение)
Практическая работа
А) Работа в группах
Название ПИ Свойства Пи Служит топливом Использование
Б) Работа с контурной картой. Условные обозначения на карте.
Учитель: Сколько месторождений отметили? Сколько смешанных? Чего нет в ЗКО? Что чаще встречается(соль, нефть, газ, строит.мат-лыПодготовка постера в группе.
Прием "Карусель"
Итог
5-7 мин
Формативное оценивание.
Итог урока.. Творческий.
Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:
Ископаемые
Полезные, нужные.
Находят, добывают, используют.
Необходимы человеку во все времена.
Богатство.
Домашнее задание: считать ,пересказывать.
Какое настроение в конце урока? Отвечают на вопросы.
Цветные стаканчики.
Смайлики