Урок по кубановедению к тематическому разделу Кубань многонациональный край Тема урока Кочевые и оседлые племена в раннем железном веке


Тема урока: кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (из цикла уроков к тематическому разделу «Кубань – многонациональный край»Цель: показать взаимовлияние и взаимопроникновение культур кочевых и оседлых племен в раннем железном веке и их влияние на другие культуры (славянскую).
Задачи:
Повысить интерес к древней истории родного края.
Развитие творческих способностей учащихся, продолжение работы над формированием умения оперировать уже имеющимися фактами, анализировать, сопоставлять.
Выявить сходство и различие культур кочевых и оседлых племен Прикубанья, проследить взаимовлияние и взаимопроникновение этих культур и их влияние на славянскую мифологию.
Работа с терминами: мифология, взаимовлияние, взаимопроникновение.
Учебное оборудование:
Б.А. Трехбратов и др. Кубановедение: археология, мифология, культура. 5 класс – Краснодар: Перспективы образования, 2013
Атлас «История Кубани».
ТСО: мультимедийная установка, видеофильм «История Кубани».
Тип урока: комбинированный.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.
Групповая работа.
Реализация индивидуального проектного задания.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Инициация учащихся:
-Вы узнали о племенах, населяющих территорию Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке, и сегодня мы попробуем выяснить, как взаимодействовали эти народы между собой.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.
Буквы перепутались, расставьте их по местам:
ИРАСИК (сираки), ОТЫМЕ (меоты), КИСЫФ (скифы), РЫТАМАС (сарматы).
Покажите на карте места обитания кочевых и оседлых племен Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа.
Что представляло собой общественное разделение труда, произошедшее в эпоху раннего железа?
III. Групповая работа.
А. Класс делится на группы: 1 группа - кочевые племена, которая делится на три подгруппы (скифы, сарматы, сираки), 2 группа – меоты.
Каждая группа приводит аргументы в пользу своего образа жизни, подтверждая свои ответы выдержками из учебника, ссылаясь на исторические документы, демонстрируя фрагменты фильма «История Кубани».
Примерный ход дискуссии:
Кочевые племена Оседлые племена
Скифы: мы лучшие воины, у нас короткие мечи, которыми удобно пользоваться коннику, стрелы с литыми наконечниками, наш дом может переезжать туда, куда нам надо.
Сарматы: мы хорошие воины, в своих кибитках на колесах мы едем, куда хотим, наш скот пасется на вольных пастбищах, он же дает нам пищу и одежду.
Сираки: мы родственники скифов и сарматов, и тоже хорошие воины, а еще мы ведем торговлю с меотами, скифами и сарматами. Меоты: мы выращиваем просо, чечевицу, ячмень, пшеницу, рожь, шьем одежду из льняного полотна, которое сами и изготавливаем. Если бы мы вели кочевой образ жизни, то у нас ничего этого не было бы.
У нас развиты ремесла, из железа мы куем орудия труда и оружие, из глины делаем посуду.
Мы ведем торговлю с греками и с кочевыми племенами.
Наши города хорошо укреплены, и хоть мы и не занимаемся постоянно военным делом, но нас не так- то легко одолеть врагу.
Мы выращиваем специальных боевых коней, которым могут позавидовать и скифы.
У нас много богов, мы почитаем умерших, обожествляем силы природы, любим предметы быта, украшенные изображениями животных.
В процессе дискуссии ученики приходят к выводу, что каждый народ по-своему своеобразен, но у них много общего, и так как они проживали по соседству, происходило взаимовлияние культур.
Б. Учащимся предлагается сделать эмблему, отражающую сходство и различия между народами, населяющими Северо-Западный Кавказ в эпоху раннего железа. На макет щита ученики наклеивают заготовки с ключевыми словами, относящимися как к отдельным племенам, так и ко всем племенам в целом.

IV. Реализация индивидуального проектного задания.
Перед изучением каждого раздела ученики выбирают темы для индивидуальных исследований. Данной теме соответствовало задание, связанное с изучением легенд об амазонках, по словам древних историков, в том числе и Геродота, проживавших на побережье Черного моря.
Учитель:
-ребята, сейчас к нам в гости придет женщина, которая знакома каждому из вас. Подумайте, какое отношение она имеет к теме нашего урока.
Входит Баба Яга. Дети в замешательстве: какя связь между персонажем русской народной сказки и народами, населяющими Северное Причерноморье в раннем железном веке.
Баба яга (ученик, готовивший проект) рассказывает об амазонках, используя видео и фотоприложения, и сообщает, ссылаясь на мнение академика Б.Б. Рыбакова, что образ Бабы Яги сформировался в славянских преданиях под прямым влиянием скифской и сарматской мифологии.
V. Подведение итогов урока.IV. Дифференциация домашнего задания:
Нарисовать Бабу Ягу такой, какой бы её представляли скифы или сарматы.
Найти сведения о других женских сказочных образах, сформированных под влиянием сказаний об амазонках (змеиные жены, змеиные сестры, царь-девица Синеглазка и др.)